На обложке
изображен Шалва Александрович Амонашвили
(родился в 1931 году), советский, грузинский и российский педагог.
Шалва Амонашвили
родился в Тбилиси (Грузия). Отец его ушел на войну добровольцем и погиб
в начале войны в Крыму. Воспитанием маленького Шалвы занимались мать,
бабушка и дедушка. С детства он любил писать стихи, пьесы, философские
эссе, ставить спектакли.
Сначала со школой
и учителями у Шалвы Амонашвили складывались непростые отношения.
«Школу-то я любил, но это не значит, что также любил своих учителей или
спешил в школу лишь для того, чтобы их увидеть, с ними пообщаться.
Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом
взаимности: недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже
недолюбливали меня, слабого», — вспоминает Шалва Александрович. Поверить
в себя, превратиться в выпускника, закончившего школу с золотой
медалью, ему помогла учительница грузинского языка и литературы Варвара
Вардиашвили. Именно она поддержала его поэтический дар.
Его влекла
журналистика, но так как в школе задержали выдачу аттестатов на несколько
дней, он не успел подать свои документы на этот факультет: все места для
медалистов были уже заняты. Для того чтобы осуществить свою мечту, он подал
документы на факультет востоковедения в группу иранской филологии.
В школу Шалва Александрович попал совершенно случайно, желая помочь
финансово своей семье, которая в тот момент едва сводила концы с концами.
Ему, студенту второго курса Тбилисского университета, предложили стать старшим
пионервожатым в одной из школ, и он согласился. В школе с его
приходом закипела пионерская жизнь. Как старший пионервожатый, он ходил
с учениками в походы, участвовал в общественной жизни, ставил
с ними спектакли. И во всей этой круговерти школьной жизни Шалва
Амонашвили был не над ребятами, а вместе с ними. Постепенно, работая
в школе, он осознал себя не студентом-учеником, а начинающим молодым
педагогом среди более опытных коллег и понял, что пришел к детям
в школу навсегда.
Шалва Амонашвили
закончил с красным дипломом факультет востоковедения Тбилисского
университета, поступил в аспирантуру и стал сотрудником НИИ
педагогики Грузии. Одновременно он работал учителем истории, побывав перед этим
учителем труда и литературы.
По окончании
аспирантуры НИИ педагогики Грузии он защитил диссертацию по педагогике, от
которой потом отказался, потому что она противоречила его новым педагогическим
взглядам. «Тогда я был уверен, что все образование можно изменить,
отреформировать, обновить через так называемое внедрение новых педагогических,
дидактических или методических систем, через приказы министерства или
постановления правительства. Здесь я допустил ту же самую ошибку, что
сейчас допускают специалисты так называемых педагогических технологий: я не
отдавал должного свободной творческой воле учителя», — рассказывает он сам
о том периоде своей работы.
В 1960–70-х годах
Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии. Он
стал известен всему мировому педагогическому сообществу под названием «гуманно-личностный
подход к детям в образовательном процессе». Это «Школа радости»
в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент
по работе с детьми шести лет. По словам Шалвы Александровича, цель
эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и она, по
его мнению, была достигнута.
В 40 лет Шалва
Александрович защитил докторскую диссертацию по психологии и стал доктором
наук. В это же время Министерство образования Грузии приостановило
эксперимент в школах; мэтру педагогики туда ходить было запрещено.
В освободившееся от занятий время отчасти от отчаяния он начал писать свою
первую книгу «Здравствуйте, дети!». Путь этой книги к читателю был тернист
и непрост: она не нравилась «высшему» руководству, и у него к ней
было немало вопросов. Однако труд Шалвы Амонашвили стал настоящим прорывом
в системе педагогики того времени и одним из символов педагогической
системы XX века. Успех был настолько огромен, что вышли вторая и третья
часть этой книги «Как живете, дети?» и «Единство цели».
В начале XXI века
под руководством Шалвы Амонашвили образовался Международный центр гуманной
педагогики. Каждый год здесь проводятся Международные педагогические чтения, на
которых собираются педагоги из разных стран.
В настоящее время Амонашвили
возглавляет Академию гуманной педагогики, которая реализует образовательные
программы как для родителей, так и для учителей. Кроме этого, он руководит
лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом
университете.
«Кто хоть раз
общался с академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили, был у него
на лекциях, на уроках в школе, тот навсегда останется в плену его
обаяния, глубочайшего такта, внутреннего света и тепла, излучаемого этим
необыкновенным человеком», — говорит о нем его коллега Дмитрий
Дмитриевич Зуев.