Малый и средний бизнес играет важную роль в современной рыночной экономике. Малые и средние предприятия создают новые рабочие места, способствуют росту конкуренции, заполняя собой нишу и работая в основном там, где большой бизнес работает неохотно. На сегодняшний день государство уделяет большое значение развитию малого и среднего предпринимательства. Однако относительно недавно в советский период жизни России отношение к бизнесу было иным. Советская власть всячески боролась с предпринимательской деятельностью. В уголовном кодексе РСФСР существовал ряд статей с реальным наказанием в виде лишения свободы. Так, например, за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество было предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества. А спекуляция — скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы, наказывалась лишением свободы на срок до двух лет [1]. Это все делалось потому, что в советский период господствовала идеология марксизма-ленинизма, согласно которой частная собственность также как и владение средствами производства считались элементами капитализма, а организация наемного труда считалась одной из форм эксплуатации. Хотя частный бизнес и предпринимательство в свое время помогли советскому государству встать на ноги. Так, например, после революции 1917 года, молодая страна, разграбленная царской буржуазией, буквально обескровленная Первой Мировой войной и интервенциями, находилась в тяжелом положении. Экономика советской России была разорвана в клочья. С целью восстановления экономики был провозглашен НЭП — новая экономическая политика. НЭП пришел на смену политики военного коммунизма и отличался от него значительными послаблениями в первую очередь в налоговой сфере. Была провозглашена свобода торговли, это привело к созданию огромного количества мелких частных предпринимательств, у крестьян и рабочих появился стимул к производственному развитию. В период НЭП бурно развивалась торговля, мелкие торговцы покупали в деревнях и селах у крестьян их продукцию и продавали ее с большой наценкой в городах. Этот же принцип работал и в обратном направлении, когда из города в деревни везли промышленные товары. Мелкие промышленные предприятия, работающие в одной отрасли, постепенно начали объединяться в тресты, а далее в синдикаты. Такая кооперация помогала самостоятельно заниматься снабжением и сбытом своих товаров. Участники трестов были заинтересованы в результатах своего труда и его качества, так как чем больше они работали, тем больше был их заработок. Таким образом частный мелкий бизнес постепенно, поднимая торговлю и производство, вывел экономику страны из кризиса. Крах предпринимательства наступил 14 апреля 1956 года, когда появилось постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации», в соответствии с которым артельные предприятия были переданы государству, а собственность предприятий отчуждалась безвозмездно.
После распада советского государства экономика Россия переживала глубокий спад и сопровождалась такими негативными явлениями как: всплеском инфляции, нарастанием внешнего долга, снижением инвестиций и уменьшением доходов населения. Экономические показатели по многим направлениям устремились вниз [2]. Поддержка развития мелкого и среднего предпринимательства снова стала одним из инструментов восстановления экономики. По статистике на 2018 год в России зарегистрировано 2 659 943 малых и 13 682 средних предприятий. В общий сложности на этих предприятиях трудились более 12 млн. человек, а общий оборот предприятий составлял более 31 млрд. рублей [3].
В настоящее время продолжается повышаться статус малого предпринимательства в экономике страны. Государство напрямую заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, этому вопросу уделяется большое внимание, в том числе и на законодательном уровне принимаются соответствующие документы, среди которых федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» который был принят в июле 2007 года. Данный закон регулирует все меры поддержки, оказываемые малому и среднему бизнесу. Основная цель государственных программ поддержки является поддержка бизнеса на всех этапах его развития, начиная от зарождения идеи до выхода на экспорт. Среди государственных программ поддержки можно выделить такие виды как:
— финансовая. Сюда входят: субсидии, гранты и льготы;
— имущественная. К ней можно отнести предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях;
— информационная. Это создание федеральных и региональных информационных систем;
— консультационная. Здесь речь идет о предоставлении профессиональных консультаций в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса;
— образовательная. Подготовка и переподготовка сотрудников [4].
Несмотря на все усилия государства, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, малый и средний бизнес до сих пор сталкивается с большим количеством проблем, среди которых проблемы, связанные с привлечением денег для развития бизнеса. Дело в том, что не все банки готовы кредитовать мелкие предприятия. В основном с большим интересом они кредитуют крупные предприятия и предлагают им льготные привлекательные условия. В то время как малому бизнесу приходится довольствоваться обычным потребительским кредитом с завышенной процентной ставкой. Еще одна проблема, которая не способствует развитию- это многочисленные проверки контролирующих органов со стороны государства, которые зачастую выливаются в массу ненужной отчетности. Положение дел усугубляется общим падением доходов населения, которое наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Для выравнивания ситуации 2018 году был запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». При разработке структуры национального проекта были учтены потребности конечного бенефициара в лице бизнеса. Три федеральных проекта, входящие в его состав, учитывают все стадии предпринимательской активности от статуса самозанятого до действующего бизнеса, заинтересованного в развитии, а четвертый федеральный проект, предусматривает создание цифровой платформы, выполняет функцию фундамента развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти [5]. Основные задачи, которые ставит перед собой проект это:
— увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн чел. к концу 2024 г.
— увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 32,5 % к концу 2024 г.
— увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10 % к концу 2024 г. [5]
На сегодняшний день, не смотря на то, что государство выделяет огромные средства на поддержку малого и среднего бизнеса, так, например, совокупный объем субсидий по всем мерам поддержки в 2021 году превысил 1 трлн рублей, доля малого и среднего бизнеса в ВВП России все же остается на традиционно низком уровне и составляет всего лишь 20 %. Тогда как в Китае этот показатель равен 60 %, в США — 56 %, а в Германии — 43 %. Тем не менее, если мы хотим получить страну с развитой устойчивой экономикой, государство должно продолжать делать все, чтобы малый и средний бизнес со временем заменил основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом [6]. А пример из истории нашей страны показал, что малый и средний бизнес способен вывести экономику страны на новый уровень, государству необходимо лишь продолжать его поддерживать.
Литература:
- «Уголовный кодекс РСФСР» [электронный ресурс]: Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года URL: https://dokipedia.ru/document/5160973?pid=795 (дата обращение: 20.02.2022).
- «1990-е годы в экономики России» [электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/1990-е_годы_в_экономике_России (дата обращение: 20.02.2022).
- «Малое и среднее предпринимательство в России» / Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ М 19 Росстат. –M., 2019. — 87с.
- «Поддержка бизнеса в 2021 году» [электронный ресурс]: URL: https://kassa.mts.ru/blog/law/gospodderzhka-biznesa-v-2021-godu/ (дата обращение: 20.02.2022).
- «Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»» [электронный ресурс]: URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращение: 23.02.2022).
- «МСП/ПОСТКОВИД Время для системных решений» специальный доклад президенту Российской Федерации — 2021 [электронный ресурс]: URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdfм (дата обращение: 23.02.2022).