Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулирования общественных отношений по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, в своем комплексе затрагивающее меры административного пресечения, интенсивнее обновляется. При этом стремительное изменение законов порождает множество противоречий: нормы одних законов не соответствуют положениям других, отдельные правовые нормы зачастую неоднозначны и неконкретны, имеются факты разработки применения множества подзаконных ведомственных актов. Такое положение дел приводит к затруднению в правоприменении.
Это свидетельствует о том, что в России особенности применения мер административного пресечения сотрудниками полиции недостаточно проработаны и требуют детального научного исследования.
Ключевые слова: пресечение, государственное принуждение, меры административного пресечения, сотрудники полиции, правоохранительные органы, проблемы применения
Правовая регламентация мер административного пресечения носит проблемный характер в связи с тем, что отсутствует единство взглядов исследователей на их природу. Теоретическое обоснование сущности и содержания мер административного пресечения, форм и границ их применения не отражается в современной административно-правовой науке. Наиболее оживленные дискуссии среди исследователей вызывают споры о природе мер административного пресечения и их отличия от иных принудительных мер [6, с. 35].
Совершенствование вопросов правового регулирования и применения сотрудниками полиции мер административного пресечения и решение имеющихся проблем является очень значимым, поскольку данные меры направлены, с одной стороны, на защиту прав и свобод граждан и организаций, а с другой стороны эти меры ограничивают права и свободы физических и юридических лиц.
Существенным в вопросе рассмотрения мер административного пресечения является то обстоятельство, что в настоящее время отмечается множество проблем правового и организационного характера, которые связаны с осуществлением сотрудниками полиции некоторых отдельных мер административного пресечения, таких как административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в соответствии с Федеральным Законом «О полиции» [2] и др.
Острой проблемой в правовой регламентации применения мер административного пресечения является проблема отсутствия научно-обоснованного перечня мер административного пресечения, которые применяются сотрудниками полиции, что приводит к негативному опыту правоприменения.
Отсутствие системности в положениях закона о мерах административного пресечения отрицательно влияет на правоприменительную практику, поскольку негативно сказывается на верном понимании и толковании сотрудниками полиции реальных целей рассматриваемых мер, что, в частности, приводит к ошибкам при применении ими усмотрения.
Существенное влияние на возрастание административного усмотрения при применении сотрудниками полиции мер административного пресечения оказывает отсутствие достаточной четкости и конкретности формулировок в правовых нормах, а также наличие в конструкции правовых норм оценочных понятий.
При рассмотрении правоприменительной практики, а также научных исследований и мнений экспертов, можно прийти к выводу, что при применении мер административного пресечения в различных случаях, возможности права ограничены, правоприменители могут различным образом толковать правовые нормы, которые обладают сложной конструкцией и взаимосвязью [8, с. 12; 5, с. 32].
Эти факторы оказывают существенное воздействие на проявление усмотрения при применении мер административного пресечения сотрудниками полиции. Кроме того, сотрудник полиции, принимая решение о применении мер административного пресечения, обладает гораздо меньшим временем для сбора сведений о совершенном правонарушении, их анализа и оценки, по сравнению с другими государственными органами. Всё это на практике зачастую приводит к применению мер административного пресечения в отношении не виновных лиц. Критика по вопросу несоразмерности, непропорциональности мер пресечения, применяемых сотрудниками полиции, вполне справедлива.
Важнейшая проблема при применении мер административного пресечения сотрудниками полиции связана с обеспечением законности. Необходимо отметить, что принцип законности является основополагающим принципом в решении вопроса о применении мер административного пресечения в деятельности полиции. Эта концепция лежит в основе определения и регулирования процессуальных действий сотрудника полиции, позволяющих реализовать применение той или иной меры административного пресечения [4, с. 142].
Соблюдение законности при применении мер административного пресечения позволит избежать ситуаций, когда сотрудник полиции при применении той или иной конкретной меры действует неправомерно и нецелесообразно. Кроме того, соблюдение законности является основой административно-правового механизма, способствующего реализовать меры административного пресечения правомерно.
Сотрудник полиции, не допуская нарушения предписания, избирает меру административного пресечения, которая в сложившихся обстоятельствах является наиболее оптимальной и способствует достижению наибольшего эффекта в конкретной ситуации [7, с. 80].
Для того чтобы воздействие на физическое лицо с помощью меры административного пресечения было адекватным, а применение конкретной меры принесло максимальный эффект с наименьшими затратами, сотрудник полиции должен выполнять определенные процессуальные требования, а также соблюдать запреты и ограничения, которые, в частности, связаны с применением специальных мер административного пресечения.
