В статье изучается Концепция судебной реформы, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991г., и ставшей теоретической почвой возведения новой судебной системы РФ. Ставится задача в раскрытии данного документа.
Ключевые слова: судебная реформа, Концепция, судебная система, права и свободы, суд.
The article examines the Framework of the judicial reform adopted in 1991 by the Supreme Council of the Russian Soviet Republic. It became the theoretical basis on which a new judicial system was built in Russia. The task is to open this document.
Keywords: judicial reform, Concept, judicial system, rights and freedoms, court.
1991 год стал переломным в истории для Российской Федерации. Коммунистическая партия Русского Союза вернее ее инструкция в лице Политбюро, ЦК, республиканских, краевых и областных комитетов, всецело израсходовала потенциал собственного становления и была не в состоянии отыскать выход из тупика, который сделала горбачевская перестройка. Сепаратизм обхватил Прибалтику, Украину и Грузию. 12 июня 1991 г. на выборах на пост Президента РСФСР одержал победу Б. Н. Ельцин — оппонент М. С. Горбачева, Генерального секретаря ЦК КПСС, первого и последнего Президента СССР, а во 2 половине августа того же года практически стартовала антитоталитарная революция. Данные действия не имели возможность не затронуть судебную систему.
11 апреля 1991 г. на совместном заседании Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР было принято постановление о созыве Съезда судей, на котором ожидалось обсудить вопрос о концепции и ведущих правовых актах судебной реформы. В июне 1991 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Закон «О Конституционном Суде РСФСР», вслед за тем произошло учреждение этой судебной инстанции. Это был 1-ый шаг в претворении в жизнь свежей судебной системы. Стоит прибавить то, собственно, что на всесоюзном уровне был принят закон «О Высшем арбитражном Суде СССР», впоследствии чего стартовало создание арбитражных судов в союзных республиках. Этим образом последовала закладка почвы нынешней судебной системы РФ.
20 июля 1991 г. был издан Указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в котором распускались первичные партийные организации, посредством которых производилось влияние на суды, и была положена точка партийному вмешательству в дела правосудия.
Предложения Верховного Суда РСФСР по концепции судебной реформы в 1991г. носили глубоко демократический и прогрессивный характер, воплотившие в себе позитивный исторический опыт осуществления правосудия в дореволюционной России и в советское время, а также зарубежную практику функционирования судебных систем и отправления правосудия [1, С.106–107].
В результате принятого 24 октября 1991 Верховным Судом РСФСР Постановления «О Концепции судебной реформы» было дано начало процессу построения новой судебной системы в России.
В качестве ключевых целей судебной реформы Концепция обозначила обеспечение суверенного права РФ отправления правосудия и уголовного преследования на всей территории государства в согласовании с российским материальным и процессуальным правом, также уделялось особое внимание соблюдению и защите прав и свобод человека, в том числе в сфере правосудия.
В Концепции были намечены главные направленности судебной реформы:
– создание федеральной судебной системы;
– появление суда присяжных;
– расширение возможности обжалования в суд неправомерной деятельности должностных лиц, установление судебного контроля над законностью использования мер пресечения и иных мер процессуального принуждения;
– организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невинности подсудимого.
Авторы Концепции выделили надобность дифференциации форм судопроизводства и улучшение системы гарантий независимости, несменяемости судей и повиновение их только закону. Следует отметить, что в ней содержится указание на то, что судебная реформа должна осуществляться комплексно, без хаотической поспешности в законотворчестве и происходить параллельно с изменением всей системы правоохранительных органов, которые действуют до суда, для суда и после суда, для исполнения итоговых судебных актов.
В Концепции указывается кризис в сфере юстиции:
– перегруженность правоохранительных органов, низкая эффективность их работы;
– уход работников с юридической службы, непрестижность занимаемых должностей;
– пониженный уровень материально технического обеспечения в целом и социально-бытовых гарантий для сотрудников, и др.
