Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Ключевые слова: дошкольный возраст, экология, экологическое воспитание дошкольников, экологическая культура.
Дошкольный возраст — это время, когда закладываются самые глубокие знания окружающего мира, это начальный этап ценностной ориентации в окружающем мире. Именно на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, об отношении человека к животному миру, т. е. у него формируются первоосновы экологической культуры. Но возможно это только при условии, когда взрослые открывают разнообразный мир природы, знакомят с животным миром и помогают ребенку общаться с этим миром.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.
Необходимо переосмыслить и продумать в соответствии с новым утвержденным стандартом содержание образовательной деятельности. Изменилась система работы экологического воспитания. Она требует обновленных подходов, методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры.
Использование театрализованных игр в формировании у детей знаний о животных, дают возможность не только предоставить детям информацию, но и активно вовлекать их в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально ориентированного подхода к обучению.
На современном этапе наиболее актуальным становится проблема экологического воспитания подрастающего поколения. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии общества и природы. Истощаются и качественно ухудшаются водные ресурсы, продолжается массовое обезлесение и опустынивание многих территорий Земли. Сократился генофонд планеты, загрязняется мировой океан и сокращается в нем жизнь.
В процессе хозяйственной деятельности человек внес неблагоприятные изменения в мир животных (прямое истребление, разрушение мест их обитания, загрязнение среды). [5]
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, учёные пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно-обоснованному и гуманистически ориентированному, человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности человека к природе.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, что породило новое направление в образовании — экологическое.
Экология — (от греч. oikos дом жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем. [2].
Экологическое воспитание дошкольников — чрезвычайно важная проблема настоящего, актуальность которой диктуется современными условиями. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас [1].
Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н. А. Рыжова)[9].
Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности (В. А. Ясвин) [10].
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях и методических работах А. А. Быстрова,,А. М. Степанова, Э. И. Залкинда, Е. И. Волкова [1, 4].
Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой [1,2,5].
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, М. В. Лучич) [3,6].
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) [5,7,8,10]. В исследованиях, посвящённых живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А. М. Галеева, С. Н. Глазачев и др.) [4] обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения используются разнообразные методы и формы экологического воспитания детей. Но игровая деятельность занимает ведущую роль в обучении детей дошкольного возраста. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни. [5] Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Для создания положительных эмоций в эколого-театрализованной деятельности детей ознакомили с театром ладошек «экохенд-артом».
Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.
Экохенд-арт — это искусство рисования на руках. Подразумевает «прорисовку на руке экологического образа и действие в соответствии с принятым образом». Автор — итальянский художник Гвидо Даниэли, иллюстратор, работает в стиле боди-арта, создает театральные и телевизионные декорации, пишет фрески, иллюстрирует книги. Автор называет своих питомцев «Handimais» — руки-звери. Как известно, театр ручных теней Даниэле совместил с живописью, тем самым положив начало новому направлению в современном искусстве — боди-арт. Роспись рук в животное с детьми — это направление в росписи привлекает своей волшебной и реалистичной красотой. А в самом театре теней можно играючи развивать ребенка, развить воображение, усидчивость, а также расширить знания о животном мире.
Литература:
- Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование — на пути к инновациям и энергосбережению». — Ярославль: Изд. 2011.-230с.
- Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович.-М.:АСТ,2001.-800с.
- Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. — 2005. –№ 18. — с. 26–28.
- Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя / С. Н. Глазачев. — М.: Современный писатель,1998.-201с.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2003.-319 с.
- Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2003.-319 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. — М.: Просвещение, 2002.- 144 с.
- Николаева С. Н. Юный эколог. М., Изд. «Мозаика синтез». 2004.-56с.
- Первин С. П. Дети, компьютеры и коммуникации //Информатика и образование. –1994. -№ 4.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. центр «Карапуз».-2001.-43 с.