В статье рассматриваются когнитивные признаки, важные для понимания красоты в качестве эстетической ценности: красота и духовность; красота и сила; красота и жизнь.
Ключевые слова: понятие, красота, русская литература, жизнь, духовность, сила.
Вопрос о прекрасном, о его сути, о его критериях — является ключевым в работах великого художника античного мира — Платона. Величайший мыслитель всех времён рассуждает о нём в ряде диалогов, в таких как «Федон», «Пир», «Филеб», в которых представлено его понимание явления «красота», когда явление и предмет, являются прекрасными в соответствии с воплощением божественной идеи. Согласно «Пиру» Платона, красота как «идея» вечна, а чувственные вещи, называемые прекрасными — преходящи: они либо возникают, либо погибают. Познать прекрасное, можно лишь через приобщение к благу и красоте трудным путём духовного самосовершенствования: «Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни — уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно» [7].
Красота — эстетическая категория, которая обозначает совершенство явления или предмета. В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля приводится семантические аспекты слова красота: «Красота ж. свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость, во образе красоты. Красота лица, пригожество. Красота слова, изящество выражения» [8]. В литературе понимание «красоты», вернее вопрос о красоте всегда занимал какое-то особое, ключевое понятие, например в творчестве Достоевского, который создаёт образ «положительно прекрасного человека». Именно этот аспект напрямую соотносится с понятием «красота». По замыслу Достоевского, «положительно прекрасный человек» князь Мышкин, должен был воплощать в себя добро, истину и красоту, может быть, поэтому первоначально в рукописи писатель и рассматривал его как «Князь Христос». Именно этот образ является воплощением триединства. Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина подтверждает мысль В. Соловьёва. Владимир Соловьев в своей работе «Три речи в память Достоевского» рассуждает о полном единстве триединства, которую он находит во всех произведениях Достоевского: «В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. И он был прав, потому что эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Для Достоевского же это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи» [9]. В романе «Идиот» представлен «положительно прекрасный человек» Князь Мышкин, который является воплощением идеи В. Соловьева. Князь Мышкин внешне имеет непривлекательную наружность. Он слаб и неловок, постоянно вызывает насмешки окружающих в свою сторону: «На нем был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдткунена до Петербурга. Но что годилось и вполне удовлетворяло в Италии, то оказалось не совсем пригодным в России. Обладатель плаща с капюшоном был молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее. В руках его болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, всё его дорожное достояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, — всё не по-русски» [10]. Достоевский хотел доказать, что абсолютно не важно, какая у человека внешность, важны чистота помыслов и праведность. Князь Мышкин как яркий солнечный свет привлекает к себе людей. Чем ярче свет прекрасного, тем яснее люди чувствуют свою ничтожность и не у каждого хватает сил поверить в возможность своего перерождения.
В этом романе писатель даёт нам ещё один интересный образ — образ Настасьи Филипповны, в котором одна из составляющих триединства утрачена — доброта. Неслучайно князь Мышкин обращает внимание именно на следы страдания на лице Настасьи Филипповны: «Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» [11] Социальное мироустройство разрушило изначальную, природную гармонию Настасьи Филипповны и поэтому разрушилось триединство в этом образе. Князь Мышкин вполне смог бы восстановить утраченное триединство в Настасье Филипповне и спасти её, проявляя к ней христианскую любовь. В первый же день знакомства князь предлагает свою руку Настасье Филипповне. Она осознаёт, что любовь князя — это сострадание, и поэтому спасения нет. Князь Мышкин разглядел в ней живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. И только он понимает её затаенную мечту о нравственном обновлении. Он верит в её невинность тогда, когда собственная греховность приводит Настасью Филипповну в отчаяние и поэтому она не готова увидеть в себе светлое и чистое, что в ней разглядел князь Мышкин. И нет места Настасье Филипповне в обществе, где отрицают истинное прекрасное и благородное, безжалостно растаптывая светлую хрупкую душу человека. Для неё смерть представляется возможным исходом, то есть духовно очиститься можно только через страдание. Выходит, что красота сама нуждается в «спасении».
