За последнее десятилетие услуги электронного правительства значительно эволюционировали — от бумажной бюрократической процедуры до цифровых услуг. Транзакции, обрабатываемые электронным способом, требуют ограниченного физического взаимодействия с органами государственной власти и обеспечивают сокращение времени отклика, повышение прозрачности, конфиденциальности и целостности. Технология блокчейна усиливает многие из вышеперечисленных свойств, поскольку она обеспечивает неизменность и прозрачность зарегистрированных транзакций и может помочь установить доверие между участниками. Цель состоит в том, чтобы продемонстрировать потенциал и вклад блокчейна в эту область, предоставить полезную информацию правительствам, которые рассматривают возможность инвестирования в эту инновационную технологию, и помочь исследователям в их будущей деятельности в сфере услуг электронного правительства с поддержкой блокчейна.
Ключевые слова: технологии блокчейн, электронное правительство, инновационные технологии, цифровая трансформация
Введение
Технология блокчейна изначально была внедрена в приложения для криптовалют. Блокчейн — это прозрачные, устойчивые к несанкционированному доступу цифровые бухгалтерские книги, реализованные в распределенном сеть одноранговых узлов, в которой транзакции совершаются безопасно и обычно без одобрения центрального и доверенного реестра. Информация о каждой транзакции хранится в хэшированном виде в блоках; каждый блок также содержит хэш предыдущего блока, и эта цепочка блоков называется бухгалтерской книгой. Это позволяет сообществу пользователей записывать транзакции в общую бухгалтерскую книгу, чтобы эти транзакции нельзя было изменить после добавления их в блокчейн. Таким образом, блокчейны позволяют одноранговым узлам, которые не имеют доверительных отношений, обмениваться данными без третьих сторон или посредников. Эти данные могут соответствовать деньгам, контрактам, титулам на землю, медицинским и образовательным документам, сертификатам, покупке и продаже товаров / услуг или любым другим транзакциям или активам, которые могут быть оцифрованы.
Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают прогресс обществу, и роль государства, как правило, направлена на благо населения, предлагая лучшие условия доступа к информации или ее услугам с помощью более интерактивных и основанных на участии электронных средств с гражданами, с точки зрения электронного правительства. Электронное правительство стремится создать новый тип государственных услуг, основанный на все более интегрированных и эффективных отношениях с обществом, государственные учреждения которого начинают формулировать государственные действия и политику на основе более современного предоставления услуг и все более интегрированной базы данных и информации, чтобы предлагать населению лучшие услуги.
Трансформацию государственных услуг и управления можно рассматривать как право гражданина в любое время запрашивать через электронное правительство государственные учреждения и их государственные услуги в логике функционирования 24 часа в сутки, при которой запрос на услуги и информацию будет сделан гражданином в любое время или мгновенно через Интернет. С этой точки зрения крайне важно гарантировать безопасность и конфиденциальность сети, которая может быть реализована с помощью технологий блокчейна.
Блокчейн рассматривается как сеть доверия, которая будет выполняться по протоколам передачи данных в Интернете, позволяя автоматически и с меньшими затратами осуществлять бизнес между людьми, компаниями и странами. Каждая запись информации или результатов выполнения должна проходить через сетевое сито для проверки. Это то, что делает эту технологию такой ценной, поскольку она гарантирует, что все узлы в сети согласны и имеют точно такую же информацию, избегая распространенных ситуаций мошенничества в системах, которые зависят от проверки третьей стороной.
Перед правительствами стоит задача содействия прозрачности, особенно в области управления, распределения ресурсов и достижения большей эффективности, среди прочего. По этим причинам правительства многих стран проявили интерес к технологиям. Заказы на блокчейн для правительств могут стать недостающим звеном в оказании помощи правительствам в полной оцифровке. Мир идет по пути оцифровки, как это наблюдается во многих секторах, таких как розничная торговля и развлечения, в частности. Правительства также испытывали давление с целью последовать их примеру, но это легче сказать, чем сделать. Одним из самых больших препятствий, стоящих на пути оцифровки для многих правительств, является проблема безопасности.