Определялись следующие задачи судебной реформы:
– установление суверенитета страны в области осуществления правосудия;
– достижение независимости судебной власти от законодательной и исполнительной путем гарантии защит основных прав и свобод человека в сфере юстиции;
– повышение значимости сотрудников правоохранительных органов и их обеспечения.
Авторы Концепции стремились учесть многонациональное устройство РСФСР, а также потребности в максимальном доступе каждого к правосудию. Планировалось четко определить компетенцию различных уровней судебной системы для исключения произвольного изменения подсудности.
В новой судебной системе оказывалось содействие в расширении форм участия граждан в осуществлении правосудия и гарантировать право каждого на рассмотрение его дела судом присяжных, если в связи с предъявленными обвинениями ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком свыше одного года. Каждому гарантирована возможность обжалования и проверки судебных решений, а также право на пересмотр дела в вышестоящем суде по жалобе несогласного с вынесенным итоговым судебным актом.
Концепцией предлагалось взамен единой унитарной системы создать две судебные системы: федеральную и республиканскую, во главе которых стоит Верховный Суд РСФСР. Республиканская судебная система в составе РСФСР должна быть связанной с Верховным Судом РСФСР через федеральные окружные суды, юрисдикция которых распространяется на территорию соответствующей республики (федеральная судебная система четырехзвенная, а республиканская наблюдалась двумя звеньями).
По задумке создаваемые судебные округа не должны совпадать с административно-территориальным и национально-государственным делением РСФСР. В таком подходе один федеральный судебный округ мог включать в себя федеральные территории и республику в составе РСФСР.
Система судов общей юрисдикции представляется в составе четырех инстанций:
– мировые суды первой инстанции, действующие в составе одного судьи;
– федеральные районные суды, также первая инстанция, рассматривающие отнесенные к их компетенции дела в составе одного судьи, трех судей или суда присяжных;
– федеральные окружные суды, рассматривают дела, отнесенные к их ведению по первой инстанции, также выступающие в качестве апелляционных судов, пересматривающих итоговые судебные акты районных судов;
– Верховный Суд РСФСР в роли высшей судебной инстанции.
Также предусматривалось создание Конституционного Суда РСФСР, избранного V Внеочередным Съездом народных депутатов РСФСР в составе 13 судей 29 октября 1991 г., и создание специализированных, первыми стали арбитражные суды.
Судебную реформу предлагается осуществить в три этапа:
– подготовительный (утверждение Концепции и разработка пакета законов для новой судебной системы, выработка оптимальной нормы нагрузки на судей и работников аппарата судов, изучение вопроса об оптимальном материально-техническом и кадровом оснащении и кадровом обеспечении судебных органов, разработка проектов зданий и сооружений для судебной системы, осуществление разграничения сфер ведения в области правосудия и правоохранительной деятельности в СССР, РСФСР и автономных республиках в составе последней);
– переходный (введение в действие обновленного законодательства на старой судоустройственной базе с сохранением границ судебных округов, совпадающих с административно-территориальным делением РСФСР, создание специализированных судебных составов без учреждения таких же судов, решение вопроса о подсудности дел судами присяжных, завершение формирования материально-технической базы судов);
– завершающий (действует на новой судоустройственной базе, создание судебных округов, границы которых не совпадают с пределами административно-территориальных единиц, нормализировано устойчивое функционирование новой судебной системы).
Авторами Концепции раскрывается необходимость ее принятия, отмечая не только не состоятельность прежней судебной системы, но и необходимость утверждения новых начал для построения ее организации.
По их мнению, суд, как средство разрешения споров о праве и преодоления юридических неопределенностей, способен осуществлять применение права, с учетом особенностей каждого случая.
Литература:
- Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: курс лекций / под ред. В. В. Ершова. М., 2011.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-I «О Концепции судебной реформы в РСФСР» [Электронный ресурс] // URL: http://www. businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_40216.html
- Правосудие в современном мире: монография / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М., 2012.
- Власов В. И., Абасова В. А. Теоретическая основа современной судебной реформы в России (К 30-летию принятия концепции судебной реформы) // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 3. С. 9–14. DOI: 10.18522/2313–6138–2021–8–3–1.