Мы живем в эпоху глобализации и ужесточения конкуренции, эти условия диктуют необходимость совершенствования процесса управления как одного из главных факторов экономического роста. Для обеспечения роста экономики необходимо увеличить объемы продаж, для этого необходимо основной упор делать на обеспечение конкурентоспособности и эффективности предприятий, где главной составляющей является качество управления.
По мере развития и совершенствования экономики в Республике Казахстан все большее внимание уделяется качеству. На сегодняшний день одной из серьезных проблем для предприятий является создание и внедрение системы качества управления, которая обеспечит эффективность организации. Повышение качества управления способствует повышению эффективности функционирования компаний.
Социальная модернизация в Республике Казахстан направлена на укрепление здоровья всего населения, увеличение продолжительности жизни. В современных условиях отрасль здравоохранения и фармацевтики представляет собой единую достаточно развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, и поэтому является одним из основных социальных приоритетов социально-экономического и индустриального развития в Республике Казахстан.
Одним из высокодоходных секторов мировой экономики является фармацевтический рынок. Он служит критерием развития страны, а также уровня жизни населения. Рынок фармацевтической продукции в значительной степени определяет качество работы медицинских учреждений и поэтому его роль в национальной экономике возрастает. В настоящее время в фармацевтической отрасли существует ряд управленческих, организационных, экономических, социальных, финансовых и информационных проблем, связанных с новыми процессами планирования и управления командами. Все это предъявляет новые требования к методам и формам управления в фармацевтических компаниях. Сложившаяся практика управления персоналом в фармацевтических компаниях требует выработки новых подходов для повышения их конкурентоспособности, эффективности и качества управления. Учитывая коррективы, которые внесла в нашу жизнь Пандемия, традиционные методы управления необходимо моделировать и адаптировать под условия полного локдауна. Реформирование и перестройка процесса управления в фармацевтических компаниях является важным звеном развития экономической реформы социальной сферы. Подавляющее большинство фармацевтических компаний не соответствуют современным условиям и требованиям конкурентной среды, и их эффективность зависит от формирования оптимального механизма управления и требуют создания эффективного организационного менеджмента, на новом качественном уровне. Важность решения проблемы повышения качества управления в условиях неопределенности и необходимости адаптации системы управления к изменениям во внешней среде обусловлена необходимостью стратегического развития предприятий отрасли. Большой объем импорта лекарственных средств, возрастание динамичности и изменчивости внешней среды в условиях экономического кризиса требует новых подходов в управлении фармацевтическими компаниями. При этом традиционные методы и механизмы управления не всегда обеспечивают конкурентоспособность, эффективность деятельности и экономическую устойчивость фармацевтической компании. В этих условиях возникает потребность в использовании инновационных подходов в системе управления фармацевтической компании и повышения его качества.
Особенностью фармацевтической отрасли можно назвать то, что возможности эффективного продвижения лекарственных препаратов зависят от результативности деятельности представителей фармацевтических компаний по причине этических и законодательных ограничений в товарообороте рецептурных лекарств, которые недопустимо рекламировать открыто в средствах массовой информации. Фармацевтические компании активно тратят средства на эффективное продвижение лекарственных препаратов медицинскими представителями по причине того, что реклама не может заменить сложившихся личных отношений врача с медицинским представителем и, естественно, не может ответить на профессиональные вопросы. Еще одной особенность фармацевтического рынка является большое количество ограничений, которые накладываются законодательство Республики Казахстан (закон продвижения лекарственных средств). Международная Ассоциация производителей лекарственных средств (AIPM), ежегодно выпускает так называемый «Кодекс по продвижению медикаментов», в котором определяет основные ограничения, касающиеся различных механизмов продвижения лекарственных средств (запрет рекламы рецептурных лекарств в средствах массовой информации, запрет на подкуп клиентов, запрет на безосновательную критику товара конкурирующих компаний и др.).
Представители фармацевтических компаний, наряду с организацией лекарственного обеспечения населения, оказывают населению помощь в поддержании состояния здоровья, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, являются экспертами в использовании лекарственных препаратов. Профессиональные задачи представителей фармацевтических компаний обуславливают особую роль социально значимых качеств их личности в профессиональной деятельности.
Вопросы развития фармацевтических компаний на основе качественного управления являются актуальными и представляют научный интерес, особенно в новых неопределенных условиях Пандемии 2020, на примере Республики Казахстан. С учетом всего, в настоящее время в отрасли необходимы инновационные преобразования, направленные на повышение конкурентоспособности компаний, в рамках которых создаются возможности по повышению качества управления. Разработка и внедрение в практику фармацевтических компаний методов и инструментов повышения качества управления требует совершенствования системы и механизма управления, а также оптимизации информационного обеспечения производственного процесса.
Современная социальная ситуация требует формирования у представителей фармацевтических компаний: гибкости их поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью, способности формировать долгосрочные профессиональные отношения с возможностью повышения качественного уровня взаимодействия, что предполагает формирование у данных специалистов профессиональной гибкости как основополагающего критерия профессиональной компетентности представителя.