Материалы и методы
Метод исследования основан на теоретическом обзоре, исследованиях и анализе зарубежных и казахских экспериментов при реализации блокчейн-пилотных проектов. В этой статье мы проводим обзор литературы по использованию использование технологии блокчейн в приложениях электронного правительства для определения услуг электронного правительства, которые могут извлечь выгоду из использования блокчейнов, типов технологий, выбранных для предлагаемых решений, и их соответствующих уровней зрелости. Для выявления факторов, влияющих на внутреннюю и внешнюю среду развития технологии блокчейн в системе государственного управления, предлагается мониторинг средств массовой информации, анализируются международные и национальные статистические данные. Также были рассмотрены отдельные нормативные меры Республики Казахстан в отношении цифровых технологий [1]. Основываясь на результатах исследований, был сделан вывод о том, что эта технология имеет как возможности, так и препятствия для входа в Государственное управление Республики Казахстан. В настоящее время область блокчейн-индустрии очень децентрализована и носит преимущественно местный характер. По возможности его введение в систему государственного управления характеризуется сложностью технической реализации [1].
Результаты и обсуждение
Изучение соответствующей литературы в этой области указывает на Австралию, Канаду, Дубай, Эстонию, Сингапур, Южную Африку, Южную Корею, Индию, Израиль, Великобританию, Новую Зеландию, Швейцарию, Грузию, Японию и Китай как на страны, где концепция технологии блокчейн уже наиболее развита и адаптирована к многочисленным приложениям в рамках электронного управления.
Цель этого раздела — описать наиболее передовые блокчейн-инициативы, которые наилучшим образом способствуют разработке практических рекомендаций по внедрению. Таким образом, в следующей таблице перечислены лишь некоторые примеры передовой практики, в которых эта концепция была протестирована и широко применялась.
Таблица 1
Лучшие практики внедрения блокчейна
Страна |
Область применения |
Вовлеченные заинтересованные стороны |
Цели |
Австралия (2018) [2] |
Регистрация жилья и земли |
Владельцы недвижимости, коммерческие посредники, такие как агенты по недвижимости, банки, Биржа недвижимости Австралии (PEXA) и правительственные чиновники |
Гражданская перспектива: централизованное хранение всех документов, связанных с жильем, для предотвращения нарушений безопасности, потери соответствующих данных, а также для обеспечения эффективных и удобных сделок в сфере недвижимости, включая разрешение любых возникающих споров. Правительственная перспектива: централизованное ведение учета всех этапов и документов процесса жилищного и земельного кадастра для предотвращения подделки и манипуляций, снижения волатильности и неопределенности рынка жилья, повышения эффективности бюрократических процессов, связанных с жильем. |
Канада (Глобальный правительственный форум, 2019; Вольфонд, 2017; Верма и Думка, 2021) [3] |
e-Employment (электронная занятость) |
Граждане, предприятия и государственные службы занятости, связанные с трудоустройством |
Гражданская перспектива: уникальное цифровое резюме для каждого сотрудника, работающего над проектами, чтобы подчеркнуть предыдущий опыт, навыки и другие квалификации. Цель состоит в том, чтобы сделать личный послужной список “постоянным, самостоятельным и безопасным”. Бизнес-перспектива: централизованно созданное резюме для предотвращения мошенничества при приеме на работу, а также для повышения эффективности и снижения затрат в процессе найма. Физическое лицо может быть своим собственным пожизненным “регистратором” Правительственная перспектива: Предотвращение подделки документов, временных меток и проверок, с которыми сталкиваются государственные администрации. |
Дубай (Хан, Шаэль и Мадждалавие, 2019) [4] |
Регистрация бизнеса и лицензирование |
Экономический департамент Дубая, лицензионные органы и предприятия |
Бизнес-перспектива: единый контакт для запроса торговых лицензий для корпоративного реестра. Повышение прозрачности, эффективности и подотчетности процессов для соответствующих заинтересованных сторон. Правительственная перспектива: автоматизированная, упрощенная и защищенная от мошенничества информация обо всех заявителях на получение торговой лицензии с аутентификацией всех входящих и исходящих транзакций. |
Эстония (e-Estonia, 2021a; Эйзерманн, 2014; Швед, 2016) [5] |
e-Cabinet (электронный кабинет) |
Эстонское правительство |
