Теоретическая основа судебной реформы 1991 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 26.02.2022

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Калинина, Т. А. Теоретическая основа судебной реформы 1991 г. / Т. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89138/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье изучается Концепция судебной реформы, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991г., и ставшей теоретической почвой возведения новой судебной системы РФ. Ставится задача в раскрытии данного документа.

Ключевые слова: судебная реформа, Концепция, судебная система, права и свободы, суд.

The article examines the Framework of the judicial reform adopted in 1991 by the Supreme Council of the Russian Soviet Republic. It became the theoretical basis on which a new judicial system was built in Russia. The task is to open this document.

Keywords: judicial reform, Concept, judicial system, rights and freedoms, court.

1991 год стал переломным в истории для Российской Федерации. Коммунистическая партия Русского Союза вернее ее инструкция в лице Политбюро, ЦК, республиканских, краевых и областных комитетов, всецело израсходовала потенциал собственного становления и была не в состоянии отыскать выход из тупика, который сделала горбачевская перестройка. Сепаратизм обхватил Прибалтику, Украину и Грузию. 12 июня 1991 г. на выборах на пост Президента РСФСР одержал победу Б. Н. Ельцин — оппонент М. С. Горбачева, Генерального секретаря ЦК КПСС, первого и последнего Президента СССР, а во 2 половине августа того же года практически стартовала антитоталитарная революция. Данные действия не имели возможность не затронуть судебную систему.

11 апреля 1991 г. на совместном заседании Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР было принято постановление о созыве Съезда судей, на котором ожидалось обсудить вопрос о концепции и ведущих правовых актах судебной реформы. В июне 1991 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Закон «О Конституционном Суде РСФСР», вслед за тем произошло учреждение этой судебной инстанции. Это был 1-ый шаг в претворении в жизнь свежей судебной системы. Стоит прибавить то, собственно, что на всесоюзном уровне был принят закон «О Высшем арбитражном Суде СССР», впоследствии чего стартовало создание арбитражных судов в союзных республиках. Этим образом последовала закладка почвы нынешней судебной системы РФ.

20 июля 1991 г. был издан Указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в котором распускались первичные партийные организации, посредством которых производилось влияние на суды, и была положена точка партийному вмешательству в дела правосудия.

Предложения Верховного Суда РСФСР по концепции судебной реформы в 1991г. носили глубоко демократический и прогрессивный характер, воплотившие в себе позитивный исторический опыт осуществления правосудия в дореволюционной России и в советское время, а также зарубежную практику функционирования судебных систем и отправления правосудия [1, С.106–107].

В результате принятого 24 октября 1991 Верховным Судом РСФСР Постановления «О Концепции судебной реформы» было дано начало процессу построения новой судебной системы в России.

В качестве ключевых целей судебной реформы Концепция обозначила обеспечение суверенного права РФ отправления правосудия и уголовного преследования на всей территории государства в согласовании с российским материальным и процессуальным правом, также уделялось особое внимание соблюдению и защите прав и свобод человека, в том числе в сфере правосудия.

В Концепции были намечены главные направленности судебной реформы:

– создание федеральной судебной системы;

– появление суда присяжных;

– расширение возможности обжалования в суд неправомерной деятельности должностных лиц, установление судебного контроля над законностью использования мер пресечения и иных мер процессуального принуждения;

– организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невинности подсудимого.

Авторы Концепции выделили надобность дифференциации форм судопроизводства и улучшение системы гарантий независимости, несменяемости судей и повиновение их только закону. Следует отметить, что в ней содержится указание на то, что судебная реформа должна осуществляться комплексно, без хаотической поспешности в законотворчестве и происходить параллельно с изменением всей системы правоохранительных органов, которые действуют до суда, для суда и после суда, для исполнения итоговых судебных актов.

В Концепции указывается кризис в сфере юстиции:

– перегруженность правоохранительных органов, низкая эффективность их работы;

– уход работников с юридической службы, непрестижность занимаемых должностей;

– пониженный уровень материально технического обеспечения в целом и социально-бытовых гарантий для сотрудников, и др.

