В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.
Ключевые слова: физическая культура; спорт; профилактика; асоциальное поведение.
Профилактика различных видов девиантного поведения у обучающихся на протяжении многого времени остается одним из важных направлений в образовательных организациях. Проблему профилактики наркомании средствами физической культуры поднимал М. В. Еремин еще двадцать лет назад [2].
Д. Ф. Петрусевич разработал программы коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта и доказал их эффективность [4].
М. М. Миннегалиев рекомендует специально подобранные физические упражнения в профилактической работе с девиантными подростками, что влияет на мотивационную структуру физкультурно-спортивной деятельности и является эффективным для социальной адаптации [3].
Бахарева Е. В., Иванова Л. В., Коваленко Е. А. доказали, что состояние благополучия в области физической, психической и социальной жизнедеятельности может возникать не только при формах поведения, сохраняющих жизнь. Стимулом для здоровьесбережения служит физическая культура и спорт [1].
Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) направлен на совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, создание системы физического воспитания, направленного на укрепление здоровья населения. Физическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья психического, в том числе способствует личностному позитивному развитию.
Планируя темы самообразования, наш педагогический коллектив акцентирует внимание на важности сохранения физического и психического здоровья обучающихся. В связи с чем целью исследования стало создание специальных условий в лицее для профилактики асоциального поведения обучающихся в коллаборации социального педагога с педагогами физической культуры.
Предмет исследования — процесс профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта
Объект исследования — социально-педагогическая деятельностьсобучающимися.
Для достижения цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решались задачи:
- Провести социологический и научно-педагогический анализ теоретических основ проблемы профилактики асоциального поведения обучающихся.
- Обосновать физическую культуру и спорт как эффективное педагогическое воздействие на личность обучающихся.
- Разработать Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта в едином социально-педагогическом направлении.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие учителя физической культуры, спортивный тренер, социальный педагог и обучающиеся МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области. Участвовали обучающиеся различных возрастов. Исследование длятся три года, прерывалось по независящим от педагогов причинам (пандемия covid — 19), результаты, описанные в статье, являются промежуточным мониторинговым срезом.
Методы исследования: спортивные квест — игры; спортивные соревнования с индивидуальной направленностью на ребенка; спортивные праздники; социально-педагогические акции совместно с социальным педагогом на темы спортивно-оздоровительных мероприятий.
Результаты и их обсуждения
Педагогами была разработана Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта, которая предусматривает предоставление каждому обучающемуся возможности самореализации на уроках физической культуры и спорта и в процессе социального взаимодействия. Учитывался тот факт, что активность обучающихся непосредственным образом зависит от мотивации, в связи с чем, мы опирались на потребности и интересы детей. Предоставленная социальным педагогом информация о детях группы социального риска помогла скоординировать спортивно-физкультурную деятельность таким образом, что все обучающиеся были охвачены вниманием и вовлечены в исследовательский процесс.
На основе разработанной Модели в учебный план (в его вариативную часть) были внесены спортивные игры и физкультурные задания, которые отвечали интересам обучающихся, отличались необычностью проведения, требованием смекалки и сообразительности. Это явилось прекрасным стимулом для обучающихся, что поведение не всегда отвечало общепринятым нормам. При подведении итогов результативности Модели использовался метод среднеарифметического значения.
Рис. 1. Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта
Для объективной оценки эффективности Модели профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта изучено нравственное, психологическое и физическое состояние участников исследования. Среди участников были обучающиеся, состоявшие на учете как группа риска и эти дети были на заметке у социального педагога.
При проведении эксперимента за ними велось научное наблюдение.
После окончания первой части эксперимента были сделаны следующие выводы : у обучающихся наблюдаются разные ведущие факторы проявления интереса к занятиям физической культурой и спортом: от желания улучшить физическую форму, до желания оздоровления. Примерно, 38 % испытуемых кроме школы посещают тренировочные залы и секции, в том числе плавание. У этих обучающихся не отмечались возможные проблемы с поведением. Они целеустремленные, и с их слов «устают после тренировок» и «нет времени вредные привычки». Около 4 % испытуемых признались, что курят сигареты, но их родители об этом не догадываются. По их мнению, некоторые физические упражнения давались им с трудом, не хватало дыхания. Решили задуматься об отказе от сигарет. В целом, можно сделать вывод, что интересные спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия являются хорошим стимулом для правильного и здорового образа жизни.
Литература:
- Бахарева Е. В., Иванова Л. В., Коваленко Е. А. Формирование мотивации к занятиям по физической культуре школьников. //Евразийский научный журнал.2015. № 7, с. 305–309.
- Еремин М. В. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков. Автореф. к. пед. наук. Самара, 2003, — 26 с.
- Миннегалиев, М. М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис.... канд. пед. наук / Миннегалиев М. М. — Уфа, 2004. — 20 с.
- Петрусевич Д. Ф. Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Дисс… к. пед. наук Алтайская государственная педагогическая академия.- Барнаул, 2014.- 177 с.