При выборе меры административного пресечения в конкретной ситуации сотрудник полиции зачастую сталкиваются с проблемой, поскольку закон не содержит четкие критерии применения той или иной меры. При этом, известно, что неоправданное и необоснованное применение сотрудниками полиции специальных средств или, что еще хуже, огнестрельного оружия в отношении невиновных лиц приводит к возникновению в обществе большого резонанса [3, с. 351].
В отличие от административного наказания при применении мер административного пресечения не всегда можно проследить четкую взаимосвязь между конкретным правонарушением, закрепленным в КоАП РФ [1] и меры административного пресечения, которая может применяться при совершении данного правонарушения. Происходит это потому, что выбор мер административного пресечения зависит не только от совершенного правонарушения, от характера и степени общественной опасности, но и от того, какое сопротивление оказывает нарушитель при попытке пересечь его действия сотрудником полиции.
Положения Закона «О полиции», которые регулируют основания и порядок применения сотрудниками полиции мер административного пресечения [2], содержат неконкретные формулировки, отличаются абсолютной неопределенностью и носят оценочный характер.
Возникновение проблемы обеспечения законности при применении мер административного пресечения сотрудниками полиции связно, в первую очередь, с нарушением логики права в нормативных правовых актах, неточностью в понятиях и формулировках, неопределенностью терминов. Очень долго после принятия КоАП РФ некоторые меры административного пресечения не применялись на практике, поскольку Правительством РФ не принимались соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия их применения.
Выполняя правоохранительную задачу, сотрудник полиции в своей непосредственной деятельности применяют только те средства и способы принудительного прекращения противоправных ситуаций, которые законодательно закреплены. Однако на практике зачастую возникают ситуации, когда сотрудник полиции превышает свои полномочия и применяет меры пресечения незаконно и необоснованно, не приводят к дальнейшему наказанию сотрудника полиции. Очень часто жалобы на применение силы правоохранителями остаются без ответа. А иски о возмещении вреда, причиненного сотрудниками полиции при применении мер административного пресечения, не удовлетворяются судами.
Соблюдение законности при применении мер административного пресечения предполагает строгое соблюдение правовой процедуры их применения, в основе которой лежит незыблемое соблюдение конституционных прав и свобод человека.
Меры, ограничивающие права и свободы человека, могут применяться исключительно в случаях, определенных законом в строгом соответствии с конституционными положениями.
Все меры административного принуждения, в том числе и меры административного пресечения, которые сотрудники полиции применяют в своей деятельности регламентированы КоАП РФ, другими кодексами РФ или федеральными законами.
Если есть основания для применения меры административного пресечения и данная мера применяется в соответствии с требованиями процессуального характера, установленными законом, то применение этой меры считается законным. При принятии решения о применении той или иной мера административного пресечения сотрудник полиции должен оценить все обстоятельства, ответить на вопрос о необходимости и целесообразности применения той или иной меры, тогда его действия будут законными.
Таким образом, в настоящее время отмечается множество проблем правового и организационного характера, которые связаны с осуществлением сотрудниками полиции некоторых отдельных мер административного пресечения, таких как административное задержание, административное доставление, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в соответствии с Федеральным законом «О полиции» и др. При рассмотрении правоприменительной практики, а также научных исследований и мнений экспертов, можно прийти к выводу, что важнейшей и актуальной проблемой применения мер административного пресечения является административное усмотрение. Важнейшая проблема при применении мер административного пресечения сотрудниками полиции связана с обеспечением законности. При принятии решения о применении той или иной мера административного пресечения сотрудник полиции должен оценить все обстоятельства, ответить на вопрос о необходимости и целесообразности применения той или иной меры, тогда его действия будут законными.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Адмиралова И. А., Кареева-Попелковская К. А. Меры административного пресечения и механизм их реализации полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 4. — С. 351–359.
- Богданов Р., Тюрин В. Проблемы обеспечения законности при применении мер административного пресечения // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. — 2016. — № 93. — С. 142–157.
- Гирвиц А. В. Понятие, признаки и классификация административного усмотрения // Вестник Омской юридической академии. — 2014. — № 4 (25). — С. 32–35.
- Кареева-Попелковская К. А., Костенников М. В., Куракин А. В. Административное пресечение в деятельности полиции: монография. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. — 161 c.
- Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях: учебное пособие / сост. Д. В. Ковалев, В. Ю. Егоров, А. В. Желтобрюх, А. А. Сошин, П. М. Фидель. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — 124 с.
- Шарнина Л. А. Понятие усмотрения (дискреции) в праве. Отличия усмотрения органов власти от усмотрения граждан и юридических лиц // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 8. — С. 12–15.