В статье автор описывает результаты реализации программы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, безопасность, программа.
Современное общество характеризуется стремительным развитием всех сфер и структур. В частности, большим изменениям подвергается институт образования. В данной сфере происходят значительные организационные, структурные и содержательные изменения, главной целью которых является приведение образовательной системы к тому уровню, который соответствовал бы требованиям социума и государства.
Одной из приоритетных целей, преследуемых ООН, является поиск решения проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Таким образом, важной задачей в образовательном процессе является не только всестороннее развитие ребёнка, но и создание комфортных условий для его жизнедеятельности.
Государство предпринимает решительные действия, регулируя законодательно ряд вопросов, имеющих прямое отношение к безопасности жизни человека (условия труда и т. д.). Однако, на данный момент всё ещё довольно высок уровень несчастных случаев среди детей, что свидетельствует о недостаточности мер, предпринимаемых по охране их здоровья и жизни (Финапетова, 2021).
Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей — дошколят. Те ситуации, которые для взрослых людей или даже школьников не являются проблемными, могут закончится серьёзно и трагично для детей дошкольного возраста. Дети от природы любознательны, активны, стремятся познавать окружающих их мир. Такие качества бесспорно помогают ребёнку расти и развиваться, узнавать себя и общество. Вместе с тем, бесконтрольно, они зачастую мотивирую дошкольника на те действия, которые приводят к разнообразным травмирующим ситуациям. Следовательно, формирование безопасного поведения обязательно должно сопровождаться определёнными запретами и правилами. Как правило, они доносятся до дошкольников строгими: «не трогай», «нельзя», «не бери» без пояснений причин. Либо, напротив, взрослые объясняют ребёнку правило или запрет очень долго, путанно и не всегда понятно. Две описанные крайности не оказывают положительного воздействия на формирование безопасного образа жизни дошкольника (Анастасова, 2001, 26).
Результаты исследований причин разного рода травм у дошкольников показывают, что ответственность за психологические и физиологические травмы лежит на окружающих ребёнка взрослых людях. Бывает так, что именно незнание родителями или педагогами правил безопасного поведения приводит к тому, что в процессе воспитания ребёнок их не усваивает (Богданов, 1992, 69).
Конечно, ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несут родители и педагоги. И вместе с тем, взрослым важно подготовить дошкольника к столкновению с различными ситуациями, обучить алгоритму действий для каждого случая и т. д. (Волчкова, 2010, 8).
Таким образом, перед системой образования встаёт важный вопрос: как научить детей базовым основам охраны безопасности жизнедеятельности? Для решения данного вопроса нами разработана программа «Защити себя сам!»
Для отбора детей в группу по развитию навыков безопасности собственной жизнедеятельности программе первым являлось проведение беседы с воспитателями детей старших групп. Это помогло нам выявить детей, которые, по мнению педагогов обладают недостаточным развитием коммуникативных навыков (застенчивые, стеснительные, не умеющие постоять за себя, тревожные, а также имеющие признаки агрессии в поведении). Для исключения возможной субъективности оценки педагогом, мы провели психологическую диагностику по батареи методик:
- «Вопросник для детей старшего дошкольного возраста», (выявление актуального уровня знаний по ОБЖ).
- Методика «Картинки» (способность в решении проблемы, связанной с отношениями между людьми, выявление наличия агрессивных тенденций).
- Беседа (методика Е. О. Смирновой по выявлению представлений ребёнка о состояниях и переживаниях сверстника и своих).
- Социометрическая проба «День рождения», (выявление потребности в общении, значимости социального окружения).
На основе данной батареи тестов нами был сделан вывод о состоянии детей. Наибольшие признаки эмоционального неблагополучия по результатам тестирования выявлены у двенадцати дошкольников.
Далее, нами осуществлялось проведение педагогического эксперимента в формате реализации программы «Защити себя сам!». Данная программа предназначалась для детей 5–7 лет, она представляла собой серию из 24 игровых занятий, проводимых один раз в неделю и не превышающих по длительности 30–40 минут каждое. Особенность данного психотренинга заключается в том, что все занятия состоят из двух блоков. Первый блок — посвящён обучению стратегии поведения в разных экстремальных житейских ситуациях Большое внимание уделялось работе со страхами: не теряться в любой ситуации, находить пути помощи себе и другим, способы защиты себя, умению грамотно позвать на помощь.
Второй блок включает игры и упражнения на развитие навыков самоуправления своими эмоциональными состояниями. Детей учили принимать себя, позитивно к себе относиться, переживать радость от своего существования: «Я люблю себя!», «Я — есть!» и др. Также обращали внимание детей на ту радость, которую они переживают при общении с другими: «Мы вместе и нам от этого хорошо!», от открытия своих возможностей: «Я могу сделать САМ для себя..., для других... И мне радостно от этого!». Также включены игры и упражнения на развитие навыков самоуправления своими эмоциональными состояниями: «Я не буду обижаться, потому что…», «Я помирюсь».
Работа с родителями оказала большое влияние на результаты. На протяжении всего времени с родителями проводились беседы: «О детских страхах», «Любить себя — зачем?», «Самодостаточность ребёнка — что это?»,
Родители также учили адрес со своим ребенком, обращали внимание на ориентиры, по которым легко можно найти свой дом, а также обговаривали кому можно называть свой адрес, а кому — нет.
Повторное тестирование по тем же методикам для выявления эффективности программы позволило отметить, что значительно повысился уровень защищённости Я ребёнка; есть положительная динамика развития эмоциональности детей; увеличились способности к объективной самооценке, осознанию своих возможностей в защите себя в экстремальных условиях; дети выработали способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
По итогам этой работы можно сделать вывод: у детей старшего возраста сформировались знания и умения по основам безопасности жизнедеятельности в процессе систематической, методически верной работе со стороны педагога-психолога в тесной взаимосвязи с родителями.
Литература:
- Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. — М.: Сфера, 2001. — 167 с.
- Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. — М.: Педагогика-пресс, 1992. — 208 с.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. — ИП Лакоценина, 2010. — 207 с.
4. Финапетова Ю. Н. Солнечный свет // Международный педагогический портал «Состояние проблемы формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении». URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/esse-rassujdenie-sostoyanie-problemy-for.3676485865/ (Дата обращения: 25.12.2021 г.).