В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципом является: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1]. Исходя из этого принципа, в работе над образовательной областью «Познавательное развитие» мной была выбрана форма игры как квест. Это инновационная форма организации деятельности дошкольников, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции детей в процессе решения игровых поисковых задач. Очень важно для развития познавательных способностей дошкольников использование воспитателем большого арсенала методов, приемов и форм организации учебного процесса, и квест-игра помогает соединить их, и реализовать плодотворную образовательную деятельность.
Суть в том, что, есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Прежде чем использовать такую форму деятельности с детьми педагогу нужно учесть главные структурные элементы квест-игр:
– Сюжет или легенда. Сюжет может быть заимствован из художественных произведений, кинофильмов или компьютерных игр. Именно сюжетная линия логически связывает все задания между собой. Сюжет разрабатывается с учетом возрастных особенностей. Поэтому в дошкольном возрасте чаще всего, используются сказочные сюжеты [2].
– Роли, в которые будет поставлены дети и их распределение между ними, исходя из возможностей дошкольников. Роли зависят от легенды, но наиболее интересными для детей являются сказочные, мультипликационные, фантастические герои.
– Территория, предусмотренные на ней меры безопасности. В рамках дошкольного учреждения это может быть игровая комната, актовый или спортивный зал, детская площадка на улице.
– Ресурсы, которые будут использоваться во время игры. Это может быть спортивный инвентарь, средства ИКТ, игровой материал.
При разработке квест-игры нужно учитывать возрастные, физические и интеллектуальные особенности детей. Ведь Д. Б. Эльконин писал, что ведущим видом деятельности дошкольников является ролевая игра, а результатом — стремление к общественно-значимой деятельности.
Квест-игра помогает мне, как воспитателю, интегрировать в педагогический процесс несколько образовательных задач:
Рис. 1. Образовательные задачи
Дети дошкольного возраста задействуют в решении той или иной ситуации разные умения и навыки. В процессе квеста у дошкольников активизируются смекалка, зрительная память, воображение, мелкая моторика. Важно отметить, что во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети повышают познавательную активность, учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива [3].
Мной данная форма организации учебного процесса используется уже на протяжении нескольких лет. Результатом является положительная динамика развития познавательного и социально-коммунативного развития. Квест-игра помогла детям стать активными, коммуникабельными в общении со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Дети моей группы научились согласовывать план действий, договариваться, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дети стали более самостоятельными в решении бытовых задач.
У дошкольников сформировались следующие компетентности:
– самообучение и самоорганизация;
– работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
– умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
– сформировалась потребность добывать знания, выстраивать работу по алгоритму;
– приобретен навык, использовать различные виды деятельности;
– делать собственный выбор роли, ресурсов.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики социально-коммуникативного и познавательного развития (достаточный и близкий к нему уровень)
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о продуктивности использования квест-игры в образовательном процессе, так как она имеет огромный педагогический потенциал и дает возможность воспитателю организовать интересную учебно-воспитательную деятельность.
Литература:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: (дата обращения: 23.02.2022).
- Исакова, И. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии / И. Н. Исакова. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: (дата обращения: 23.02.2022).
- Дорогина, А. С. Квест — игра, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Дорогина. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/06/26/kvest-igra-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey (дата обращения: 23.02.2022).