Определялись следующие задачи судебной реформы:

– установление суверенитета страны в области осуществления правосудия;

– достижение независимости судебной власти от законодательной и исполнительной путем гарантии защит основных прав и свобод человека в сфере юстиции;

– повышение значимости сотрудников правоохранительных органов и их обеспечения.

Авторы Концепции стремились учесть многонациональное устройство РСФСР, а также потребности в максимальном доступе каждого к правосудию. Планировалось четко определить компетенцию различных уровней судебной системы для исключения произвольного изменения подсудности.

В новой судебной системе оказывалось содействие в расширении форм участия граждан в осуществлении правосудия и гарантировать право каждого на рассмотрение его дела судом присяжных, если в связи с предъявленными обвинениями ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком свыше одного года. Каждому гарантирована возможность обжалования и проверки судебных решений, а также право на пересмотр дела в вышестоящем суде по жалобе несогласного с вынесенным итоговым судебным актом.

Концепцией предлагалось взамен единой унитарной системы создать две судебные системы: федеральную и республиканскую, во главе которых стоит Верховный Суд РСФСР. Республиканская судебная система в составе РСФСР должна быть связанной с Верховным Судом РСФСР через федеральные окружные суды, юрисдикция которых распространяется на территорию соответствующей республики (федеральная судебная система четырехзвенная, а республиканская наблюдалась двумя звеньями).

По задумке создаваемые судебные округа не должны совпадать с административно-территориальным и национально-государственным делением РСФСР. В таком подходе один федеральный судебный округ мог включать в себя федеральные территории и республику в составе РСФСР.

Система судов общей юрисдикции представляется в составе четырех инстанций:

– мировые суды первой инстанции, действующие в составе одного судьи;

– федеральные районные суды, также первая инстанция, рассматривающие отнесенные к их компетенции дела в составе одного судьи, трех судей или суда присяжных;

– федеральные окружные суды, рассматривают дела, отнесенные к их ведению по первой инстанции, также выступающие в качестве апелляционных судов, пересматривающих итоговые судебные акты районных судов;

– Верховный Суд РСФСР в роли высшей судебной инстанции.

Также предусматривалось создание Конституционного Суда РСФСР, избранного V Внеочередным Съездом народных депутатов РСФСР в составе 13 судей 29 октября 1991 г., и создание специализированных, первыми стали арбитражные суды.

Судебную реформу предлагается осуществить в три этапа:

– подготовительный (утверждение Концепции и разработка пакета законов для новой судебной системы, выработка оптимальной нормы нагрузки на судей и работников аппарата судов, изучение вопроса об оптимальном материально-техническом и кадровом оснащении и кадровом обеспечении судебных органов, разработка проектов зданий и сооружений для судебной системы, осуществление разграничения сфер ведения в области правосудия и правоохранительной деятельности в СССР, РСФСР и автономных республиках в составе последней);

– переходный (введение в действие обновленного законодательства на старой судоустройственной базе с сохранением границ судебных округов, совпадающих с административно-территориальным делением РСФСР, создание специализированных судебных составов без учреждения таких же судов, решение вопроса о подсудности дел судами присяжных, завершение формирования материально-технической базы судов);

– завершающий (действует на новой судоустройственной базе, создание судебных округов, границы которых не совпадают с пределами административно-территориальных единиц, нормализировано устойчивое функционирование новой судебной системы).

Авторами Концепции раскрывается необходимость ее принятия, отмечая не только не состоятельность прежней судебной системы, но и необходимость утверждения новых начал для построения ее организации.

По их мнению, суд, как средство разрешения споров о праве и преодоления юридических неопределенностей, способен осуществлять применение права, с учетом особенностей каждого случая.

