Активизация познавательной деятельности дошкольников через предметно-пространственную среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 01.03.2022

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Гоз, Д. М. Активизация познавательной деятельности дошкольников через предметно-пространственную среду / Д. М. Гоз, Т. С. Болдырева, Е. А. Волостных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89160/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К. Д. Ушинский

В современной науке и практике активизация познавательной деятельности- одна из наиболее актуальных задач педагога.

Предметно-пространственная развивающая среда организуется с учетом ФГОС ДО. Пространство группового помещения выглядит следующим образом: Выделены основные зоны (центры): зона активной деятельности, рабочая зона и зона спокойных игр, с включенным в нее уголком уединения.

Каждая зона насыщена развивающими материалами и играми, соответствующими возрастным особенностям детей.

Рабочая зона оснащена всем необходимым для проведения непосредственной образовательной деятельности: центр «Речевое развитие»; центр «ФЭМП»; центр «Творчество» (материалы для лепки, аппликации и рисования); центр «Книги», центр «Экспериментирование и живая природа», центр «Конструироване», центр «Сенсорное развитие»,центр «Дидактические игры» и др.

Зона активных игр включает в себя следующие модули: центры ролевых игр («Больница», «Парикмахерская», «Кухня», «Магазин»,, «Кукольный уголок»), центр «Дорожное движение», уголок «Пожарная безопасность», «Спортивный уголок», «Музыкальный уголок», центр «Театр».

Зона спокойных игр, представляет собой место для уединения (ширма, шатер или палатка), где дети могут уединиться (посмотреть картинки или фотографии, поиграть с любимой игрушкой, почитать книгу. Атрибутами уголка уединения являются: мягкие игрушки, подушки, коврики и пр.

В совокупности зоны представляют собой единое пространство, соответствующее требованиям безопасности, доступности, насыщенности, является трансформируемой и полифункциональной. Содержание и насыщенность предметной среды меняется, в зависимости от возрастных особенностей. Модули и игровые центры постоянно трансформируются, меняется их содержание и тематика, игры усложняются- за счет чего становятся интересней.

В научных материалах нет единого понятия «среда». При оформлении пространственной среды педагог ориентируется не единые стандарты, но организует ее по своему усмотрению, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, с учетом образовательной программы и результатов мониторинга.

Важным условием для стимуляции познавательной деятельности является создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности. Для активизирующего эффекта в процессе непосредственной образовательной деятельности педагогу необходимо создать условия, которые дадут детям возможность самостоятельно, в форме игры искать варианты решения проблемных ситуаций. Задача педагога- моделировать такие ситуации, побуждать детей к активному самостоятельному поиску новых знаний.

Когда-то Ральф У. Эмерсон сказал: «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».

Самым эффективным методом формирования внутренней мотивации дошкольника является исследовательский метод. Дети по своей природе- исследователи. Правильно организованная предметно- пространственная среда активизирует познавательную деятельность, создает условия для саморазвития.

Также в педагогической деятельности активно внедряется метод поисково-исследовательской деятельности. Задача педагога- направлять и контролировать процесс познавательной деятельности. Ребенок узнает не только окружающий предметный мир, но и людей, живущих в нем, и самого себя. Важно помочь ребенку чувства и мотивы других людей- тогда процесс социализации будет проходить легче и продуктивней.

Лучше всего познавательная деятельность развивается в процессе игры. Во время игр раскрываются познавательно исследовательские способности. Ребенок постоянно стремится узнать, что –то новое, познать окружающий мир. За счет своего любопытства самостоятельно справляется с задачами, тем самым развивая творческий потенциал.

Находясь постоянно в поиске, ребенок-дошкольник развивает тягу к победе, находчивость, умение и терпение, воображение и мыслительную деятельность.

Дети старшего дошкольного возраста, помимо простого восприятия способны обобщать полученную информацию, запоминать ее и применять в конкретной ситуации.

Таким образом, правильно организованная предметно- пространственная среда стимулирует и активизирует познавательную деятельность дошкольника. Организуя новые полезные центры и модули в групповом пространстве, мы обеспечиваем комфортное пребывание и полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

В правильно оснащенной среде дети чувствуют себя спокойно и уверенно. У дошкольников нет сложностей при выборе тематики и рода занятий, они с удовольствием осваивают новые центры и активно берутся за решение задач.

Дети старшего дошкольного возраста быстро находят выходы из сложных ситуаций, анализируют их и делая наиболее оптимальный выбор. В процессе исследовательской деятельности размышляют и рассуждают, их речь становится более грамотной и образной.

Дошкольники проявляют самостоятельность и инициативу, быстрее усваивают новые знания по всем образовательным областям.

Грамотное сочетание материалов и оборудования для поисково-исследовательской деятельности способствует овладению основными средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Опыты и исследования средствами предметно-развивающей среды помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. На современном этапе, связи с высоким уровнем развития технологий и научных достижений, педагогу приходится быстро ориентироваться, мыслить свободно, не придерживаясь шаблонов.

Следуя современным тенденциям и стремясь создать комфортные условия для воспитанников, педагог постоянно развивается, повышая свою профессиональную компетенцию. Проектирует, организует и оснащает пространственную среду грамотно. Подбирая элементы, которые обладают развивающим потенциалом и способствуют развитию познавательной мотивации и возможностей детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. — № 5. — 2009.
  2. Абузярова Л. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — № 6. — 2004.
  3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — № 4. — 2007. С. 37–42.
  4. Аванесова В. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. — М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
  5. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С.36–41.
  6. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды в 2-х т. — М.: Просвещение, 2007. — Т. 2. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, центр, пространственная среда, ребенок, задача педагога, непосредственная образовательная деятельность, образовательная программа, поисково-исследовательская деятельность, рабочая зона, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Похожие статьи

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Задать вопрос