Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 8837 раз

Библиографическое описание:

Кожевникова, М. С. Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации / М. С. Кожевникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89107/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляется социальная помощь гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении мер социальной поддержки, выявлены проблемы предоставления социальной поддержки.

Ключевые понятия: социальная помощь, нормативно-правовые акты, законы субъектов РФ, мера социальной поддержки.

The article examines and analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation, the constituent entities of the Russian Federation, on the basis of which social assistance is provided to the citizens of the Russian Federation, analyzes the judicial practice in cases of unlawful refusal to provide social support measures, identifies the problems of providing social support.

Keywords: social assistance, regulatory legal acts, laws of the constituent entities of the Russian Federation, judicial practice, measure of social support, problems of providing.

Актуальность темы статьи заключается в необходимости изучения проблем предоставления социальной помощи гражданам РФ, т. к. бедность — одна из самых острых социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке. Этому негативному явлению в той или иной степени подвержены как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, относящиеся к категории развивающихся стран.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации страна объявлена государством всеобщего благосостояния. Однако простое провозглашение автоматически не ведет к реальным изменениям уровня жизни населения в России. Важно преодолеть снижение уровня жизни после кризиса с соответствующим увеличением валового внутреннего продукта и повышением эффективности производства, создав тем самым условия, благоприятные для расширения внутреннего спроса, что требует сокращения бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет более заметного акцента на его социальной поддержке, что способствует повышению заработной платы, и обеспечивает эффективный уровень занятости для трудоспособных граждан [2, ст. 7].

Правовая база социальной защиты граждан — это взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, которые регулируют организацию и функционирование учреждений социальной защиты и административных органов, регулируют порядок их создания. Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и соглашения, содержащие нормы, определяющие порядок, условия и гарантии реализации социальной защиты граждан. В эту систему входят международные договоры России, конвенции и рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и постановления, коллективные конвенции и соглашения, трудовые договоры (контракты) [8, с. 67].

Социальная помощь — помощь, предоставляемая в денежной или натуральной форме от имени государства или иных субъектов общества в виде добровольных пожертвований, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальная помощь предоставляется на основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.Согласно статье 3 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь возникает для: поддержания уровня жизни малообеспеченных семей, а также одиноких малообеспеченных граждан, средний доход на душу населения которых ниже прожиточного минимума; целевого использования бюджетных средств; предоставления социальной поддержки нуждающимся гражданам; создания условий, необходимых для обеспечения всеобщей доступности и социально приемлемого качества социальных услуг; уменьшения социального неравенства; увеличения доходов населения. Руководствуясь статьей 12 Федерального закона № 178-ФЗ социальная помощь может быть оказана в виде денежных выплат (ежемесячные и единовременные пособия на ребенка, социальные стипендии, пособия на погребения и другие выплаты); и в натуральной форме (топливо, продукты питания, одежда, обувь, лекарства и другие) [4, ст. 3, ст. 12].

То есть социальная помощь регламентируется Федеральным законом, согласно которому помощь может быть предоставлена в виде выплат денежных средств или в натуральной форме. Предоставление социальной помощи осуществляется на основании нормативного документа, в зависимости от вида полагаемого пособия.

В ходе анализа нормативной базы, установлено, что такими базовыми нормативными документами являются [3]:

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», который регламентирует правовые, экономические и организационные методы государственной политики, направленные на повышение занятости населения, в том числе социальные гарантии государства в области конституционных прав граждан Российской Федерации на выполнение труда и социальную защиту от безработицы.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который регламентирует правовые и организационные методы предоставления государством социальной помощи малоимущим семьям, малообеспеченным одиноко проживающим гражданам и прочим категориям граждан, которым предусмотрена помощь в соответствии с законом. Федеральный закон регламентирует порядок ведения перечня прав граждан на меры социальной защиты, перечень социальных услуг, положенных в условиях социального обслуживания и социальной помощи, также предоставляет социальные гарантии и пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который регламентирует государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, согласно которой осуществляется обеспечение инвалидов в соблюдении гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах согласно нормам международного права и международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который регламентирует правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации для соблюдения условий достойного уровня жизни населения, содействие их активной деятельности, соблюдение почета и уважения в стране.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который регламентирует отношения, осуществляемые в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации, функции и деятельность государства в соответствии с назначением, и деятельность медицинских организаций.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, который регламентирует осуществление социальных услуг по предоставлению средств реабилитации, осуществлению адресной социальной помощи населению в натуральном или денежном виде, либо предоставлению отдельных видов услуг в соответствии с потребностями граждан.

