В статье автор пытается раскрыть теоретические основы использования различных методов в преподавании робототехники.
Ключевые слова: робототехника, методы, дети.
С каждым днем мир вокруг человека меняется до неузнаваемости, что служит веским поводом для грамотного подхода к построению образовательного процесса школьников. Уроки истории, обществознания, литературы, к примеру, давно перестав являть собой форму коллективного заучивания дат, понятий и сюжетов, развивают у обучающегося навыки логики, рассуждения, четкого понимания причин и следствий, воображения и многие другие качества сформированной целостной личности. Технические науки не меньше других преуспевают в этом направлении. Изучение физики, математики, информатики создаёт хороший базис для осуществления научно-исследовательской деятельности.
Уверенно внедряется в образовательный процесс дисциплина «Робототехника», реализуемая как в системе основного общего образования, так и в системе дополнительного образования. Это новшество обусловлено потребностью в школьниках, уверенно владеющих навыками алгоритмического мышления. Робототехника — интегративная наука, в процессе изучения которой также развивается представление о явлениях окружающего нас мира, формируются навыки программирования и конструирования. Также, в ответ на социальный заказ на увеличение числа молодых ученых в нашей стране, педагоги робототехники внедряют элементы исследовательской деятельности в работу обучающихся.
Став популярной относительно недавно, робототехника вызывает серьезный интерес у педагогов, подкупая вариативностью методов её преподавания. Учитывая успешный опыт педагогов робототехники федеральной сети детских технопарков «Кванториум», можно с уверенностью выделить такие подходы как:
— использования элементов проектной деятельности или «метод проектов»
— метод портфолио
— метод взаимообучения
— модульный метод
— кейс-метод
При обзоре научной литературы можно найти различные объяснения понятия «метод проектов». Его изучением занимались А. Н. Щукин, Э. Г. Азимов, Е. С. Полат, З. Х. Ботамева. Нам ближе трактовка доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат, которая характеризует его как «совокупность приёмов, позволяющих в определённой их последовательности, диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями использования метода, реализовывать этот метод на практике» [1].
Это основной подход, который повсеместно используется в ДТ «Кванториум». Он развивает познавательные навыки учащихся при решении поставленных различными современными проблемами задач. В данном методе работа ведётся в узких и мобильных командах школьников, где каждый примеряет на себя определённую роль (программиста, инженера, менеджера) в целях достижения результата. Получив необходимые знания, учащиеся применяют их непосредственно на практике проявляя нестандартные подходы к созданию проекта.
Метод портфолио реализуется на протяжении всего периода обучения ребёнка в технопарке. Интересующегося и увлеченного наукой ребенка педагог привлекает к участию в различных конференциях и конкурсах, на первых порах являясь его наставником, а позже и соратником. Готовые и качественно оформленные работы, статьи, модели робота позволяют проследить достижения учащегося на протяжении всего периода обучения.
Великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Этот постулат и является основой для метода взаимообучения. Каждый ребёнок, имея под рукой смартфон или ноутбук, может с легкостью воспользоваться информацией в Интернете или найти необходимые данные для выполнения различных задач. Поощряя способность учеников к грамотному поиску информации, педагоги отходят в сторону, уступая место ученику, который может поведать остальным знания, важные для решения конструкторских задач. В таких случаях это положительно влияет на развитие познавательных способностей, коммуникативных умений, общую атмосферу коллектива.
С обучающимися с высоким уровнем мотивации нередко используется метод модульного обучения, представляющий собой самостоятельную индивидуальную траекторию изучения робототехники. В данной методике характерна непосредственная работа над формулированием цели познавательной деятельности ребенка, постановкой задач и совместная проработка поэтапности: общие основы сборки робототехнических моделей — программирование — применение этих роботов на практике. Положительными сторонами модульной программы является её гибкость и возможность её вариативности в зависимости от изменяющихся внешних условий и задач, формирование самостоятельности и саморефлексии ребёнка.
Кейс-метод — это метод активного обучения, отличительной особенностью которого является поиск практического решения уже выполненной задачи. Иными словами — решение кейса не уникально, не имеет объективной новизны, однако для обучающихся субъективная новизна сохраняется. Практическое решение кейса нужно выработать, т. е. создать с нуля либо подобрать оптимальный алгоритм решения из набора готовых приёмов. Результат решения кейса существует (и даже может быть известен команде, работающей над решением), но не известен способ достижения результата. Для успешного выполнения кейса необходимо грамотно и понятно поставить задачу перед учеником, используя дополнительные источники информации, которые помогут подойти к конечному решению рационально (статьи, конструкторскую документацию, публикации и пр.). Далее следует коллективное обсуждение по выбору рациональных подходов к решению задачи: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, а также видеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, соотносить изученный материал с практикой.
Проанализировав основные методики преподавания робототехники нельзя достаточно точно определить — какая из представленных форм будет наиболее эффективной. Методические исследования и сегодня проводятся с целью выявить самые рациональные подходы в этом направлении. Исходя из опыта педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что на данном этапе только грамотная совокупность данных методов будет наиболее продуктивной в реализации занятий по робототехнике.
Литература:
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — 1-е изд. — Москва: Академия, 2003. — 272 c. — Текст: непосредственный.
- Шереужев, М. А. Промробоквантум тулкит / М. А. Шереужев. — 2-е изд. — Москва: Фонд новых форм развития образования, 2019. — 60 c.