Правительственная перспектива: Автоматизация, оптимизация и совершенствование всех государственных услуг и процессов принятия решений, связанных с правительством, чтобы быть более прозрачными, эффективными и решительными в отношении прозрачности и прослеживаемости среди всего государственного органа Эстонии. |
Эстония (e- Estonia, 2021b; Швед, 2016) [6] |
e-Residency (электронное резидентство) |
Эстонское правительство, предприятия и граждане |
Гражданская перспектива: Создание цифровой идентичности, которая придает каждому гражданину авторитет и доверие. Он обеспечивает цифровую аутентификацию, идентификацию, шифрование и передачу правительственных документов всех видов. Перспективы правительства и бизнеса: Основная цель состоит в том, чтобы улучшить дизайн услуг в секторе государственного управления, где правительство и бизнес пересекаются с гражданами Эстонии. |
Южная Корея (Ojo & Adebayo, 2017; Participedia, n.d.; Agbesi & Asante, 2019) |
e-Voting (электронное голосование) |
Провинциальные органы власти, общины и местные резиденции |
Гражданская перспектива: Цель состоит в том, чтобы дать возможность местным гражданам совместно создавать, т. е. “граждане — мэры”, развитие и будущее своего сообщества, предлагая им предлагать и голосовать за инициативы и политические предложения по оказанию помощи местным сообществам. Правительственная перспектива: централизованное хранилище для отслеживания, оценки и хранения всех голосов и результатов выборов для обеспечения доверия и прозрачности в рамках избирательного процесса и демократии, а также неизменности. |
Можно сделать вывод, что при использовании уже существующих знаний о проверенных передовых методах и дальнейшем анализе выявленных пробелов в исследованиях в академических кругах возможности для достаточной концептуализации и развертывания блокчейна в сфере государственного управления огромны [9].
Перенос персональных данных миллионов людей на цифровые платформы представляет большой риск в случае взлома системы. Однако блокчейн рекламируется как безопасный благодаря своей структуре, и это означает, что он может предложить жизнеспособное решение, которое может помочь правительствам окончательно перейти на цифровые технологии. Тот факт, что блокчейн практически не поддается взлому, делает его более привлекательным для разработки цифровых систем для правительств [10].
Технология блокчейн открывает новые возможности для правительств разных уровней: прозрачность и доступ к информации; борьба с мошенничеством; высочайшее качество общедоступных данных, контроль и информационная безопасность; повышение эффективности; и повышение доверия к государственному управлению [11].
В Казахстане работают две независимые ассоциации: Казахстанская Ассоциация индустрии блокчейнов и центров обработки данных и Ассоциация производителей и пользователей технологии блокчейнов «BlockchainKZ» [7].
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан совместно с Ассоциацией блокчейнов разработало концептуальный проект законопроекта о цифровых технологиях в Казахстане. 347-VI Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по регулированию цифровых технологий в 2020 году (дата обращения: 06.04.2021 г). С принятием закона концепции и явления, связанные с технологией блокчейна и распределенным хранением данных, вошли в правовую сферу Республики Казахстан [7].
Блокчейн децентрализует данные и хранит их более надежно. Таким образом, это позволяет отслеживать информацию, и кибербезопасность является одним из главных результатов. Технология распределенной регистрации блокчейна, благодаря своему безопасному и неизменяемому характеру, идеально подходит для удовлетворения новых требований правительств и функционирует в качестве надежного хранилища для целей идентификации и может стать ответом на борьбу с отмыванием денег и мошенничеством на предприятиях [12].
Приложения блокчейна в государственном секторе могут помочь правительствам обеспечить лучшую защиту своей критически важной инфраструктуры, тем самым предотвращая кибер атаки на расстоянии. Большинство важнейших систем, используемых правительствами по всему миру для облегчения предоставления услуг, подключены к Интернету. Это подчеркивает важность безопасности для критически важных систем, и, как и те, которые невозможно взломать, это потенциально лучшее решение. Децентрализованный реестр также может быть разработан таким образом, чтобы он мог отслеживать целостность государственных систем. Это значительно снизило бы вероятность атак и подделки данных [13].