Также на официальном сайте Министерства труда РФ можно ознакомится со всеми вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, на основании которых предоставляется государством мера социальной поддержки гражданам. Это социальное обслуживание граждан, социальное страхование, социальная защита инвалидов, пожилых, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, семей с детьми, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные федеральные законы обеспечивают предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в стране (а именно льготным категориям, либо лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации), а также регламентируют порядок предоставления социальной помощи. Но несмотря на функционирование законодательных актов, которые определяют предоставление социальной помощи гражданам РФ, судебная практика показывает наличие спорных вопросов, возникающих при определении права на социальную помощь.

Так, согласно обзору судебной практики за 2017–2019 гг., рассмотрены дела, связанные с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан [8] по искам инвалидов, законных представителей детей-инвалидов, ветеранов, пенсионеров, иных граждан Российской Федерации, имеющих право на меры социальной поддержки, в отношении федеральных органов исполнительной власти, их территориального образования. Органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области здравоохранения, лекарственного обеспечения, социальной защиты населения и социального обслуживания, фармацевтические организации, лечебно-профилактические организации, организации социального обслуживания, специальные государственные фонды, многофункциональные центры и медицинские организации, муниципальные центры оказания услуг по предоставлению средств технической реабилитации, лекарств были ответчиками в судах по вопросам возмещения расходов (убытков) при самостоятельной покупке лекарственных препаратов (изделий медицинского назначения); оплаты командировочных расходов до места обработки и возврата; возмещения затрат на медицинское обследование; о признании права на материальную компенсацию затрат на образование ребенка-инвалида; об обязанности заботиться о детях-сиротах и брошенных детях, оставшихся без попечения родителей, мерах социальной поддержки; о признании незаконными действий по удержанию сумм ежемесячной денежной компенсации или субсидий, выплачиваемых на оплату жилищно-коммунальных [9].

Суды при рассмотрении вышеуказанных исковых требований назвали причины неправомерного отказа в оказании социальной помощи по результате неверного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права.

Так, при определении социальной помощи гражданам учитываются федеральные законы и законы субъектов РФ. И нередко права граждан в получении социальной помощи ущемляются из-за установления различных оснований предоставления в зависимости от региона. Так, например, при анализе ФЗ «О ветеранах» и законов субъектов РФ, на основании которых присваивается звание «Ветеран труда» разные трактовки. Так, постановлением Правительства Челябинской области от 13.12.2010 г. N 293-П «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области» звание ветеран труда присваивается при наличии страхового стажа, необходимого для пенсии по старости, а в Курганской области Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года № 73 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» звание ветеран труда присваивается при наличии страхового стажа и наличия грамоты органов власти субъектов РФ. По сути одна категория лиц, но права на звание Ветеран труда имеют не все, т. к. законы субъектов РФ разные.

Т. е. проблема правового регулирования предоставления мер социальной поддержки категориям лиц «Ветеран труда» заключается в разных подходах нормативного регулирования присвоения данного звания.

Аналогичная ситуация с предоставлением единовременного пособия на рождение ребенка гражданам РФ. Так, Законом Челябинской области от 27.10.2005 № 417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» установлено право на получение пособия при рождении ребенка любому родителю на территории Челябинской области. В Курганской области такое пособие вообще отсутствует.

Т. е. проблема правовой основы предоставления социальной помощи гражданам РФ заключается в неравномерности ее предоставления между гражданами субъектов РФ из-за разрозненной формулировки нормативно-правовых актов на территории регионов. Единство предоставления социальной помощи гражданам должно осуществляться на основании единых федеральных законов. Но также проблема существует из-за недостаточного объема финансовых средств регионов, которые ведут социальную политику в пределах возможного предоставления социальных гарантий гражданам РФ.

На основании вышеизложенного можно выделить некоторые направления совершенствования правовой системы предоставления социальной помощи гражданам РФ, как пути решения проблемы разрозненности нормативно-правовых актов:

Во-первых, создать единую систему категорий граждан, имеющих потенциальное право на меру социальной поддержки, которая будет трактовать определенные характеристики «достижений» лица и оценивать степень необходимости ее предоставления;

Во-вторых, перераспределить финансовые средства федерального бюджета, направляемые на предоставление мер социальной поддержки в целях противодействия неравномерного присвоения права на такую поддержку граждан, находящихся в одинаковой жизненной ситуации;

В-третьих, исключить правовое дублирование нормативно-правовых актов РФ и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Закон, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки и определяющий льготную категорию граждан должен быть один.

