В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.
Ключевые слова: общение, культура, культура общения, культура речи.
Общение является одной из важнейших сторон в жизни общества. Посредством общения человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром, через общение происходит процесс накопления и передачи информации, знаний, происходит освоение социокультурного опыта. Общение выступает как неотъемлемая часть процесса формирования человека как личности, формирования основных черт характера, а также общение занимает важную роль в процессе социализации человека: формирования у него нравственно-этических правил и норм поведения. В процессе общения человек достигает взаимопонимания или же приходит к противоречиям и конфликтам. Следовательно, общение выступает как средство выстраивания межличностных отношений, и оно всегда определяется существующей системой общественных отношений, соответствует традиционно сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций [1]. То есть общение связано со всеми сторонами жизни, оно является предметом изучения многих социальных дисциплин: психология, педагогика, лингвистика, культурология, социология, философия.
Как мы видим, общение — это всеобъемлющее понятие, и чтобы раскрыть его содержание полнее, рассмотрим несколько теоретических подходов к изучению этого явления.
Согласно древнегреческим мыслителям (Платон, Аристотель) общение представляет собой особый тип взаимосвязей человека с окружающей средой (природой и обществом), на основе положительных человеческих свойств и качеств [6]. С точки зрения современных учёных такое понимание не претерпело изменений, оно рассматривается как важнейшее условие деятельности человека [3]. Содержанием общения является обмен информацией посредством различных средств коммуникации для построения взаимоотношений между людьми [2]. Также общение понимается в современной науке как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностны отношения, но и нормы и правила общественной жизни.
Понятие культуры также является всеобъемлющим, проникающим во все сферы человеческой жизни. Источником происхождения культуры является деятельность человека по изменению окружающей действительности. Становление и развитие культуры происходит параллельно с развитием общества путём накопления опыта и знаний многих поколений. Культура определяет уровень социального, интеллектуального, духовно-нравственного, художественно-эстетического развития личности, а также включает освоение им опыта социального взаимодействия. Отсюда можно сделать вывод о том, что общение и культура тесно взаимосвязаны: общение выступает как особая форма культуры. На определённых этапах своего исторического развития человеческие цивилизации, государства, народы создают свойственные только им нормы, правила, традиции и обычаи взаимоотношений между людьми. Это привело к формированию и дальнейшему изучению в социологии, психологии и философии понятия «культура общения».
В современной науке существует несколько теоретических подходов к изучению понятия культуры общения:
1) рассматривается место общения в системе конкретно-исторических социальных взаимосвязей.
2) изучаются содержание общения, его формы, виды место в деятельности человека;
3) широко изучается вопрос культуры межнационального общения;
4) проблема педагогического общения рассматривается в рамках педагогической культуры;
5) поднимается проблема культуры общения личности в контексте современного общества.
В психологии решение проблемы культуры общения определяет уровень развития общества. Культура общения неразрывно связана с культурой личности, так как именно она определяет духовно-нравственные и ценностные ориентиры личности. В массовом понимании культура общения равняется культуре поведения [4].
В педагогической науке культура речевого общения представляется как система знаний, умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях общения [5]. Также культура общения в педагогике отождествляется с коммуникативной грамотностью, представляющей собой умение применять правила и нормы общения с конкретной жизненной ситуацией. Коммуникативная грамотность предполагает наличие таких составляющих как культура речи, языковая и речевая грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.
Таким образом, культура общения — это умение правильно, соответственно ситуации вести в различных речевых ситуациях. Культура речевого общения закладывается в семье и в образовательных учреждениях. Культура общения — это существующие в обществе нормы поведения, к ней относятся фактически все способы поведения, с помощью которых осуществляется общение: слова, организованные в речь; интонация, жесты, мимика, пантомимика и др., всё то, что обеспечивает взаимодействие людей.
Культура общения обладает рядом функций. Аксиологическая функция проявляется в единстве процессов создания и освоения нравственных ценностей. Нормативная функция проявляется в утверждении определённых, принятых в обществе в качестве эталона, норм, правил поведения. Воспитательная функция проявляется в том, что в процессе взаимодействия с другими людьми у человека формируются определённые личностные качества. Культура общения, представляя собой систему определённых качеств личности, выполняет регулятивную функцию, поскольку эта система ценностей оказывает прямое воздействие на отношения в обществе.
Воспитание культуры общения является одним из важнейших направлений в образовании в общеобразовательных учреждениях нашей страны, что находит своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах обучения школьников. Особенно это имеет огромное значение при изучении родного языка, ведь культура общения наиболее ярко и точно проявляется в речи человека. Речь является основой общения.
Культура речевого общения предъявляет определённые требования к речи человека. Основными из них являются: содержательность, логичность, обоснованность, убедительность, чёткость, понятность. Содержательность речи проявляется в её информативности. В логичной речи нет противоречивости, она обоснована и последовательна, в ней все высказывания связаны между собой и подчинены единой мысли. Обоснованность речи выражается в достоверности её аргументов, которая должна доказать, что обсуждаемая тема, предмет разговора имеет объективный характер. Умение убедить собеседника является показателем аргументированности речи. Речь должна быть чёткой и ясной, ибо чрезмерно быстрая речь сложна для понимания, а медленная речь бывает тусклой и невыразительной и не будет восприниматься собеседником.
Феномен культуры речи так важен для изучения, потому что речевое общение является способом получения в готовом виде систематизированного, осмысленного предыдущими поколениями людей социокультурного опыта, способом овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой, в результате это человек социализируется, развивается, корректируется его поведение. Показателем сформированности культуры общения является система нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями человека, стали характерными чертами личности человека, проявляющимися в его действиях и поступках.
Воспитание культуры общения это одна главных задач современного школьного образования, особенно в дошкольном образовании и начальном школьном.
Литература:
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Наука, 2017. — 272 с.
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1970. — 238 с.
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2018. — 76 с.
- Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2019. — 464
- Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И. Ладыженская Н. В. Детская риторика в рассказах и рисунках: методические рекомендации. — М.: Ювента, 2020. — 64 с.
- Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 2019. — 260 с.