В статье раскрывается понятие «здоровьесберегающие технологии». Автор приводит принципы и классификацию существующих здоровьесберегающих технологий. Также в статье описаны главные компоненты здоровьесберегающих технологий, исходя из которых, при организации педагогического процесса учитывается определенная специфика формирования культуры здоровья детей и молодёжи.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, фактор здоровья, компоненты здоровьесберегающих технологий.
Одной из главной ценности жизни человека является здоровье. Хорошее здоровье способствует выполнению планов, преодолению трудностей, предоставляет возможность решать жизненные задачи и обеспечивает долгую и активную жизнь.
Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, которая определяет способность его к труду и обеспечивает гармоничное развитие личности. Здоровье — это главная предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Главный фактор здоровья представлен поведением, направленным на его сбережение, укрепление, улучшение, ведение здорового образа жизни.
Как известно, современные проблемы здоровья молодежи находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в данном направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности. В Законе РФ «Об образовании» провозглашены приоритетные вопросы по охране, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностным ориентациям на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни [1].
Сегодня проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья детей и молодёжи достаточно актуальна, ведь от состояния здоровья напрямую зависит будущее нашей страны, её уровень развития, качество жизни людей и национальная безопасность.
Так, одним из главных средств решения проблем по оздоровлению детей и молодёжи становятся здоровьесберегающие технологии, играющие значительную роль в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, т. е. ученика и учителя [5, с. 82].
Конкретные детали применения здоровьесберегающих технологий определены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Главная установка ФГОС относительно данных технологий состоит в осознании здоровья как высшей ценности и привитии бережного отношения к нему [4, с. 19].
Здоровьесберегающие технологии опираются на следующие принципы:
– забота о здоровье является первостепенной задачей. Любые применяемые методики и приёмы должны быть оценены с точки зрения их влияния на психофизическое самочувствие ученика и учителя;
– приёмы, использующиеся в рамках программы здоровьесбережения, должны быть аргументированными и не наносить вред жизнедеятельности объекта и субъекта учебно-воспитательного процесса;
– непрерывность — принцип, обозначающий проведение работы на каждом учебном занятии;
– соответствие содержательных компонентов работы по сохранению здоровья возрасту и уровню развития учеников;
– междисциплинарный подход, то есть взаимодействие педагогических кадров, социальных работников, психологов, врачей в работе по сохранению здоровья детей;
– приоритет удачи — при использовании тех или иных приёмов результаты деятельности оцениваются с положительной стороны. Недостатки учитываются в дальнейшей работе;
– ответственность за своё здоровье — одна из ключевых задач их воспитания. Здоровье необходимо для реализации знаний, умений и навыков, получаемых учениками, в жизни [3, с. 43].
Существует множество классификаций здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии классифицируются по характеру деятельности (здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные)).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:
- Медико-гигиенические технологии (МГТ) представляют собой технологии, направленные на профилактику заболеваний; коррекцию и реабилитацию соматического здоровья; санитарно-гигиеническую деятельность. К ним относят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий согласно регламентациям СанПиНов.
- Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) — это технологии, направленные на решение задачи поиска оптимальных вариантов для развития физического здоровья детей. К ним относят контроль осанки, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры, физкультминуток.
- Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) — это технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. ЭЗТ представлены обустройством пришкольной или придомовой территории, зелеными растениями в классах и в квартирах, рекреациях, живым уголком, участием в природоохранных мероприятиях.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия — это технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье, главной задачей которых выступает обеспечение эмоциональной комфортности и позитивно психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К таким технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) — это технологии, которые реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. К данным технологиям можно отнести изучением курса ОБЖ, обеспечение руководителями образовательных организаций и педагогами безопасности условий пребывания воспитанников в системе соцразвития.
- Образовательные технологии — технологии, содействующие здоровью [3, с. 46].
Также выделяют комплексные здоровьесберегательные технологии — это технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические технологии); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Отметим главные компоненты здоровьесберегающих технологий:
- Аксеологический компонент — осознание учащимися высшей ценности здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни.
- Гносеологический компонент — приобретение нужных для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья.
- Собственно здоровьесберегающий компонент — важная роль принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что предупреждает возникновение вредных привычек и разных заболеваний.
- Эмоционально-волевой компонент представлен проявлением эмоциональных и волевых психологических механизмов, закрепляющих желание вести здоровый образ жизни.
- Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, обеспечивающей человеческую личность конкретными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
- Физкультурно-оздоровительный компонент связан с владение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, обеспечением закаливания организма, высокими адаптивными возможностями [2, с. 557].
Исходя из главных компонентов здоровьесберегающих технологий, при организации педагогического процесса необходимо учитывать специфику формирования культуры здоровья детей и молодёжи, а именно:
– наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной и доминирующей природной среды;
– субъектное включение детей и молодёжи в здоровьесберегающую деятельность, в процесс здоровьесбережения, то есть освоения способов жизнедеятельности, адекватных доминантным потребностям и возможностям личности, а также обеспечивающих сохранение, укрепление и формирование здоровья [2, с. 558].
Исходя из вышесказанного, здоровьесберегающие технологии — система организационных форм и технологических единиц, ориентированных на конкретный результат — здоровье личности и общества.
Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях как неотъемлемая часть в образовании представляет собой одну из самых перспективных систем, применение которой повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. От правильного применения данных технологий будет зависеть сам процесс обучения и здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
- Береснева, Л. Н. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий как источник формирования культуры здоровья детей и молодёжи / Л. Н. Береснева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 554–558.
- Сократов, Н. В. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога. / Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева, Л. А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
- Спирин В. К. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды / В. К. Спирин, Л. В. Смирнова, О. А. Чупехина // Теория и практика физической культуры, — 2017. — № 5. — С. 19–20.
- Шубович, М. М. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи / М. М. Шубович, Е. А. Гринева, Н. В. Бибикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2018. — № 4. — С. 80–86.