Процесс повышения квалификации представителей фармацевтических компаний представляет собой непрерывное корпоративное обучение специалистов в форме ежемесячных коучинг-сессий и узкотематических тренингов. В последние годы в фармацевтических компаниях одним из базовых инструментов повышения квалификации представителей становится коучинг-технология как инновационная технология актуализации внутреннего потенциала специалиста, способствующая профессиональному и личностному росту специалиста, эффективности его профессиональной деятельности. Некоторые коррективы в данное мероприятие внесла Пандемия Covid-19, необходимо проанализировать и разработать новые методы управления представителями в фармацевтических компаниях в новых реалиях жизни.
Рост любой устойчивой компании отчасти связан с квалифицированным персоналом. Устойчивый спрос на квалифицированный персонал, дефицит эффективных менеджеров высшего и среднего звена и узких специалистов сопровождается постоянным ростом требований, предъявляемых работодателем. Рост спроса объясняется благоприятной рыночной ситуацией в стране, развитием новых сфер бизнеса. Все это порождает кадровый дефицит. Спрос на менеджерский персонал со стороны фармацевтических компаний часто связан с выводом на рынок новых препаратов (лонч), усилением конкурентной борьбы за счет гиперконцентрации рынка, усложнением процедуры регистрации и продаж. Поэтому растет потребность в руководителях команд продаж, продакт-менеджерах, специалистах по регистрации и проведению клинических испытаний. И по всем прогнозам этот кадровый дефицит будет длиться еще несколько лет, особенно в сфере фармбизнеса. Поэтому потребность приобретения профессии профессионального менеджера стоит очень остро.
В настоящее время определяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Техническое управление подразумевает действия по контролю над выполнением операций и действий, необходимых для обеспечения бесперебойной работы организации в продаже своей продукции и оказании услуг клиентам. Управленческий уровень — это процесс управления и координации действий ряда подразделений (в нашем случае отдел продаже), обеспечивающих прибыльное функционирование всей системы. Институциональный уровень — разработка стратегических планов, формулирование целей и задач, адаптация к изменениям на рынке, управление взаимоотношения между организацией и другими участниками маркетингового фармацевтического континуума.
Региональный менеджер в своей работе использует все три уровня управления. Кроме этого, в обязанности регионального менеджера входит обширный спектр управления вверенной командой: администрирование — организация работы команды, планирование — четкое видение целей и задач, эксперт — демонстрирование знаний и навыков, удовлетворять потребности команды и руководства, мониторирование отношений с клиентами, быть источником идей, поощрять и наказывать сотрудников.
При работе с удаленной командой необходимо целенаправленно повышать культуру открытости и быстроту реагирования, для того чтобы команда могла работать в едином информационном поле. В рамках культуры открытости Региональный менеджер должен довести информацию до всех участников команды, по принципу «вся информация доступна всем». Безусловно, драйвером внедрения этой культуры является региональный менеджер.
Удаленных сотрудников сложно контролировать. Региональный менеджер не видит сотрудников, не знает, в каком они настроении, насколько команда воодушевлении и замотивирована на выполнение поставленных задач. Руководителю сложно внести коррективы в работу команды. При всем этом руководитель должен понимать, что тотальный контроль не может принести ожидаемых плодов. Слишком большое количество отчетности также может демотивировать сотрудников. Тем не менее контролировать команду на удаленке нужно, но делать это таким способом, чтобы не отвлекать их от работы. Необходимо организовать систему учета выполненной работы, которая будет давать руководителю хорошее понимание, чем занят медицинский представитель, а самого сотрудника стимулировать проявить больше осознанности и ответственности при планировании дня и выполнении пунктов плана.
Используя Agile методологию, практикуются еженедельные созвоны с помощью приложения Zoom, на которой региональный менеджер должен координировать работу команды, обозначить планы на текущую неделю и подвести итоги прошедшей недели, выявлять отклонения от плана, наметить корректирующие действия.
После пандемии коронавируса, которая внесла свои коррективы в жизни людей, невозможно представить регионального менеджера без навыков дистанционного управления. Одним из ключевых навыков становится умение выработать и реализовать план коммуникаций и взаимодействия с командой. Для эффективной работы команды необходимы соответствующие технологии и навыки работы.
Несмотря на то, что сотрудник работает в удаленном формате, остаются актуальными расширение ответственности, делегирование, культура развития. Тема мотивации и вовлеченности актуальны даже для эффективных команд.
Литература:
- Пауков, С.В. (2005) Региональный менеджер. Москва, 32–84.
- Шароватов, Ю.М. (2022) Дистанционный менеджмент: Как управлять сотрудниками на удаленке. — М.: Альпина Паблишер, 100–130.
- Аканов А. А., Девятко В. Н., Кульжанов М. К. (2001) Общественное здравоохранение в Казахстане: концепции, проблемы и перспективы. — Алматы, 10–18.
- Максимов, В.Е. (2004) Коучинг от А до Я. Возможно все. — СПб.Речь, 272–275.