Государственное управление является одним из видов социального управления, имеет общие с ним черты. Государственное управление может осуществляться органами публичной власти и их структурами. Негосударственное управление осуществляется муниципальными органами власти, партиями, религиозными организациями, частными предприятиями.
Содержание определения государственного управления может рассматриваться как функционирование всех субъектов публичной власти, и направлено на организацию общественных отношений. Государственное управление предполагает деятельность органов исполнительной и законодательной власти, судебной системы, прокуратуры, региональных и муниципальных органов власти. Все они в совокупности организуют общественные отношения, складывающиеся между гражданами, хозяйствующими субъектами, общественными организациями.
Законодательное нормотворчество является основной функцией представительных органов власти (Федерального Собрания РФ, органов законодательной власти субъектов РФ). Органы исполнительной власти обеспечивают реализацию принятых законодательных норм посредством директивных предписаний субъектам правоотношений. Судебная власть рассматривает и разрешает споры, возникающие между этими субъектами. Деятельность указанных органов власти регламентируется конституционным, гражданским, административным, уголовным и другими отраслями права. Такой подход к определению государственного управления используется в теории государства и права, политологии, экономике и иных отраслях науки [3, с. 49].
Иная точка зрения заключается в рассмотрении государственного управления в узком аспекте, в первую очередь, в качестве деятельности по организации исполнения законов, а также в текущем распорядительстве различными хозяйствующими, социальными объектами, людьми, что выражается в издании обязательных для них подзаконных актов. Такая трактовка используется в науке административного права [4, с. 34].
Государственное управление имеет ряд признаков.
Всеобщность означает, что государственное управление реализовано во всех сферах функционирования государственной власти, там, где возникает необходимость государственного регулирования.
Исполнительный характер. Фактически государственное управление призвано заниматься исполнением законов и иных нормативно-правовых актов. В этом смысле оно имеет подчиненное положение по отношению к органам законодательной власти. В этом выражается сущность взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти.
Распорядительный характер. Государственное управление всегда предполагает подчинение объекта управления и субординационный характер взаимоотношений. Законодательство наделяет субъекты государственного управления объемом распорядительных полномочий, представляющих собой право издания юридических актов, содержащих нормативные предписания.
Организационный характер состоит в регулировании и координации совместной деятельности граждан в целях реализации законов.
Непрерывный характер государственного управления заключается в его цикличности, предполагающей подготовку к принятию управленческого решения, организацию его исполнения и контроль. При этом должно присутствовать оперативное регулирование управленческих связей.
Функции государственного управления определяют характер и содержание деятельности органов власти, а также методы регулирования объектов управления.
Прогнозирование — это обоснованное представление о возможных состояниях и последствиях применения регуляторного воздействия на объект управления, представляет собой изучение, разработку и оценку рисков социально-экономического развития отраслей управления.
Планирование заключается в процессе выработки целей принятия решений и способов их достижения. Оно выражено в разработке нормативных показателей социально-экономического развития.
Организация — это проведение определенных мероприятий по исполнению принятого решения, включает подбор и обучение исполнителей, техническое и финансовое обеспечение. Под организацией также понимается структурирование государственных органов и процессов управления.
Контроль и учет позволяют определить количественные изменения всех ресурсов, задействованных в процессе исполнения управленческих решений. При контроле также происходит сопоставление плановых, промежуточных и конечных результатов. Полученная по результатам контроля информация помогает совершенствовать способы реализации управленческих решений.
Регулирование — это установка обязательных требований и процедур для участников управленческой деятельности. К примеру, посредством регулирования органы государственной власти разрабатывают механизм лицензирования отдельных видов деятельности, правила сертификации, регистрации, проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Управляющее воздействие органов государственной власти направляется как на внешние объекты, так и на организацию деятельности самого органа власти.
Принципы государственного управления выражают не только его сущность, но и влияют на формирование структуры органов управления, а также на формы и методы осуществления управленческих функций. Под принципами государственного управления понимаются закрепленные в нормах права основные, исходные положения и идеи, отражающие его особенности и назначение [2, с. 21]. Охарактеризуем основные принципы государственного управления более подробно.
Принцип законности означает неукоснительное соблюдение законов, единообразие их исполнения. Ни один государственный орган не имеет права по своей инициативе расширить или сузить объем своих полномочий. Способами обеспечения исполнения данного принципа являются судебный контроль и прокурорский надзор, а также обжалование в административном порядке действий (бездействий) и решений органов власти и их должностных лиц.
Принцип федерализма предполагает наличие соответствующей формы государственного устройства. В Конституции РФ закреплено разграничение перечня вопросов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению РФ и ее субъектов. Это означает наличие двухуровневой системы органов государственного управления.
Территориальный принцип государственного управления заключается в решении управленческих задач по отношению к объектам, находящимся на определенных территориях. Примером реализации этого принципа является создание территориальных органов исполнительной власти в структуре федеральных органов власти.
Отраслевой принцип заключается в осуществлении государственного управления в отношении однотипной группы предприятий и учреждений. Примером может служить государственное управление в области образовательной деятельности Министерством просвещения РФ, в сфере природопользования — Министерством природы РФ.
Принцип плановости обусловлен самой сущностью управления, заключающейся в постановке целей и разработке программ их достижения. Развитие государственного управления в рамках установленных планов является важным условием функционирования органов государственной власти. Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований [1].
Принцип двойного подчинения в государственном управлении предполагает ведомственное подчинение территориального органа исполнительной власти субъекта РФ федеральному органу власти по соответствующей компетенции, а по вопросам совместного ведения — руководящим органам субъекта РФ.
Принцип гласности означает всестороннее объективное информирование о деятельности субъектов государственного управления. Примером реализации этого принципа является официальное опубликование нормативных актов, статистических данных, аналитики, характеризующих работу органа государственной власти.
Таким образом, принципы административного права — это основополагающие начала организации государственного управления. Без их соблюдения невозможно осуществление эффективного управленческого воздействия, а также построение административных правоотношений. Функции и принципы административного права, подлежащие применению органом исполнительной власти, являются важнейшими инструментами административного регулирования. Они формируются исходя из конкретного правового опыта и уровня развития всех отраслей законодательства. Несомненно, они имеют конституционно-правовые начала, но с развитием отрасли административного права приобретают собственные, особенные черты. Соблюдение указанных принципов в нормотворческой деятельности позволяет совершенствовать административное законодательство.
Литература:
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
- Административно-процессуальное право / под ред. А. И. Каплунова — 2-е изд. перераб. и доп. — Санкт-Петербург: ООО «Р-КОПИ», 2017. — 376 c. — Текст: непосредственный.
- Зеркин, Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. — 3-е изд., доп. и перераб. — Москва: МарТ, 2007. — 541 c. — Текст: непосредственный.
- Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. — 5-е изд., пересмотр. — Москва: Норма, 2015. — 575 c. — Текст: непосредственный.