Литература:

  1. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: курс лекций / под ред. В. В. Ершова. М., 2011.
  2. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-I «О Концепции судебной реформы в РСФСР» [Электронный ресурс] // URL: http://www. businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_40216.html
  3. Правосудие в современном мире: монография / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М., 2012.
  4. Власов В. И., Абасова В. А. Теоретическая основа современной судебной реформы в России (К 30-летию принятия концепции судебной реформы) // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 3. С. 9–14. DOI: 10.18522/2313–6138–2021–8–3–1.
Основные термины (генерируются автоматически): судебная реформа, судебная система, Верховный Суд РСФСР, суд, автор Концепции, суд присяжных, народный депутат РСФСР, осуществление правосудия, СССР, федеральная судебная система.


Похожие статьи

Реформирование судебной системы в России как способ повышения эффективности уголовного судопроизводства

В статье рассматриваются значение и принципы уголовного судопроизводства. Анализируются изменения судебной системы Российской Федерации на современном этапе в рамках реформирования. Выдвинуты предложения по усовершенствованию реализации предусмотренн...

Анализ судебной реформы в Российской Федерации и перспективы её развития на современном этапе

В статье автор проводит анализ судебной реформы в Российской Федерации и оценивает перспективы её развития на современном этапе.

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Конституционно-правовые основы независимости судебной власти

Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа не...

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ

В статье рассмотрены основополагающие принципы построения бюджетной системы РФ, соблюдение которых способствует повышению её устойчивости. Проведён анализ реализации данных принципов на современном этапе развития экономики.

Некоторые проблемные вопросы конституционных принципов судебной власти

В статье автор исследует некоторые особенности конституционных принципов судебной власти в условиях современной реальности.

Суд присяжных и правовая культура второй половины XIX века

В статье рассматриваются основные аспекты деятельности суда присяжных в России во второй половине XIX века: анализируются нравственные критерии и правовая культура присяжных.

Правовая защита работников здравоохранения в РФ

В статье рассматривается правовая защита человека как научная проблема. На основании анализа различных подходов к определению и содержанию правовой защиты человека делается попытка сформулировать оптимальное определение понятия «правовая защита челов...

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Сущность правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти в сложившейся политической системе

В статье исследуется сущность Правительства Российской Федерации. Актуальность осмысления данной темы продиктована конституционной реформой 2020 года, непосредственно затронувшей законодательство, регулирующее деятельность и статус правительства. В с...

Похожие статьи

Реформирование судебной системы в России как способ повышения эффективности уголовного судопроизводства

В статье рассматриваются значение и принципы уголовного судопроизводства. Анализируются изменения судебной системы Российской Федерации на современном этапе в рамках реформирования. Выдвинуты предложения по усовершенствованию реализации предусмотренн...

Анализ судебной реформы в Российской Федерации и перспективы её развития на современном этапе

В статье автор проводит анализ судебной реформы в Российской Федерации и оценивает перспективы её развития на современном этапе.

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Конституционно-правовые основы независимости судебной власти

Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа не...

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ

В статье рассмотрены основополагающие принципы построения бюджетной системы РФ, соблюдение которых способствует повышению её устойчивости. Проведён анализ реализации данных принципов на современном этапе развития экономики.

Некоторые проблемные вопросы конституционных принципов судебной власти

В статье автор исследует некоторые особенности конституционных принципов судебной власти в условиях современной реальности.

Суд присяжных и правовая культура второй половины XIX века

В статье рассматриваются основные аспекты деятельности суда присяжных в России во второй половине XIX века: анализируются нравственные критерии и правовая культура присяжных.

Правовая защита работников здравоохранения в РФ

В статье рассматривается правовая защита человека как научная проблема. На основании анализа различных подходов к определению и содержанию правовой защиты человека делается попытка сформулировать оптимальное определение понятия «правовая защита челов...

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Сущность правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти в сложившейся политической системе

В статье исследуется сущность Правительства Российской Федерации. Актуальность осмысления данной темы продиктована конституционной реформой 2020 года, непосредственно затронувшей законодательство, регулирующее деятельность и статус правительства. В с...

Задать вопрос