Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 28.02.2022

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Чешихина, Л. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки / Л. В. Чешихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89118/ (дата обращения: 15.11.2024).



Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания развиваются на протяжении всего дошкольного детства, поэтому педагогам необходимо постоянно обогащать эмоциональную сферу детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования решение задач эмоционального развития дошкольников предполагается в рамках реализации таких образовательных областей как «социально — коммуникативное развитие», «художественно — эстетическое развитие». В образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» решаются задачи развития у детей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», частью которой является раздел «Музыка» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему миру.

Наибольшее влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка оказывает музыка, так как она может передавать эмоциональное состояние человека, выражать все богатство чувств. Б. М. Теплов писал, что «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения».

Восприятие музыки является одним из видов музыкальной деятельности детей. который наиболее способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, В.А,Деркунская, Д. М. Кабалевский, Б. М. Теплов, О. П. Радынова.

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская считают, что эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность погружаться в ее настроение, способность вчувствоваться, вживаться в музыкальные образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыки [2, 180].

О. П. Радынова отмечает, что развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность [5, 25].

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей старшего дошкольного возраста — это главная составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание вызывает у него сопереживание, сочувствие, соответствующее содержанию музыкального произведения.

Дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать музыку осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения, если с ними проводится специально организованная работа по слушанию музыки.

Работу по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста мы организуем на музыкальных занятиях и на музыкальных развлечениях.

В начале года мы составляем репертуар для слушания детьми. Отбор музыкальных произведений для слушания мы производили с учетом следующих требований:

— эмоциональность, чувственность музыки;

— яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;

— богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

— подготовленность ребенка к конкретному эмоциональному переживанию в процессе слушания музыки (наличие опыта переживания эмоции);

— художественность и выразительность исполнения музыкального произведения.

В процессе организации слушания музыки с детьми старшего дошкольного возраста мы придерживаемся следующих правил:

— создание у детей настроя на восприятие музыки;

— первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.

— повторное слушание с последующим анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

— закрепление представлений у детей о прослушанной музыке, запоминание произведения.

Для развития эмоциональной отзывчивости, знакомства с различными эмоциональными состояниями у старших дошкольников мы использовали следующие музыкальные произведения: П.Чайковский «Итальянская песенка»; П. Чайковский «Болезнь куклы»; П.Чайковский «Новая кукла»; П.Чайковский «Баба Яга». М.Глинка «Марш Черномора»; Д.Кабалевский «Клоуны»; А.Дворжак «Симфония № 9 (часть 2)» — отрывок; М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

Для обогащения эмоционального опыта старших дошкольников мы предлагали детям для прослушивания произведение К.Сен-Санса «Карнавал животных», в котором отдельные отрывки выражают разные настроения и чувства.

В работе по развитию эмоциональной отзывчивости мы использовали различные методы и приемы: наглядно-слуховой (исполнение музыкального произведения педагогом и слушание произведения в записи), наглядно-зрительный (использование репродукций картин, иллюстраций), словесный (беседа о характере произведения, рассказ о композиторе), практический (двигательные импровизации детей после прослушивания детьми произведения).

Так как у детей недостаточно развиты представления об основных эмоциях, мы использовали наглядно — дидактический материал. Предлагали детям картинки с изображением детей и взрослых с ярко выраженными эмоциональными состояниями. Обсуждали с детьми, что чувствуют люди, изображенные на картинке, какое у них настроение, как, мы догадались об этом. Картинки с изображением основных эмоций мы использовали в ходе слушания музыки: предлагали детям подобрать соответствующую прослушанной музыке картинку. Обсуждали с детьми, почему они выбрали ту или иную картинку.

Большое влияние на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей имеет беседа. После прослушивания каждого музыкального произведения мы проводили с детьми беседу. В ходе беседы мы подводили детей к характеристике эмоционально-образного содержания музыки. Побуждали детей использовать слова — прилагательные, характеризующие музыку: веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.

Для того чтобы дети могли выразить полученные впечатления после прослушивания музыки, мы предлагали детям передать настроение музыки в танцевальных импровизациях. Например, придумайте, как танцуют веселые клоуны, как двигаются рыбки в аквариуме.

Использование разнообразных по характеру музыкальных произведений, применение наглядности, проведение бесед по содержанию произведений способствуют достижению положительной динамики в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  3. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  5. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная отзывчивость, ребенок, музыкальное произведение, старший дошкольный возраст, Чайковский, музыка, восприятие музыки, коммуникативное развитие, образовательная область, слушание музыки.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос