Ключевые слова: стаж работы, эмоциональный интеллект, удовлетворенность трудом, педагог.
Качество профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности педагога сохранить профессиональное здоровье и не допустить развитие профессиональной деформации. В социономических профессиях риск развития профессиональной деструкций достаточно велик. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с удовлетворенностью трудом педагогических работников.
Феномен эмоционального интеллекта, который ранее относился в основном к области популярной психологии, оказался полезным для академической психологии благодаря своему высокому объяснительному и прогностическому потенциалу.
Эмоциональный интеллект, по своей сути, является способностью распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания самого себя и других людей и управлять ими. С помощью эмоционального интеллекта реализуется способность решать практические задачи и достигать целей в жизни и на работе.
Эмоциональный интеллект наиболее значим среди представителей социономических профессий, в частности для тех специалистов, которые взаимодействуют с детьми. Эмоциональный интеллект — одна из профессионально важных характеристик в работе педагога, которая может влиять на его удовлетворенность работой.
Целью нашего исследования былоопределить взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов.
Гипотезы:
- Удовлетворенность трудом педагогов взаимосвязана с эмоциональным интеллектом.
- Существует значимые различия между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью трудом у педагогов с разным стажем работы.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
- Анкетирование педагогов.
- Интегральная удовлетворенность трудом А. В. Батаршева.
- Методика «Тест эмоционального интеллекта МЭИ» (М. Манойлова).
Общая выборка педагогов составила 50 человек.
Данное исследование было проведено в три этапа:
– Первый этап заключался в выборе методик для эмпирического исследования.
– На втором этапе было проведено исследование на определение взаимосвязи эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов.
– Третий этап заключался в обработке и анализе результатов исследования.
Для определения связи между удовлетворенностью трудом педагогов и их эмоциональным интеллектом, был применен коэффициент корреляции Спирмена.
В результате исследования были выявлены положительные и отрицательные взаимосвязи.
- Отрицательная корреляционная связь определилась в шкале методики эмоционального интеллекта, выраженной шкалой «осознание своих чувств» и методикой удовлетворенностью трудом, выраженной шкалой «удовлетворенность достижениями в работе» (-0.28 * ).При слабой способности к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении, у педагогов удовлетворенность трудом находится на низком уровне.
- Положительная корреляционная связь определилась в шкале методики эмоционального интеллекта, выраженной шкалой «осознание своих чувств» и методикой удовлетворенностью трудом, выраженной шкалой «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (0,412 ** ).Педагоги с развитым сознанием и способностью находиться в гармонии со своими внутренними эмоциями, в большей степени удовлетворены взаимоотношениями с сотрудниками.
- Также положительная корреляционная связь определилась в шкалах «управление своими чувствами» и «удовлетворенность достижениями в работе» (0,318 ** ).При способностиконтролировать свои эмоции, управлять ими, а также при умении принимать их, педагоги удовлетворены достижениями в работе.
- В шкале «управление своими чувствами» также выявлена связь со шкалой «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (0,338 ** ).Педагоги, умеющие управлять своими чувствами и контролировать эмоции, стремятся достичь своих целей в профессиональной деятельности.
- Также шкала«управление своими чувствами», имеет значимую связь со шкалой «удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» (0,473 *** ). Следовательно, при высокой способности контролировать свои эмоции и управлять ими, педагоги удовлетворены взаимоотношением с руководством.
- В шкале эмоционального интеллекта «осознание чужих чувств» выявлена положительная корреляционная связь со шкалой «удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» (0,364 ** ). При способности ориентироваться на других людей и понимать чувства партнера по общению, педагоги удовлетворены взаимоотношениями с руководством.
- Также положительные корреляционные связи выявлены в методике удовлетворенность трудом в шкалах«уровень притязаний в профессиональной деятельности» и «удовлетворенность достижениями в работе» (0,38 ** ).Высокие показатели в достиженияхвпрофессиональной деятельности, педагоги удовлетворены достижениями в работе.
Результаты также представлены в виде корреляционных плеяд, изображенных на рис 1.
Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и эмоциональной направленностью личности
Далее, для определения значимых различий между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью трудом, педагоги были разделены на группы по стажу работы. Исходя из результатов анкетирования, группы определились следующие:
педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет определилось 15 человек — 30 %;
– педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет выявлено также 15 человек — 30 %;
– педагогов со стажем работы от 11 лет и более, отмечено в количестве 20 человек — 40 %.
Для определения различий был применен критерий U-Манна — Уитни.
Между группой педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет и группой педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет, были выявлены статистически значимые различия в методике удовлетворенность трудом, выраженной следующими шкалами.
– «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (U=161; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 2. Это означает, что педагоги, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет в большей степени удовлетворены взаимодействиям с сотрудниками, чем педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет;
– значимые различия были выявлены в шкале «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=119; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 2. Следовательно, педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет стремятся к достижению успеха больше, чем педагоги, имеющие стаж работы от 6 до 10 лет;
– значимые различия определились в шкале «удовлетворенность условиями труда» (U=52; p<0,05). Среднее значение в группе № 2 больше среднего значения группы № 1. Это означает, что условиями труда удовлетворены педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет больше, чем педагоги, чей стаж работы составляет от 1 до 5 лет;
– в шкале «общая удовлетворенность трудом» выявлены статистически значимые различия (U=159,5, p<0,05). Среднее значение в группе № 1 выше среднего значения группы № 2. Это означает, что общая удовлетворенность трудом у педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет выше, чем у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет.