В совершенно ином образе представлен образ героя третьего плана — образ Веры Лебедевой. Сам Достоевский считал, что истинную красоту в мир несут дети. Вот здесь образ красоты связан с образом ребенка и поэтому у нашей героини детское выражение лица, особый детский смех, который она несёт. «А какое симпатичное, какое милое лицо у старшей дочери Лебедева, вот у той, которая стояла с ребенком, какое невинное, какое почти детское выражение и какой почти детский смех!» [12] Она не поражает своей ослепительной красотой, но она полна искреннего сострадания. Она сострадает князю Мышкину сильнее и искреннее всех. Достоевский изображает её с ребёнком на руках. Ведь для Достоевского тема детства — это особенная тема. Он считал, что самые невинные существа на земле — это дети. Дети изначально несут в себе красоту. Именно такие герои как князь Мышкин и Вера Лебедева воплощают авторскую концепцию понимание красоты. Согласно Достоевскому, духовная красота Христа, может спасти мир. А формула о спасении мира через красоту — это религиозная идея того, что спасение мира возможно через святость, то есть через восстановления образа божия в человеке.
У Достоевского и Чернышевского разные понимания красоты. Для Достоевского — это идеал, а Чернышевский акцентирует внимание на социальном аспекте. У Чернышевского определение понятия красота равносильна к приятию жизни, писатель пишет: «Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» [13]. Таким образом он утверждает, что прекрасное — это сама жизнь, действительность, окружающая нас природа, наши поступки, мысли и чувства. В своей статье «Критический взгляд на современные эстетические понятия», он четко обуславливает понимание прекрасного в социальном контексте: «Понятия о красоте у простого народа несходны во многом с понятиями образованных классов общества... простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково» — он объясняет, почему нет красоты, потому что люди социально не равны и в зависимости от принадлежности к какому-либо сословию, у них будут разные понимания прекрасного. Допустим, если человек из дворянского сословия, то у него одно понимание, потому что он так много не работает как простолюдин. Простолюдин понимает жизнь и счастье не так, как член высшего общества. Чернышевский представляет два разных понятия красоты, и он говорит, что цель человеческой деятельности — изменить жизнь так, чтобы она отвечала представлениям человека о прекрасной жизни.
У каждого писателя имеются свои собственные представления о ряде эстетических проблем. Эти представления являются важным элементом его мировоззрения, который отражается в его творчестве. В творчестве каждого писателя есть своя наполняемость понятия красота. Для Достоевского это единение очень важных параметров. А Чернышевский акцентирует свое внимание на совершенно иных аспектах. Его интересуют вопросы социума, человеческого общежития, взаимоотношения между людьми. И этот контекст является для него главным. И поэтому мы можем говорить, что смысловая наполняемость понятия красота не только в русской литературе XIX века, но и в творчестве современных писателей очень многозначна.
Литература:
- Столович Н. Л. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет. Аксикологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
- Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 460.
- Достоевский, Ф. М. Дневник писателя 1877 (сентябрь — декабрь)-1880 (август) // Полное собрание сочинений / Ф. М. Достоевский. — Л.: Наука, 1984. — Т. 26.
- Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
- Николай Гаврилович Чернышевский/Сочинение в двух томах /Том1 Издательство «Мысль» 1986 г.
- Брошюра Вл. Соловьева «Три речи в память Достоевского» (1881–1883)
- http://sv-scena.ru/Buki/Antichnaya-filosofiya.html
- http://slovardalja.net/word.php?wordid=14113
- https://libking.ru/books/prose-/prose/53324-2-vladimir-solovev-tri-rechi-v-pamyat-dostoevskogo.html#book
- https://ilibrary.ru/text/94/p.1/index.html
- https://ilibrary.ru/text/94/p.3/index.html
- https://ilibrary.ru/text/94/p.21/index.html
- http://russkay-literatura.ru/chernyshevskij-ng/436-chernyshevskij-ng-dissertacziya-esteticheskie-otnosheniya-iskusstva-k-dejstvitelnosti.html