Здоровьесберегающие технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 5325 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. Н. Здоровьесберегающие технологии / А. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/403/84571/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается понятие «здоровьесберегающие технологии». Автор приводит принципы и классификацию существующих здоровьесберегающих технологий. Также в статье описаны главные компоненты здоровьесберегающих технологий, исходя из которых, при организации педагогического процесса учитывается определенная специфика формирования культуры здоровья детей и молодёжи.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, фактор здоровья, компоненты здоровьесберегающих технологий.

Одной из главной ценности жизни человека является здоровье. Хорошее здоровье способствует выполнению планов, преодолению трудностей, предоставляет возможность решать жизненные задачи и обеспечивает долгую и активную жизнь.

Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, которая определяет способность его к труду и обеспечивает гармоничное развитие личности. Здоровье — это главная предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Главный фактор здоровья представлен поведением, направленным на его сбережение, укрепление, улучшение, ведение здорового образа жизни.

Как известно, современные проблемы здоровья молодежи находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в данном направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности. В Законе РФ «Об образовании» провозглашены приоритетные вопросы по охране, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностным ориентациям на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни [1].

Сегодня проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья детей и молодёжи достаточно актуальна, ведь от состояния здоровья напрямую зависит будущее нашей страны, её уровень развития, качество жизни людей и национальная безопасность.

Так, одним из главных средств решения проблем по оздоровлению детей и молодёжи становятся здоровьесберегающие технологии, играющие значительную роль в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, т. е. ученика и учителя [5, с. 82].

Конкретные детали применения здоровьесберегающих технологий определены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Главная установка ФГОС относительно данных технологий состоит в осознании здоровья как высшей ценности и привитии бережного отношения к нему [4, с. 19].

Здоровьесберегающие технологии опираются на следующие принципы:

– забота о здоровье является первостепенной задачей. Любые применяемые методики и приёмы должны быть оценены с точки зрения их влияния на психофизическое самочувствие ученика и учителя;

– приёмы, использующиеся в рамках программы здоровьесбережения, должны быть аргументированными и не наносить вред жизнедеятельности объекта и субъекта учебно-воспитательного процесса;

– непрерывность — принцип, обозначающий проведение работы на каждом учебном занятии;

– соответствие содержательных компонентов работы по сохранению здоровья возрасту и уровню развития учеников;

– междисциплинарный подход, то есть взаимодействие педагогических кадров, социальных работников, психологов, врачей в работе по сохранению здоровья детей;

– приоритет удачи — при использовании тех или иных приёмов результаты деятельности оцениваются с положительной стороны. Недостатки учитываются в дальнейшей работе;

– ответственность за своё здоровье — одна из ключевых задач их воспитания. Здоровье необходимо для реализации знаний, умений и навыков, получаемых учениками, в жизни [3, с. 43].

Существует множество классификаций здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии классифицируются по характеру деятельности (здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные)).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) представляют собой технологии, направленные на профилактику заболеваний; коррекцию и реабилитацию соматического здоровья; санитарно-гигиеническую деятельность. К ним относят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий согласно регламентациям СанПиНов.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) — это технологии, направленные на решение задачи поиска оптимальных вариантов для развития физического здоровья детей. К ним относят контроль осанки, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры, физкультминуток.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) — это технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. ЭЗТ представлены обустройством пришкольной или придомовой территории, зелеными растениями в классах и в квартирах, рекреациях, живым уголком, участием в природоохранных мероприятиях.
  4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия — это технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье, главной задачей которых выступает обеспечение эмоциональной комфортности и позитивно психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К таким технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
  5. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) — это технологии, которые реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. К данным технологиям можно отнести изучением курса ОБЖ, обеспечение руководителями образовательных организаций и педагогами безопасности условий пребывания воспитанников в системе соцразвития.
  6. Образовательные технологии — технологии, содействующие здоровью [3, с. 46].

Также выделяют комплексные здоровьесберегательные технологии — это технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические технологии); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Отметим главные компоненты здоровьесберегающих технологий:

  1. Аксеологический компонент — осознание учащимися высшей ценности здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни.
  2. Гносеологический компонент — приобретение нужных для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья.
  3. Собственно здоровьесберегающий компонент — важная роль принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что предупреждает возникновение вредных привычек и разных заболеваний.
  4. Эмоционально-волевой компонент представлен проявлением эмоциональных и волевых психологических механизмов, закрепляющих желание вести здоровый образ жизни.
  5. Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, обеспечивающей человеческую личность конкретными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
  6. Физкультурно-оздоровительный компонент связан с владение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, обеспечением закаливания организма, высокими адаптивными возможностями [2, с. 557].

Исходя из главных компонентов здоровьесберегающих технологий, при организации педагогического процесса необходимо учитывать специфику формирования культуры здоровья детей и молодёжи, а именно:

– наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной и доминирующей природной среды;

– субъектное включение детей и молодёжи в здоровьесберегающую деятельность, в процесс здоровьесбережения, то есть освоения способов жизнедеятельности, адекватных доминантным потребностям и возможностям личности, а также обеспечивающих сохранение, укрепление и формирование здоровья [2, с. 558].

Исходя из вышесказанного, здоровьесберегающие технологии — система организационных форм и технологических единиц, ориентированных на конкретный результат — здоровье личности и общества.

Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях как неотъемлемая часть в образовании представляет собой одну из самых перспективных систем, применение которой повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. От правильного применения данных технологий будет зависеть сам процесс обучения и здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Береснева, Л. Н. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий как источник формирования культуры здоровья детей и молодёжи / Л. Н. Береснева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 554–558.
  3. Сократов, Н. В. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога. / Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева, Л. А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
  4. Спирин В. К. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды / В. К. Спирин, Л. В. Смирнова, О. А. Чупехина // Теория и практика физической культуры, — 2017. — № 5. — С. 19–20.
  5. Шубович, М. М. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи / М. М. Шубович, Е. А. Гринева, Н. В. Бибикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2018. — № 4. — С. 80–86.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, образовательный процесс, педагогический процесс, компонент, сохранение здоровья, социальное здоровье, специфика формирования культуры здоровья детей.


Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии, фактор здоровья, компоненты здоровьесберегающих технологий

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих технологий

В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составля...

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих технологий

В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составля...

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Задать вопрос