На современном этапе развития российской государственности коррупция приобретает признаки, которые поглощают общественный феномен агрессивного и непредсказуемого характера. Это явление искажает все сферы общественной жизни: экономику, политику, управление. Коррупционные проявления представляют реальную угрозу существованию конституционно заявленных параметров российского государства — демократическая, социальная, правовая. Коррупция тормозит эволюцию управленческой, политической и правовой системы, предотвращая приближения России к передовых мировым показателям уровня жизни. Отсутствие действенных рычагов борьбы с коррупцией, распространение коррупциогенных рисков практически на все сферы общественной жизни, лояльное отношение части граждан к указанному явлению привели к тому, что коррупционная деятельность на всех ступенях власти парализовала проведение реформ, определенных руководством государства как приоритет развития. Таким образом, коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации, она не только разлагает аппарат государственной власти, наносит огромный ущерб экономике страны, но и отрицательно влияет на нравственные качества и моральную составляющую поведения людей, которые все больше утрачивают доверие к власти. В связи с этим на сегодняшний день вопросы противодействия коррупции органами публичной власти приобретают первостепенную важность, что неоднократно подчеркивало высшее руководство нашего государства.
Ключевые слова: коррупция, органы публичной власти, противодействие коррупции, причины возникновения коррупции, антикоррупционная политика.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, по итогам 2020 года Калининградская область оказалась в списке российских регионов, где наблюдается наименьший уровень коррупции. Так, коэффициент коррупционной преступности в указанном регионе на 100 тысяч населения варьируется от 6,41 до 9,94 [5].
В целом же антикоррупционная деятельность в Калининградской области строго ориентирована на ратифицированное Россией международное, а также федеральное законодательство. В области сформирована необходимая правовая база для осуществления деятельности по борьбе с коррупцией. Так, основным региональным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с противодействием коррупционным проявлениям, является Закон Калининградской области от 26.05.2017 № 73«О противодействии коррупции в Калининградской области» [3], который в статье 2 в части основных понятий в данной сфере направляет к Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ [2].
Указанный закон, в частности, регулирует отношения, связанные с участием органов государственной власти региона, а также их должностных лиц в проведении единой государственной политики в сфере противодействия коррупции, а также определяет ряд мер, применяемых в целях повышения эффективности работы по противодействию коррупции в системе региональных органов власти и подведомственных им учреждений.
В целях применения указанного закона введены следующие понятия: зоны коррупционного риска (определяются, как виды деятельности, характеризующиеся повышенной степенью вероятности совершения при их осуществлении коррупционных правонарушений и (или) наличия в нормативных правовых актах Калининградской области, регулирующих эти виды деятельности коррупциогенных факторов); база данных о зонах коррупционного риска (как совокупность систематизированной информации, формируемая в электронной форме, о зонах коррупционного риска); антикоррупционный мониторинг (деятельность по сбору, обработке, изучению и анализу информации о достигнутом уровне противодействия коррупции в системе государственных органов Калининградской области и подведомственных им государственных учреждений региона, об эффективности применения государственными органами Калининградской области антикоррупционных мер, предусмотренных законом, а также о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции, принимаемых государственными органами других субъектов Российской Федерации).
Ориентируясь на федеральное законодательство, а также указанный выше областной закон, Указом Губернатора Калининградской области был принят План по противодействию коррупции в Калининградской области на 2021–2024 годы [4], который предусматривает перечень первоочередных мероприятий по противодействию коррупции в Калининградской области на соответствующий период.
В исполнительных органах Калининградской области также есть ответственные лица за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в должностной регламент которых включена обязанность наполнения и регулярного обновления раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте «своего» исполнительного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальном сайте Правительства Калининградской области. Создан «телефон доверия» 8–909–779–81–15, по которому принимаются сообщения о фактах совершения государственными (муниципальными) служащими, лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, коррупционных правонарушений:
— злоупотребление служебным положением;
— дача взятки, получение взятки;
— несоблюдение служащим обязанностей, ограничений и запретов, связанных с государственной (муниципальной) службой;
— несоблюдение требований к служебному поведению государственного (муниципального) служащего;
— наличие у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Таким образом, Калининградская область старается четко следовать международному и федеральному законодательству в сфере противодействия коррупции, на их основе создавая свое, с учетом индивидуальных особенностей. В области создана достаточная правовая база для осуществления эффективной борьбы с коррупцией и ее профилактики. Организационная структура в данной сфере построена по образцу федерального уровня.
Вместе с тем в настоящее время существует ряд проблем в сфере деятельности органов публичной власти Калининградской области по противодействию коррупции, которые не позволяют эффективно противодействовать коррупциогенным проявлениям (таблица 1).