Заключение
Технология блокчейна была названа одной из наиболее преобразующих технологий на сегодняшний день, являясь одним из наиболее очевидных вариантов применения криптовалют. Это та же технология, на которой основаны криптовалюты, но у них есть много других применений. Блокчейн можно описать как высокозащищенную и децентрализованную систему учета, в которой информация может храниться, но не может быть изменена. Вместо хранения данных на серверах, как раньше, через облачное хранилище, блокчейн фокусируется на использовании сети компьютеров, которые хранят и проверяют данные. Компьютеры в данной сети могут быть распределены по всему миру, и сеть не контролируется централизованно.
Правительства, как правило, критикуют за то, что они не знают, как эффективно управлять большинством своих процессов, но новые технологии, такие как блокчейн, обладают потенциалом для радикальных изменений ситуации с помощью блокчейн-решений для всего правительства. Правительственный блокчейн может стать чем-то, что станет реальностью в ближайшие годы, когда правительства начнут внедрять эту технологию.
Blockchain-технология может повысить доступность и открытость информации, возможность для прогнозирования данных, контроль за общедоступные данные, борьбы с коррупцией и мошенничеством, и обеспечения информационной безопасности, включающая в более эффективных общественных услуг за счет улучшения бизнес-процессов для государственных деятелей на любом уровне власти; и позволяют создавать быстро, дешево и безопасно, государственных архивов.
Блокчейн может быть очень полезен для государственных учреждений, делая их более прозрачными, закрытыми и безопасными. Однако администрации также должны изменить свое положение в этом новом сценарии, поскольку речь идет не только о его выгоде, но и о приверженности продвижению этой технологии, которая окажет влияние на всю экономику. Эти преимущества могут способствовать соблюдению принципов управления и, следовательно, способствовать эффективному управлению в государственном секторе.
Литература:
- EGov.kz. Блокчейн-проекты Казахстана. 2021. URL: https://egov.kz/cms/ru/robotization/ projects-blockchain (дата обращения: 25.04.2021).
- Pettit C. et al. Understanding the disruptive technology ecosystem in Australian urban and housing contexts: a roadmap. — 2018.
- Global Government Forum (2019). Canada pilots blockchain staff records. Retrieved from https://www.globalgovernmentforum.com/canada-pilots-blockchain-staff-records/. Accessed in January 2021.
- Khan S. N., Shael M., Majdalawieh M. Blockchain technology as a support infrastructure in E-Government evolution at dubai economic department //Proceedings of the 2019 international electronics communication conference. — 2019. — С. 124–130.
- e-Estonia (2021a). e-governance. https://e-estonia.com/enter-e-governance/ Дата обращения: январь 2021 года.
- e-Estonia (2021b). e-identity. https://e-estonia.com/solutions/e-identity/ Дата обращения: январь 2021 года.
- «Правительство для граждан». НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». 2021. URL: https://gov4c.kz/ru/about/obshchaya-informatsiya/ (дата обращения: 25.04.2021).
- Талапина Э. В. Применение блокчейна в государственном управлении: перспективы правового регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020. — № 3.
- Agbesi S., Asante G. Electronic voting recording system based on blockchain technology //2019 12th CMI Conference on Cybersecurity and Privacy (CMI). — IEEE, 2019. — С. 1–8.
- Mawela T., Ochara N. M., Twinomurinzi H. e-Government implementation: Lessons from South African municipalities //Proceedings of the Annual Conference of the South African Institute of Computer Scientists and Information Technologists. — 2016. — С. 1–10.
- Yfantis V., Leligou H. C., Ntalianis K. New development: Blockchain—a revolutionary tool for the public sector //Public Money & Management. — 2021. — Т. 41. — №. 5. — С. 408–411.
- European Commission. eGovernment Benchmark 2020: eGovernment that Works for the People: Insight Report; Publications Office of the EU: Luxembourg, 2020; C. 1–49.
- Baldacci E., Frade J. R. Advancing Digital Transformation in the Public Sector with Blockchain: A View from the European Union //Disintermediation Economics. — Palgrave Macmillan, Cham, 2021. — С. 281–295.