Тогда, все права граждан будут соблюдены, и реализация мер социальной поддержки не будет носить разобщенный характер.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 декабря, ст.7(с изм. и доп.).
  3. Государственная социальная помощь официальный сайт, 2021, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735, дата обращения 01.09.2021.
  4. О государственной социальной помощи, Федеральный закон РФ от 17.071999 № 178-ФЗ, ст.3, ст. 12.
  5. О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области, постановление Правительства Челябинской области от 13.12.2010 г. N 293-П.
  6. Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда, Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года № 73.
  7. Козлов В. А. Проблемы сравнительного правоведения // Правоведение — М, 215 с., 2020.
  8. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, официальный сайт 2021, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355203, дата обращения 01.09.2021
  9. Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 5-КГ19-61, от 6 мая 2019 г. N 5-КГ19-32, от 21 октября 2019 г. N 5-КГ19-132, от 18 ноября 2019 г. N 5-КГ19-147, от 10 сентября 2018 г. N 18-КГ18-140, официальный сайт 2021, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355203
Основные термины (генерируются автоматически): социальная помощь, Российская Федерация, социальная поддержка, гражданин РФ, субъект РФ, гражданин, акт, предоставление мер, социальная защита, Челябинская область.


Ключевые слова

нормативно-правовые акты, социальная помощь, законы субъектов РФ, мера социальной поддержки

Похожие статьи

Правовое регулирование государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая

В данной статье проведен анализ правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Рассмотрены основные нормативные акты, которые определяют правовые механизмы оказания помощи таким лицам.

Меры социальной поддержки по обеспечению права на жилище

В статье рассматриваются вопросы обеспечения права на жилище в Российской Федерации. Определены основные юридические возможности реализации права на жилище. А также рассмотрены меры поддержки по обеспечению жильем и земельными участками отдельных кат...

Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

Участие адвоката по назначению в уголовном процессе

В статье рассмотрены правовые основы и практические проблемы участия адвоката по назначению в уголовном процессе. Проанализированы актуальные проблемы финансирования деятельности адвокатов из средств государственного бюджета, качества оказываемой юри...

Социальная защита прав детей в Москве и Калужской области Российской Федерации

В статье рассмотрена защита прав детей, социальная поддержка детей в г. Москве и Калужской области. Проанализированы меры и формы социальной поддержки детей, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по социальной поддержке прав детей. Прои...

Вопросы ответственности в праве социального обеспечения

Анализируются проблемы ответственности, возникающие у субъектов в праве социального обеспечения РФ. Определяются порядок привлечения к юридической ответственности лиц, участвующих в данных правоотношениях. Кроме того, выдвигаются соответствующие усло...

Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации

В статье описывается тема реализации конституционного признака по социальному обеспечению граждан Российской Федерации. Важной гарантией является доступность социальных услуг и пособий.

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту мн...

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

В данной статье авторы исследуют меры государственной поддержки семей воспитывающих детей. Рассматривают и анализируют пособия и ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые органами ПФР и органами социальной защиты населения в субъектах РФ.

Конституционные основы социального обеспечения населения в РФ

В статье автор исследует закрепленные в Конституции РФ положения о социальной защите населения, а также рассматривает ключевые направления государственной социальной политики.

Похожие статьи

Правовое регулирование государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая

В данной статье проведен анализ правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Рассмотрены основные нормативные акты, которые определяют правовые механизмы оказания помощи таким лицам.

Меры социальной поддержки по обеспечению права на жилище

В статье рассматриваются вопросы обеспечения права на жилище в Российской Федерации. Определены основные юридические возможности реализации права на жилище. А также рассмотрены меры поддержки по обеспечению жильем и земельными участками отдельных кат...

Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

Участие адвоката по назначению в уголовном процессе

В статье рассмотрены правовые основы и практические проблемы участия адвоката по назначению в уголовном процессе. Проанализированы актуальные проблемы финансирования деятельности адвокатов из средств государственного бюджета, качества оказываемой юри...

Социальная защита прав детей в Москве и Калужской области Российской Федерации

В статье рассмотрена защита прав детей, социальная поддержка детей в г. Москве и Калужской области. Проанализированы меры и формы социальной поддержки детей, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по социальной поддержке прав детей. Прои...

Вопросы ответственности в праве социального обеспечения

Анализируются проблемы ответственности, возникающие у субъектов в праве социального обеспечения РФ. Определяются порядок привлечения к юридической ответственности лиц, участвующих в данных правоотношениях. Кроме того, выдвигаются соответствующие усло...

Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации

В статье описывается тема реализации конституционного признака по социальному обеспечению граждан Российской Федерации. Важной гарантией является доступность социальных услуг и пособий.

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту мн...

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

В данной статье авторы исследуют меры государственной поддержки семей воспитывающих детей. Рассматривают и анализируют пособия и ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые органами ПФР и органами социальной защиты населения в субъектах РФ.

Конституционные основы социального обеспечения населения в РФ

В статье автор исследует закрепленные в Конституции РФ положения о социальной защите населения, а также рассматривает ключевые направления государственной социальной политики.

Задать вопрос