Проблема формирования психологического здоровья у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 27.02.2022

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Хохлова, В. А. Проблема формирования психологического здоровья у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89136/ (дата обращения: 18.12.2024).



Существующие в современном мире проблемы откладывают отпечаток на самочувствие человека и отражаются на его здоровье. Об этом говорят многочисленные медицинские исследования, где говорится, что причинами большинства хронических заболеваний являются психические переживания человека. Все это актуализирует проблему, связанную с сохранением психологического здоровья человека и нации в целом.

Само понятие психологического здоровья появилось сравнительно недавно и связано с именем И. В. Дубровиной. Тем не менее как явление оно рассматривалось достаточно давно и с разных позиций. Об этом свидетельствуют работы Р. Ассаджиоли, П. Бейкера, Н. Г. Гараняна, А. В. Петровского, С. Фрайберга, А. Б. Холмогоровой, Э. Эриксона, М. Г. Ярошевского. С позиции феномена активности личности это понятие раскрыто в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, В. Г. Асеева и других.

Педагогические аспекты данного феномена заложены в исследованиях как зарубежных авторов (Р.Хендрен, Р. Вайсен, Дж. Оли и др.), так и российских (А. Андреева, И. В. Дубровина, Г. С.Никифоров, О. В. Хухлаева и т. д.). Вопросы, связанные с сохранением психологического здоровья дошкольников и младших школьников, поднимаются в исследованиях И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушиной. Причем в большинстве работ понятие психологического здоровья трактуется как «наличие динамического равновесия между индивидом и средой» [3, с.58]. Исходя из этого, основное в поднимаемой нами проблеме, заключается в достижении гармонии между ребенком и социумом. Именно оно отражает уровень психологического здоровья ребенка, являясь его критерием. Следовательно задача сохранения и укрепления психологического здоровья — это одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами.

Особенно уязвимыми с позиции сохранения психологического здоровья являются младшие школьники. Об этом говорится в многочисленных психологических и педагогических исследованиях (Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. С. Мухина, К. Д. Ушинский, Э. Эриксон и другие). Причинами этого являются особенности возраста и изменения, происходящие в личности малыша. При этом эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер, что и сказывается на психологическом здоровье ребенка. Все это подтверждает актуальность проблемы, связанной с формированием и сохранением психологического здоровья именно в младшем школьном возрасте.

Сегодня особенно обостряется и другая проблема, которая связана с проблемой возрастающего количества детей с ОВЗ. Наибольшее количество этих детей относится к категории детей с речевыми нарушениями. Для них характерны такие особенности личностного развития, как эмоциональные комплексы, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, агрессивность, страх, тревожность, низкий уровень самооценки. Об этом говорили в своих работах Е. Е. Дмитриева, Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова. Авторы этих исследований обращают внимание на проблемы у детей с речевыми нарушениями, которые проявляются именно в социальном развитии и личностном становлении. С приходом в школу эти дети безынициативны, слабо проявляют свои эмоции и не понимают состояния других. Педагоги жалуются на неумения этих учеников регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, так как у них не сформирована готовность к волевой регуляции поведения.

Все вышеперечисленное отражается на общем благополучии личности ребенка с общим недоразвитием речи, на его адаптивность к социуму, что и приводит к нарушениям, связанным с психологическим самочувствием ребенка, а значит отражается на его психологическом здоровье. Таким детям требуется специальная коррекционная психолого-педагогической помощь. Однако, анализ научной литературы и практики показывает, что несмотря на острую потребность общества в здоровых членах, акценты в образовании смещены в сторону интеллектуального развития школьников. Кроме того, организация процесса сохранения психологического здоровья подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы недостаточно обоснована с позиции теории и не обеспечена комплексными методическими рекомендациями. Все это и актуализирует поднимаемую нами проблему.

В своей работе для организации работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОНР III уровня мы будем опираться на позиции адаптационного подход, разработанного О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым, И. М. Первушиной. Исходя из основных его положений, были выделены педагогические условия, которые необходимо создавать педагогам для сохранения и становления психологического здоровья детей с ОНР. К ним относятся:

– организация индивидуального подход к каждому ребенку, основанного на поддержке его инициативности;

– создание ситуации успеха для каждого ребенка для формирования положительной самооценки детей,

– осуществление контроля за физическим и психическим состоянием детей;

– создание доброжелательных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса;

– использование здоровьесберегающих технологий, способствующих улучшению эмоционального благополучия детей;

– создание различных жизненных ситуаций для обучения учеников способам их преодоления;

– организация работы по обучению детей умению быть счастливым.

При этом основным в работе по укреплению психологического здоровья детей с ОНР должна стать работа по формированию у него установки «на позитивное мировосприятие», обучение каждого ребенка умениям нахождения разных источников «положительных эмоций» [3, с.92].

Литература:

  1. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [Текст] / И. В. Дубровина.– М.: Академия, 2000. — 256 с.
  2. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие. — М.: Соц. полит. журн., 1994. — 96 с.
  3. Хухлаева, О. В. Формирование психологического здоровья у школьников [Текст] / О. В. Хухлаева // Автореф. дис. докт. психол. наук. — М.: Просвещение, 2001. — 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, психологическое здоровье детей, ребенок, III, организация работы, проблема, психологическое здоровье ребенка, работа, сохранение.


Похожие статьи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Похожие статьи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Задать вопрос