Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников перед пациентами, а именно: затруднительным является необходимость учета интересов каждого из вышеперечисленных участников, а также интересов государства. В правовом пространстве имеется пробел в регламентации гражданско-правовой ответственности в сфере медицинской деятельности. В связи с изложенным, автором предлагаются возможные пути дальнейшего развития правовых отношений в сфере профессиональной ответственности медицинских работников и определен круг прав, обязанностей и пределов ответственности лиц, участвующих в отношениях по оказанию медицинской помощи.
Ключевые слова : гражданско-правовая ответственность, защита жизни и здоровья, договор страхования, медицинский работник, медицинская организация.
На протяжении всей истории жизнь и здоровье являлись высшими из всех нематериальных благ. Поэтому и в настоящее время здоровье населения является одним из важнейших приоритетов развития страны. Особенно это становится актуальным, когда за благосостоянием нашего здоровья стоит ответственность медицинских учреждений, профессионализм их работников и качественный подход в оказании медицинских услуг.
Говоря об особенностях привлечения к ответственности медицинских учреждений, нужно учесть объективное мнение суда, нашедшее свое отражение в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 14.12.2010 г., в котором сказано, что государство должно обеспечить адекватную правовую защиту права в регулятивной системе, особенно обеспечив доступность и предсказуемость закона [7].
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] в ч. 2 ст. 98 закрепляет положение, согласно которому медицинские работники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Выделяют два вида ответственности: договорную и внедоговорную.
Договорная ответственность предполагается, когда нарушение условий договора на оказание медицинских услуг вызвано невыполнением или ненадлежащим выполнением медицинской организацией своих обязанностей. Ответственность данного вида регулируется нормами Гражданского кодекса РФ [2] (далее — ГК РФ) и Законом «О защите прав потребителей» [3]. Однако трудно не согласиться с тем, что невозможно в полном объеме регулировать данным Законом правовые отношения, которые существенно отличаются друг от друга. Например, гражданско-правовые отношения, возникающие между медицинским учреждением и пациентом, имеют такую специфику, которая заключается в том, что пациент не может оценить качество оказываемых ему медицинских услуг и определить основания предъявления претензий к качеству таких услуг. Эту проблему, в случае применения Закона «О защите прав потребителей» к данным отношениям, отмечают многие правоведы [9, с. 172.].
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предусматривает в своих «Методических рекомендациях» досудебный и судебный способы защиты прав пациентов в случае оказания некачественных медицинских услуг [5]. Но этот акт является ведомственным и распространяется только на медицинские учреждения, которые входят в систему обязательного медицинского страхования. Для частных лечебно-профилактических организаций он не является обязательным.
В 2010 году был предложен законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» [6], который изначально оказался невыгодным ни государству, ни пациенту, ни медицинской организации. Законопроект содержал положения, которые освобождали государство от финансового обеспечения страховых случаев, перекладывая всю ответственность на учреждения здравоохранения. Размытым казалось содержание статьи 4: запрещается оказание медицинских услуг без страховки, при том, что конкретные санкции за нарушение этого запрета и ссылка на них попросту отсутствуют. Также всякого разумного смысла лишена норма данного законопроекта, которая предполагает, что в случае отказа Комиссии по расследованию в установлении факта наличия страхового случая лица, пострадавшие от непрофессионализма врачей, по взысканию страховщика должны будут для защиты своего права сами оплатить расходы по независимой экспертизе дефектов оказания медицинской помощи.
С другой стороны, в настоящее время требуется усовершенствовать страхование самих работников лечебно-профилактических учреждений, так как их профессиональные риски достаточно велики. Врачебные ошибки имеют место быть, работа врача все больше становится рискованной в связи с появлением новых патологий, вирусов и неапробированных лекарств против них. Не во всех случаях истории болезней оканчиваются успешно, но далеко не всегда здесь присутствует вина врача. Причиной этому может быть недостаточная изученность сложных заболеваний, фармакологии и других факторов, поэтому страхование профессиональной ответственности необходимо для всесторонней правовой и социальной защиты медицинского персонала.
Исходя из содержания п. 7 ч. 1 ст. 72 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», мы знаем, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование своей профессиональной ответственности, но это право реализуется крайне редко. К тому же, ввиду отсутствия обязательности в таком страховании, страховые организации могут отказать в заключении подобного договора, опасаясь, что он будет коммерчески невыгодным, так как степень риска наступления страхового случая слишком высока.
Таким образом, мы видим, что проблема реализации гражданско-правовой ответственности в сфере медицинской деятельности не остается без внимания, однако все попытки по ее решению не доходят до своего оптимального завершения. Поэтому обеспечить надлежащее и качественное оказание услуг медицинского характера возможно путем закрепления на федеральном уровне обязательного страхования гражданско-правовой ответственности врачей и медицинских учреждений. При реализации такого плана размер страховых взносов определялся бы в зависимости от перечня оказываемых услуг и от экспертной оценки уровня качества этих услуг.