Далее, статистически значимые различия также были выявлены в методике по эмоциональному интеллекту между группой со стажем работы от 1 до 5 лет, и группой со стажем работы от 6 до 10 лет:
– в шкале «управление своими чувствами» (U=50,5; p<0,05) в группе № 2 среднее значение больше среднего значения группы № 1. Это значит, что педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет могут управлять своими чувствами, а также принимать их и контролировать в большей степени, чем педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет;
– статистически значимые различия определены в шкале «осознание чувст других» (U=10; p<0,05). Среднее значение по данной шкале выше у группы № 2. Такие результаты определились у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет. Такие педагоги способны распознавать эмоции других людей и понимать чувства партнера по общению. Также у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет развита эмоциональная связь и ориентация на других людей;
– в шкале «управление чувствами других» (U=126; p<0,05) статистически значимые различия определились в большей степени в группе педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет. Управление состояния происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.
Между группой педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет и группой педагогов со стажем работы от 11 лет и более, были выявлены статистически значимые различия в методике удовлетворенность трудом, выраженной следующими шкалами:
– статистически значимые различия определились в шкале «Удовлетворенность достижениями в работе» (U=33; p<0,05). Среднее значение в группе № 3 выше среднего значения группы № 1. Соответственно, удовлетворенность достижениями в работе у педагогов со стажем работы от 11 лет и более — выражена в большей степени, чем у педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет;
– статистически значимые различия определились в шкале «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (U=59,5; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 3. Это означает, что педагоги, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет в большей степени удовлетворены взаимодействиям с сотрудниками, чем педагоги со стажем работы от 11 лет и более;
– значимые различия были выявлены в шкале «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=32,5; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 3. Следовательно, педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет стремятся к достижению успеха больше, чем педагоги, имеющие стаж работы от 11 лет и более;
– Значимые различия определились в шкале «предпочтение выполняемой работы высокому заработку» (U=80,5; p<0,05). Среднее значение в группе № 1 выше среднего значения в группе № 2. Педагоги, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет имеют интерес к выполнению работы больше, чем к ее оплате, чем педагоги со стажем работы от 11 лет и более;
– значимые различия определились в шкале «удовлетворенность условиями труда» (U=83,5; p<0,05). Среднее значение в группе № 3 больше среднего занчения группы № 1. Это означает, что условиями труда удовлетворены педагоги со стажем работы от 11 лет и более, чем педагоги, чей стаж работы составляет от 1 до 5 лет;
– в шкале «общая удовлетворенность трудом» выявлены статистически значимые различия (U=63, p<0,05). Среднее значение в группе № 3 выше среднего значения группы № 1. Это означает, что общая удовлетворенность трудом у педагогов со стажем работы от 11 лет и более, выше, чем у педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет.
Также статистически значимые различия были выявлены в методике по эмоциональному интеллекту между группой со стажем работы от 1 до 5 лет, и группой со стажем работы от 11 лет и более:
– в шкале «управление своими чувствами» (U=83; p<0,05) в группе № 3 среднее значение больше среднего значения группы № 1. Это значит, что педагоги со стажем работы от 11 лет и более могут управлять своими чувствами, а также принимать их и котролировать в большей степени, чем педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет;
Между группой педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет и группой педагогов со стажем работы от 11 лет и более, были выявлены статистически значимые различия в методике удовлетворенность трудом, выраженной следующими шкалами:
– значимые различия определились в шкале «удовлетворенность достижениями в работе» (U=21; p<0,05). В группе № 3 среднее значение выше среднего значения в группе № 2. Соответственно, педагоги, имеющие стаж работы от 11 лет и более, в большей степени удовлетворены своими достижениями в работе, чем педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет;
– значимые различия были выявлены в шкале «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=212; p<0,05). В группе № 2 среднее значение больше среднего значения группы № 3. Следовательно, педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет стремятся к достижению успеха больше, чем педагоги, имеющие стаж работы от 11 лет и более.
Также статистически значимые различия были определены в методике по эмоциональному интеллекту между группой со стажем работы от 6 до 10 лет, и группой со стажем работы от 11 лет и более:
– в шкале «удовлетворенность условиями труда» (U=12; p<0,05) статистически значимые различия определились в большей степени в группе педагогов со стажем работы от 11 лет и более. Среднее значение в данной группе выше, чем в группе педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет;
– в шкале «управление чувствами других» (U=185; p<0,05) статистически значимые различия определились в большей степени в группе педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет. Управление состояния происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению. Среднее значение в группе № 2 выше среднего значения группы № 3.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что удовлетворенность трудом педагогов имеет связь с эмоциональным интеллектом, подтверждена. Гипотеза о том, что существуют значимые различия между удовлетворенностью трудом и эмоциональным интеллектом у педагогов с разным стажем работы, также полностью подтверждена.
Литература:
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие: монография / И. Н. Андреева. — Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2020. — 356 с.
- Бычкова Е. С. Основы психологической саморегуляции в профессиональной деятельности педагога: учеб. пособие / Е. С. Бычкова. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. — 51с.
- Кудинов С. С. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью / С. С. Кудинов // Вестник РУДН. — 2015. — С. 110–116.