Гарантии реализации административно-правового статуса граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 28.02.2022

Статья просмотрена: 2008 раз

Библиографическое описание:

Антонов, А. А. Гарантии реализации административно-правового статуса граждан / А. А. Антонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89127/ (дата обращения: 18.10.2024).



Административные права граждан посредством метода дозволения закрепляются в нормативно-правовых актах и позволяют осуществлять определенные действия в рамках установленных законодательных границ. При этом неотъемлемой частью таких прав является право самих граждан требовать от других лиц и государственных органов действовать в этих границах и не препятствовать осуществлению указанных прав, а также содействовать их реализации. Права и обязанности граждан занимают главенствующее место в основах правового положения личности.

В целях классификации прав граждан можно выделить конституционные права и права, регулирующиеся иными законами и нормативно-правовыми актами. Права, регулируемые административными нормами, делятся на два вида: первичные права (к примеру, право избираться в органы власти, право управления транспортным средством, право на ношение оружия) и конкретизирующие (например, право на обращение в органы власти детально отрегулировано различными нормами).

Д. Н. Бахрах классифицирует права на абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, используемые гражданами на свое усмотрение, при этом органы власти обязаны создавать условия для реализации этих прав, осуществлять их защиту. Например, право на административное обжалование, на образование. К относительным правам относят такие, для которых требуется акт органа публичной власти, который закрепляет волеизъявление гражданина. Это различные постановления, приказы, выдача разрешений и лицензий [3, с. 30].

В законодательстве закреплен перечень обстоятельств, при которых административно-правовой статус граждан может быть ограничен. К примеру, это чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, беспорядки), несовместимость статуса субъекта с его деятельностью (запрет для предпринимателей замещать должности государственной службы), вопросы государственной безопасности (доступ к государственной тайне), совершение неправомерных действий (ограничение использования оружия).

Основополагающим правом граждан РФ является право на участие в управлении делами государства. Такое право является отличительным признаком демократической политической системы. Данное право подробно регулируется федеральными законами — о местном самоуправлении, об организации государственной власти субъектов РФ и другими. Важным способом участия граждан в государственном управлении является возможность участия в законотворческой деятельности. Эта возможность обеспечивается правом внесения предложений и поправок в законодательные акты, а также проведением публичных слушаний.

Право граждан на равный доступ к государственной службе также закреплено в Конституции РФ. Таким правом обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, соответствующим должности. Для поступления на госслужбу существуют и ограничения, связанные с предельным возрастом, наличием судимости, иностранного гражданства и другие [1]. Государственный служащий действует от имени государства и обладает специальным статусом.

Право граждан на объединение заключается в праве создания общественных объединений в целях защиты своих интересов и достижения общих целей. Одним из принципов реализации данного права является невмешательство органов публичной власти в деятельность таких объединений. Однако государством устанавливаются правила их создания и функционирования, а также осуществляется контроль над их деятельностью.

Право свободы собраний также закреплено в Конституции РФ. Граждане имеют право организовывать публичные мероприятия, митинги, демонстрации. Их проведение имеет уведомительный порядок, но оно не должно препятствовать реализации прав иных граждан.

Право граждан на обращение в органы государственной власти закреплено в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2]. Граждане имеют право обращаться лично или коллективно в государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, к должностным лицам.

Под правом на свободу и личную неприкосновенность понимается гарантия государством обеспечения безопасности граждан, пресечение посягательств на их неприкосновенность. Одним из способов обеспечения такого права является применение мер принуждения к лицам, совершившим административные правонарушения.

Неприкосновенность жилища граждан предполагает запрет проникать в жилище против воли собственников. Исключением являются противоправные действия граждан, чрезвычайные ситуации, а также исполнение судебных решений.

Право на свободу передвижения предполагает свободный выбор места проживания и перемещения внутри территории страны. При этом при смене места жительства граждане обязаны произвести государственную регистрацию по своему месту нахождения. В закрытых административно-территориальных образованиях предусмотрен особый режим проживания и перемещения.

Граждане имеют право свободного выезда за пределы страны, за исключением случаев призыва на военную службу, статуса обвиняемого по уголовному делу, а также наложения ограничения со стороны судебного пристава-исполнителя.

Административно-правовые обязанности граждан устанавливаются государством как меры должного поведения граждан, которые закрепляются в источниках административного права, и обеспечивают интересы общества и государства.

Абсолютные административно-правовые обязанности являются фундаментальными и не зависят от обстоятельств. Таковыми являются обязанность уплаты налогов, соблюдение действующего законодательства, обязанность охраны и защиты природы, и другие. Относительные вытекают из действий после приобретения прав и в результате их использования (к примеру, обязанность произвести государственную регистрацию недвижимости).

Гарантия реализации административно-правового статуса гражданина должна содержать в себе не только его декларацию в законодательстве, но и устанавливать механизм реализации его положений.

Организационные гарантии подразумевают наличие разветвленной системы правоохранительных и контрольных органов, прокуратуры и суда, нотариата.

Экономические гарантии предполагают обеспечение эффективной работы денежно-кредитной, финансовой системы, промышленности, стабильности в выплате государственных пенсий и пособий, обеспечение благосостояния и высокого уровня жизни населения.

Политические гарантии подразумевают приоритет личности и его свобод, признание прав человека высшей ценностью, идеологическое многообразие, система сдержек и противовесов в системе публичной власти, обеспечение согласия в многонациональном федеративном государстве.

Юридические гарантии подразделяются на судебные и внесудебные. Суды в большом объеме рассматривают дела об административных правонарушениях, а также споры, вытекающие из административных правоотношений. Административное законодательство, сформировавшееся за последние 5–7 лет, предусматривает судебную защиту прав и свобод граждан, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Такими делами являются дела об оспаривании нормативно-правовых актов органов власти, об установлении и прекращении административного надзора, о защите избирательных прав граждан.

Многообразие юридических и правовых взаимосвязей в системе государственного управления порождает многочисленные нарушения и споры, связанные с ними [4].

У граждан есть возможность обращения в суд, в том числе и без участия профессионального представителя, с административным иском об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их решений, в случае нарушения прав и законных интересов граждан. Как следует из Кодекса административного судопроизводства, обязанность доказывания фактов нарушения прав лежит на обратившемся лице, однако гражданин имеет право представить суду ходатайство об истребовании любых доказательств в подтверждение своих доводов, и суд обязан оказать содействие в получении этих доказательств. Право обжалования постановлений должностных лиц также закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесудебные гарантии шире по содержанию, и предполагают участие всех органов публичной власти в защите прав граждан, так как законодательство предоставляет этим органам значительные юрисдикционные полномочия. Примером этого является организация многофункциональных центров по оказанию государственных услуг, а также возможность обращения в органы власти в электронном виде. При этом вышестоящие органы власти имеют полномочия по контролю работы нижестоящих органов в целях обеспечения прав граждан.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.05.2021).
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2021).
  3. Бахрах Д. Н. Административное право России. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Эксмо, 2011. — 622 c. — Текст: непосредственный.
  4. Хлебников П. Оспаривание в административном праве. — Текст: непосредственный // Административное право. — 2020. — № 2. — С. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданин, орган власти, публичная власть, местное самоуправление, орган, возможность обращения, государственная власть, государственная служба, государственное управление, Российская Федерация.


Задать вопрос