Таблица 1
Проблемы в сфере деятельности органов публичной власти Калининградской области по противодействию коррупции
Проблема |
Аналитическое обоснование |
1) Сведения о доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются лишь государственными гражданскими служащими |
Не все государственные служащие органов публичной власти Калининградской области подают сведения о доходах и их имуществе. В связи со спецификой законодательства, штатные лица, не являющиеся государственными гражданскими служащими не обязаны подавать данные сведения. Однако, занимаемые сотрудниками органов публичной власти Калининградской области, не исключают свершения ими коррупционных правонарушений. |
2) Лояльность наказания за свершения коррупционных правонарушений |
Проведя анализ статей УК РФ, которые регулируют наказание в области коррупции, а именно: статья 285. «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ, статья 290. «Получение взятки» УК РФ, Статья 286. «Превышение должностных полномочий», статья 291. «Дача взятки» УК РФ видно, что наказанием за получение взятки является либо штраф, либо лишение свободы, на практике как правило наказание в виде штрафа является в разы чаще, чем лишение свободы [1]. Тем самым для государственных и муниципальных служащих данная статья не является сдерживающей от совершения данного деяния. |
3) Низкий уровень доверия к органам исполнительной власти Калининградской области |
Граждане имеют низкий уровень доверия к органам исполнительной власти и считают, что для качественного предоставления необходимой им услуги нужно финансово или иными путями стимулировать деятельность сотрудников. |
Таким образом, действующие формы и методы противодействия коррупции в деятельности органов публичной власти Калининградской области имеют свои недостатки. В связи с этим в целях повышения эффективности деятельности органов публичной власти Калининградской области по противодействию коррупции необходимо:
а) введение в Калининградской области специализированного государственного органа по вопросам муниципальной службы и противодействию коррупции, осуществляющего управление кадровым потенциалом и карьерой государственных и муниципальных служащих, а также учредить общественную должность при Губернаторе Калининградской области — Уполномоченный по противодействию коррупции и создать Палату справедливости и общественного контроля, а в каждом органе публичной власти Калининградской области ввести должность Статс-секретарей, отвечающих за стабильность и качество кадрового состава органа публичной власти.
Функции нового должностного лица предполагаются:
— управленческие (курирование вопросов противодействия коррупции в органах публичной власти);
— организационные (новая должность будет являться связующим звеном в системе органов государственной власти;
— образовательно-воспитательные (создание и контроль за системой гражданского антикоррупционного воспитания).
Единый подход к оценке коррупции на государственной и муниципальной службе в различных ведомствах и создание единой системы оценки коррупционной деятельности органов публичной власти Калининградской области;
б) создание единой базы данных коррупционных проявлений государственных и муниципальных служащих для всех ведомств и всех служащих органов публичной власти Калининградской области.
Предлагаемая система может учитывать и рейтинги доверия, и общественное мнение, и коррупционные риски и тем более противозаконную деятельность государственных и муниципальных служащих. Возможно, придется разработать программную оболочку для единой базы данных.
Таким образом, предлагаемая система должна будет включать в себя:
— единые критерии оценки коррупционных проявлений;
— единую базу данных на государственных гражданских служащих;
— единую программную оболочку для создаваемой базы данных:
— сведения о ежегодных доходах, расходах госслужащих и членов их семей.
— сведения о возможных коррупционных рисках;
— сведения о коррупциоемкости должности;
— сведения об общественном мнении и т. д.;
в) создание единой системы оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих в контексте противодействия коррупции, а именно определение коррупциогенных полномочий государственного и муниципального органа, определение перечня лиц, реализующих подобные полномочия, и оценка каждой должности по индексу коррупциоемкости;
г) создание системы подразделений по противодействию коррупции в областных органах с подчинением единому областному органу по вопросам государственной и муниципальной службы и противодействию коррупции;
д) создание эффективной системы по правовому антикоррупционному образованию в школах и вузах. Привлечение средств массовой информации является эффективным рычагом в борьбе с коррупцией.
Отделано следует выделить один методов борьбы с «бытовой коррупцией» — реализация принципа открытости государственных услуг. Несмотря на его простоту, это весьма эффективный способ борьбы с «бытовой» коррупцией.
Органам публичной власти Калининградской области необходимо максимально обеспечивать разностороннюю поддержку реализации инициатив Минкомсвязи РФ по развитию современных сетей связи, проникновения новейших технологий и услуг связи на территории России и устранения цифрового неравенства.
Таким образом, все предложенные меры противодействия коррупции позволят повысить эффективность деятельности органов публичной власти Калининградской области в указанной сфере.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».
- Закон Калининградской области от 26.05.2017 (в ред. от 22.02.2019) № 73 «О противодействии коррупции в Калининградской области» // СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Губернатора Калининградской области от 30 сентября 2021 года № 81 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции в Калининградской области на 2021–2024 годы и признании утратившим силу Указа Губернатора Калининградской области от 29 ноября 2018 года № 199» // СПС «КонсультантПлюс».
- Данные прокуратуры Калининградской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38/?viewnews=3485 (дата обращения 26.01.2022).