В произведениях И. С. Тургенева, можно видеть основные типы современных ему характеров, и то, как они менялись со временем. Художественное время и пространство (хронотоп) в крупных эпических произведениях Тургенева отображает перемены в общественном строе, при этом затрагивая судьбы отдельных персонажей — таковы законы жанра романа. Тургеневские герои — выходцы из самых разных сословий: это дворяне, разночинцы и крестьяне.
Основной состав российской интеллигенции оставался дворянским и разночинским, при этом «передовой человек времени оказался не только в противоречии с окружающей действительностью, но и в противоречии с самим собой» [2, с. 34]. Именно поэтому в русской литературе появляется тип героя, носящий название лишний человек . Типология данного характера предполагает критическое отношение индивидуума к существующему социальному строю, протест против угнетения личности, декларацию идеи личной свободы. Очевидно, что такие люди не вписывались в правила социума, не желали делать карьеру, поэтому оказывались «лишенными места» (невзирая на блестящие способности, ум и энергию). Яркий пример таких персонажей — пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин. В конце 1850–1880-е гг., в предреформенное и послереформенное время, образ лишнего человека меняется, личный пассивный или активный протест пополняется общественными идеями. Это можно наблюдать, читая тургеневские романы о Рудине, Базарове, Инсарове. Эпоха народничества, изображенная в «Нови», добавила таких персонажей, как Нежданов; они «искренне желали для себя большой деятельности во имя народа и в то же время оставались мечтателями, плохо знали и понимали действительные нужды народа». [2, c. 34]
Говоря о лишнем человеке , невозможно не вспомнить одного из главных представителей данного типа — Дмитрия Петровича Рудина. В романе «Рудин» (1855) Тургенев представляет сложный период русской истории, сопровождающийся сменой социальной обстановки (печальные итоги Крымской войны, крах николаевской эпохи, итоги «кружковой» философской деятельности); на этом фоне показана история любви, которая раскрывает их характеры.
Главный герой раскрывается в слове , он проявляет себя в роли гениального оратора: «Рудин владел едва ли не высшей тайной — тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие» [5, с. 17]. Сначала мы слушаем речь Рудина, она слажена и красочна, завораживает его слушателей, но потом появляется осознание, что вся его деятельность направлена на эти красочные речи, а слова совсем не сходятся с делами.
В конце романа можно видеть изменения в Рудине, он совершает попытки воплотить свои идеи в дела, но терпит неудачу, так как к «плодотворной деятельности» Рудин был не способен «не только в силу характера, но и в силу тех обстоятельств, с которыми был связан». Эти обстоятельства — общественное состояние России, которая находилась «на этапе подготовки к грядущим изменениям» [2, с. 38]. Рудин как лишний человек акцентирует черты той части дворянской интеллигенции (1830-е –1840-е гг.), в которой уже созрели социально-философские идеи, но которая еще не имела поля применения своих сил.
Главной задачей в романе является изображение и объяснение всего того, что сделало «лишнего человека» типичным представителем современного общества. В то же время дана критическая оценка этого типа характера с точки зрения историко-социальных потребностей России середины 1850-х гг.
Говоря о «человеке времени», невозможно не отметить один из значительных романов русской литературы — «Отцы и дети» (1862). В данном романе Тургенева отображается противостояние двух социально-политических лагерей, которые успели появиться в России к 60-м гг. XIX века. В своём произведении автор выявил основные общественные разногласия накануне Великих реформ, а также поставил несколько важных вопросов частного характера, например, об отношении нового поколения к искусству (музыке, живописи, литературе), к науке. Как видно, позиция появившихся «нигилистов», их отрицание духовной любви, эстетического наслаждения природой очень волновала писателя.
В романе воссоздался период, предшествовавший отмене крепостного права, и в это время продолжаются споры (ставшие ожесточенными) двух отдаленных друг от друга поколений об искусстве, религии, народе. Эти два поколения в рассматриваемом произведении представлены не только лишь как идеи эпох, но также и как конфликт аристократии с молодым поколением. Д. И. Писарев, один из предполагаемых прототипов Базарова, заметил: «...Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества…» [4, с. 4].