Кроме того, следует учитывать, что за неправомерное поведение медицинского работника, приведшее к нарушению договорных обязательств, ответственность несет медицинская организация-работодатель (ст. 402 ГК РФ [1]). Однако в порядке регресса и согласно трудовому законодательству эта же организация вправе предъявить к медицинскому работнику требования о возмещении денежных средств, выплаченных пострадавшей стороне (пациенту-потребителю).
Внедоговорная ответственность медицинских работников связана с причинением вреда пациенту, являющимся результатом выполнения их профессиональных обязанностей. Этот вред подлежит возмещению самим работником даже вне зависимости от наличия его вины и от того, состоял ли пациент с ним в договорных отношениях или нет (ст. 1095 ГК РФ). Данный вред может быть следствием некачественного оказания медицинской услуги или недостаточной информации о ней.
Согласимся с авторами, утверждающими, что наличие вины не обязательно при решении вопроса о возмещении вреда, причиненного новыми лекарственными препаратами, новыми медицинскими технологиями и проведением медицинских экспериментов, так как они признаются источниками повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ) [8, с. 207]. Если вред явился результатом исполнения медицинским работником своих трудовых обязанностей, то ответственность по его возмещению возлагается на медицинскую организацию (ст. 1068 ГК РФ).
Потерпевший вправе требовать возмещения вреда (в т. ч. морального и причиненные убытки) в полном объеме. Однако в российском законодательстве существует явный пробел, выражающийся в отсутствии нормы, позволяющей четко определить круг прав и обязанностей сторон в сфере оказания медицинской помощи. Выходом из сложившейся ситуации видится введение договорного регулирования правовых отношений в сфере медицинской деятельности путем заключения двухстороннего договора в государственных лечебно-профилактических учреждениях, точно так же, как это делается в частных медицинских организациях. Также эффективным было бы регулирование данных отношений через принятие положения «О типовом договоре оказания медицинских услуг», которое бы определило круг действий как со стороны медицинской организации и ее работника, так и со стороны пациента.
Так как существуют договорные отношения данного типа и отсутствует конкретный закон, регламентирующий все элементы таких отношений, то целесообразно принять закон, аналогичный Закону «О защите прав потребителей» в сфере оказания медицинских услуг, например, Закон «О защите прав пациентов и медицинских работников». В данном нормативно правовом акте следовало бы определить основания возникновения ответственности и освобождения от нее, закрепить необходимость создания в крупных медицинских центрах структурного подразделения, которое состояло бы из высококвалифицированных юристов и врачей-специалистов. Представляется, что такое структурное подразделение должно заниматься защитой прав пациента и медицинского работника, представлять медицинское учреждение в суде, составлять договоры с учетом правовых особенностей данной сферы, контролировать соблюдение правовых норм в деятельности врача, вести статистику в эффективности лечения граждан, а также разрабатывать предложения в области здравоохранения. В число полномочий этого органа целесообразно включить право на выявление профессиональных нарушений законодательства персоналом, а итоговое заключение комиссии, направлялось бы в соответствующие правоохранительные органы.
В будущем законодательство в сфере здравоохранения должно приобрести более четкие рамки разграничения ответственности между медицинским работником и медицинской организацией, а также быть направленным на невозможность отклонения от гражданско-правовой ответственности, защиту от умаления прав граждан на медицинскую помощь, а также на восстановление нарушенных прав. Безусловно, следующим шагом по развитию в этом направлении должно стать введение в России обязательного страхования профессиональной ответственности для работников лечебно-профилактических учреждений, в чьих руках так часто оказываются наши жизнь и здоровье.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Российская газета. 7 апреля 1992 г.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Письмо ФФОМС от 05.05.1998 № 1993/36.1-и «О методических рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования» (вместе с «Методическими рекомендациями…», утв. ФФОМС 27.04.1998). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.01.2022).
- Проект Федерального закона от 2 сентября 2010 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». URL: http://pravo-med.ru/legislation/fz/4845/ (дата обращения: 19.01.2022).
- Постановление ЕСПЧ от 14.12.2010 по делу «Терновски (Ternovszky) против Венгрии» (№ 67545/09). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.01.2022).
- Чумакова К. Ю. Договорная ответственность в сфере оказания платных медицинских услуг // Инновационные подходы к правопониманию, правотворчеству и правореализации. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 206–208.
- Яхновец И. Н. К вопросу о гражданско-правовой ответственности в сфере оказания медицинских услуг // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21–1. С. 172–173.