В статье автор приводит результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных знаний и умений учащихся 1 класса одной из школ Республики Ингушетия, описывает методы формирования культуры общения у испытуемых детей, которые применялись на втором, формирующем этапе исследования.
Ключевые слова: культура общения, формирование, развитие.
Общение — это важная сторона жизни общества. Оно является главным условием социализации и реализации потенциала человека. Посредством общения он выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром, осваивает социокультурный опыт. Основы культуры общения закладываются с детства, поэтому формирование культуры общения — это первоочередная задача воспитания и обучения детей в школе и дошкольных ОУ.
Для изучения особенностей культуры общения у учащихся 1 класса (20 учеников) одной из школ Республики Ингушетия была проведена диагностика уровня сформированности знаний и навыков речевого общения. Проверка проводилась по трём критериям:
- Знание этикетных формул (выражения приветствия, благодарности, просьбы, жалобы, обиды) и норм (вежливость в обращении);
- Владение нормами речевого этикета (обращение на «ты» и «Вы», использование средств интонационной выразительности);
- Применение норм речевого этикета (умение ясно и грамотно, в соответствии с нормами русского языка, изъясняться)
Уровень развития культуры общения оценивается тремя показателями: высокий, средний и низкий уровень (таблица 1).
Таблица 1
Высокий уровень |
Хорошее знание этикетных речевых формул и норм общения, понимание их смысла, систематическое их применение, правильное употребление обращений «ты», «Вы», учёт эмоционального состояния собеседника в общении, активность и инициативность в общении. Ребёнок обращается за помощью к сверстникам и взрослым, умеет её принимать. |
Средний уровень |
Неполное, частичное представление о нормах речевого этикета и этикетных речевых формулах, речевые нормы и формулы применяются под контролем. |
Низкий уровень |
Незнание речевых этикетных норм и формул или знает мало, но не понимает их смысла. Ребёнок часто ошибается при выборе форм обращения «ты», «Вы», не проявляет вежливости и активности в общении, не умеет просить и принимать помощь от взрослых и сверстников, ведёт себя агрессивно, в речи применяет однотипные и простые речевые формулы. |
Основные методы диагностики, используемые в исследовании — наблюдение и анкетирование. Программа наблюдения состояла из вопросов: какие речевые этикетные формулы дети употребляют в своей повседневной речи; применяют ли дети слова приветствия; применяют ли дети слова извинения при возникновении конфликтных ситуаций и слова признательности в соответствующих речевых ситуациях.
Выводы, сделанные при наблюдении: не все учащиеся применяют формулы речевого этикета при общении. Наиболее употребляемые формулы — это приветствие, прощание, просьба. Небольшое количество детей не применяют этикетные формулы даже при напоминании, не здороваются со своими сверстниками. Сложнее ситуации с разрешением конфликтных ситуаций: не все дети применяют вежливые формы обращения, проявляя грубость и агрессию. Слова благодарности также применяются не всеми детьми.
Итак, не все учащиеся применяют нормы культуры общения. Наблюдается ситуативное следование нормам речевого этикета.
Следующий этап диагностики уровня сформированности речевой культуры — анкетирование. Учащиеся заполнили несколько опросников с вопросами и заданиями на выявления знания ими этикетных форм общения. Первое задание — подобрать этикетные формы-синонимы приветствия.
Таблица 2
Критерии оценивания
Уровень оценки |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество слов |
3–4 |
2–3 |
1–2 |
По результатам анкетирования определён средний уровень знания этикетных форм общения: высокий уровень — 10 % (2 ученика), средний — 60 % (12 учеников), низкий уровень — 30 % (6 учеников). Это говорит о недостаточно развитой культуре общения у учащихся.
Второе задание — записать формы вежливого обращения при просьбе, извинении и выражении благодарности. Уровни оценки те же, что и в первом задании (см. таблицу 2). По итоговым данным определён средний уровень знания этикетных форм общения: высокий уровень — 5 % (1 ученик), средний — 75 % (18 учеников), низкий уровень — 25 % (5 учеников). Это говорит о недостаточно развитой культуре общения у учащихся. Они знают этикетные выражения, но в повседневном общении не всегда ими пользуются.
По данным наблюдения за учебным взаимодействием и общением детей во внеучебное время в течение двух недель высокий уровень культуры речевого общения по всем трём критериям: знание, владение и применение этикетных форм высказывания, не обнаружен ни у одного ребенка. Большинство учеников — 14 детей (70 %) обладают средним уровнем культуры речевого общения. Они знают и применяют в повседневной речи по две-три формулы речевого общения (приветствие, прощание, просьба, благодарность, разговор по телефону), запас речевых этикетных формул достаточен. В основном они правильно выбирали речевую формулу, с учётом эмоционально-психологического состояния собеседника, речь учеников была интонационно выразительной. Использовали 1–2 мотивировки («Привет, рад тебя слышать», «До свидания, пока»). Последняя фраза развёрнута за счёт мотивировки.
Низким уровнем речевой культуры обладают 30% учащихся (6 учеников). Их запас этикетных формул крайне беден: используют в речи одну-две формулы общения (приветствие, прощание). Дети не всегда правильно выбирали формулу приветствия и прощания. Мотивировки отсутствуют. Дети не владеют конфликтными ситуациями, не умеют общаться вежливо, используя интонацию и приветливый тон, что иногда приводит к возникновению конфликтных ситуаций с окружающими или замыканию ребёнка в себе.
Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения детей показала недостаточно высокий уровень. Для решения этой проблемы необходимо разработать и внедрить в образовательную работу в рамках внеурочной деятельности детей программу по формированию культуры речевого развития детей.
Эта работа должна проводиться в 3 этапа на протяжении месяца: первый — обогащение словарного запаса речевых этикетных формул; второй — закрепление словарного запаса путём его регулярного воспроизводства в повседневной речи; третий — стимулирование активности учеников в применении полученных знаний, умений и навыков в реальных речевых ситуациях.
Для выполнения этой работы была проанализирована литература по теме и подобран комплекс игровых занятий. Эти игры можно разделить на 3 группы: первая — это игры для первичного овладения лексическим материалом; вторая — игры для закрепления полученных знаний; третья — игры для закрепления умений применять соответственно речевой ситуации усвоенные речевые формы.
Использование игр и заданий, построенных на игровой основе, обеспечит эффективность формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, сделает его эмоционально привлекательным для детей, поскольку игровой метод позволяет педагогу в легкой, ненавязчивой форме организовать многократное восприятие и воспроизведение речевого материала.
Итак, в статье даны основные направления работы, направленнеы на формирование культуры общения у младших школьников во внеурочной деятельности. Эта работа проводится поэтапно. Особо значимой является работа по введению в речь младших школьников синонимических вариантов формул и выражений речевого этикета. Вежливость, доброжелательность, положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игровых заданий и в повседневном общении детей. Описанная последовательность применения этих игр соответствует закономерностям усвоения умений культуры общения учащимися 1 класса и является эффективной в их обучении.
Литература:
- Абрамян, Л. А. Игра дошкольника и младшего школьника / Л. А. Абрамян. — М.: Детство-Пресс, 2018. — 285 с.
- Баринова, Е. В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету / Е. В. Баринова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. — 254 с.
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2020. — 196 с.
- Казарцева, О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. — М.: Флинта, 2017. — 80 с.
- Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // 71 Начальная школа. — 2014. — № 1.