Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 21.02.2022

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Кучушева, М. А. Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка с ментальными нарушениями / М. А. Кучушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 227-228. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89027/ (дата обращения: 17.10.2024).



Формирование, развитие и становление детской личности — это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении — применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие получило в работах Фихте И. Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат — продукт является рефлексией созданного образа. Основными её видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребёнка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов эмоционально-волевой сферы, умений и навыков.

Первое знакомство с продуктивными видами деятельности воспитанники нашего семейного центра «Роза ветров» получают на занятиях у наших специалистов, а именно: воспитателей, дефектологов, преподавателей дополнительного образования ИЗО и глина. На своих занятиях воспитатели нашего центра помогают детям с ментальными нарушениями познакомиться и овладеть приемами и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Рисование, лепка, аппликация — это виды изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность отличается своей многогранностью, в процессе ее формируются творческие способности, у наших воспитанников возникает желание что-то создавать своими руками, воспитывается нравственность и прививается привычка к труду. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных для детей с ментальными нарушениями: она глубоко влияет на ребенка и вызывает у него только положительные эмоции. Вне специально организованного обучения, без особых педагогических условий овладение рисованием, лепкой, аппликацией у необученных детей с ментальными нарушениями очень затруднено, а для большинства невозможно. Мы бережно относимся к своим воспитанникам, используя индивидуальный подход к каждому ребенку отдельно, раскрывая их творческие способности и возможности, помогаем решить поставленную задачу на занятии возможно с помощью взрослого или «рука в руке».

Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности. На своем занятии по рисованию на тему» Космос», мною, воспитателем нашего центра, было предложено детям нарисовать космическое пространство, используя различные цвета гуаши: розовый, синий, фиолетовый, белый, можно было наносить краску, заходя за грани, получая тем самым новые оттенки цвета, а также были применены нетрадиционные техники рисования: оттиск и набрызг. Какое удовольствие получили воспитанники нашего центра от занятия, когда уже на подсохший рисунок наносились брызги белой краски легким постукиванием с кисти на космическое пространство, обозначая маленькие звездочки и планеты.

Рисование у детей развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движения кистей и пальцев рук. Навык правильно держать карандаш, кисточку, также в дальнейшем помогает детям с ментальными нарушениями в навыках самообслуживания и культурно-гигиенических: держим ложку, зубную щетку. Так же, как при рисовании, воспитатель на занятиях по лепке создает образы, с помощью которых дети с ментальными нарушениями знакомятся с полученными формами, фигурами и помогает овладеть приёмами лепки.

Умение передавать разные формы вырабатывается постепенно. Воспитатель показывает детям, как надо раскатывать кусочек пластилина между ладоней, раскатывать колбаску на доске, сплющивать его в колечко, сглаживать поверхность. Для этого полезно сначала рассмотреть с детьми предметы (шары, яблоки, грибы и т. д.), дать подержать его в руках, а затем предложить вылепить.

В процессе занятий аппликацией воспитатель знакомит детей с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений, знакомят с названиями и признаками простейших геометрических форм, дают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

В результате занятий дети с ментальными нарушениями приобретает навык пользоваться ножницами, правильно вырезать формы, раскладывать заготовки на листе бумаги. В процессе занятий аппликацией воспитатель знакомит детей с простыми и сложными формами различных предметов, которые они вырезают и наклеивают.

Конструирование — это практическая деятельность, заключающаяся в собирание целого из частей. Это разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более сходно с изобразительной деятельностью и игрой. На своих занятиях, воспитатели нашего центра предлагают нашим воспитанникам играть не только в конструктор (Лего), а еще создавать постройки из строительного материала, кубиков, сборных-разборных игрушек, мозаик, разрезных картинок, оригами.

Благодаря конструированию у детей с ментальными нарушениями развивается пространственное и творческое мышление, появляется речевая коммуникация. Деятельность детей с ментальными нарушениями с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами развивает сенсорно-двигательные навыки, расширяет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением. Происходит развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственных представлений. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображением (Г. В. Цикото).

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей, занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию «особенных» детей и приносят детям только положительные эмоции.

Литература:

  1. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование, М., 1999г.,
  2. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., 2005г.,
  3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М., 2005 г.,
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, продуктивная деятельность, воспитатель, занятие, мелкая моторика, нарушение, космическое пространство, процесс занятий, строительный материал.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Воспитание культуры поведения дошкольников посредством игровой деятельности как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Воспитание культуры поведения дошкольников посредством игровой деятельности как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Задать вопрос