Главный герой — молодой человек, сторонник естественных наук, который продолжает учиться на лекаря. О том, что Базаров является нигилистом, читатели узнают из его беседы с Аркадием Кирсановым, который пригласил приятеля погостить в родовой усадьбе — «дворянском гнезде». Сначала Кирсанов восторгается Базаровым и даже стремится подражать ему. Однако со временем обнаруживается пропасть между молодыми людьми: базаровский нигилизм оказывается слишком резким и грубым для воспитанного в либеральных традициях Аркадия.
Отношение Базарова к миру комментируется им самим с иронией, иногда даже с сарказмом. Самый верный выход из российского кризиса он видит в том, чтобы многое разрушить, отрицать, о чем он активно и не раз заявляет: «Сначала нужно место расчистить, а потом уже строить». Базаров, как уже отмечалось, не признает искусство, считает, что в нём нет пользы для человечества. Можно вспомнить об его суждении о картинах Рафаэля: «Рафаэль гроша медного не стоит…» [6, с. 27]. Характерно отношение главного героя к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» [6, с. 22]. Базаров, как правоверный нигилист, не допускает никаких авторитетов, являясь достаточно образованным, он доверяет лишь научным фактам, подтвержденным опытом. Конечно, в данном случае речь идет об естественных науках: медицине, химии, физике и пр. Главный герой также отвергает сложившиеся социальные порядки. Он полагает, что стране срочно необходимы изменения, что пока старшее поколение либералов всё еще уповает на старые достижения, нет возможности что-либо изменить.
Смерть Базарова была логичным завершением его позиции: отрицая гармонию между духовным и материальным, личность обрекает себя на страдание и гибель. Тургенев мечтает о единении лучших качеств характеров: культуры и образованности дворян и мощи, энергии нового поколения. Однако такой тип личности в России еще не сложился.
Продолжая говорить о «человеке времени», важно отметить отражение народнического движения в творчестве Тургенева. Писатель создал свой последний роман «Новь» в 1877 г., одним из первых заметив особенности движения революционеров-народников, сыгравшего заметную роль в общественно-политической жизни России.
В данном романе Тургенев уже не рассматривает, как ранее, судьбу отдельных типов характера, он показывает судьбу народнического движения, достаточно массового, вписавшего трагические страницы в национальную историю. В «Нови» рассмотрены социальные конфликты эпохи, причины их зарождения и способы разрешения.
Один из героев «Нови» Нежданов, и Тургенев задумал его как «романтика реализма». Происхождение этого персонажа указывает на одну из основных причин появления подобных характеров, является предысторией, прологом к произведению. Он является незаконнорожденным, его отец — князь, а мать — гувернантка, и этот факт Нежданов (человек с «говорящей» фамилией) никогда не забывает. Каждое напоминание об его незаконном появлении на свет вызывает естественную болезненную реакцию. Приобретя наследие своего отца, он постоянно ощущал себя изгоем в обществе аристократов.
Безуспешной оказалась попытка Нежданова и соединиться с народом, его тонкая натура была не готова для соприкосновения с той тяжестью крестьянской жизни, которая ему открылась. Романтический взгляд на историю, незнание современных проблем деревни, положения дел в экономике обусловили крах деятельности очень честного и благородного человека. Драматическая предопределенность касается не только Нежданова, а также и других участников революционной борьбы народников. Потерпели неудачу и другие представители — Маркелов, Матрунина.
Как видно, Тургенев по праву считается объективным «летописцем» важнейших событий, происходивших в 1840-е — 1880-е гг. XIX века. В романах, повестях, очерках автора в художественных образах предстали экономические и политические процессы современности. Выдающийся писатель реалистически отобразил и основные типы личностей: «кружковцев», нигилистов, народников, активно заявивших о себе как о значительных общественных деятелях.
Литература:
- Винникова Г. Э. Тургенев и Россия / Г. Э. Винникова. — Москва: Советская Россия, 1986. — 411 с.
- Ефимова Е. М. И. С. Тургенев. Семинарий / Е. М. Ефимова. — Москва: Учпедгиз, 1958. — 205 с.
- Писарев Д. И. Реалисты / Д. И. Писарев. — Ленинград: «Художественная литература», 1981. — 76 с.
- Тургенев И. С. «Рудин» / И. С. Тургенев. — Москва: АСТ, 2018. –192 с.
- Тургенев И. С. «Отцы и дети» / И. С. Тургенев. — Москва: ACT, 2020. — 288 с.