Психологические аспекты подготовки борцов-самбистов в предсоревновательный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 02.03.2022

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Сорокин, И. А. Психологические аспекты подготовки борцов-самбистов в предсоревновательный период / И. А. Сорокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89171/ (дата обращения: 16.10.2024).



В современных реалиях значение психологической подготовки не только выросло, но и стало основным показателем достижения положительных результатов спортсменов. Вдобавок, в последнее время наблюдается активное развитие спортивного интереса как у молодых, так и у взрослых людей. Соревнования приобрели не только спортивную, но и общественную значимость. Особенно сильное психологическое давление на неопытного спортсмена могут оказывать болельщики, следовательно необходимо быть готовым к шуму и визуальному контакту с зрителями [1].

Всё это влияет на психическое состояние спортсменов и нередко приводит к ухудшению результатов на главных соревнованиях, а в отдельных случаях и к срывам.

Анализ научно-методической литературы показал, что в теории и практике спортивной подготовки в борьбе греко-римского стиля основное внимание уделяется достижению высокого уровня спортивного мастерства путем совершенствования технической и скоростно-силовой подготовленности. При этом мало внимания уделяется проблеме формирования состояния психической готовности борцов в период соревнований и во время проведения схваток [2].

Исходя из вышесказанного, в единоборстве важна не столько физическая подготовка спортсмена, сколько его психологическая устойчивость и навык противостояния различным стрессовым ситуациям. Поэтому неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса самбистов должна быть именно психологическая подготовка. Когда в соревнованиях принимают участие равные по физическим и технико-тактическим характеристикам спортсмены, выигрывает тот, который обладает лучшей психологической устойчивостью [3]. Поэтому тренерам необходимо целенаправленно готовить психику борцов к высоким нагрузкам.

Необходимость психологической подготовки возникает, прежде всего, на пути к достижению спортсменом высоких результатов и показателей в своей деятельности. Спортсменам приходится выдерживать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, как в тренировочной деятельности, так и во время соревнований. Зачастую спортсмен из-за ощущения напряжения и скованности не в полной мере раскрывает уровень своей подготовки.

Психологическая подготовка спортсмена помогает ему создавать такое внутреннее состояние, которое вселяет уверенность в своих силах, помогает противостоять различным сбивающим факторам, такие как волнение, страх поражения, страх больших физических нагрузок в тренировке и т.д. [4].

Так, анализируя научную литературу, можно выделить следующий факт. Правильно подготовленные, в первую очередь, с психологической точки зрения, самбисты отличаются умением эффективно вести схватку с успешным применением контратакующих приемов как в борьбе стоя, так и в борьбе лежа. В защите они чаще и успешнее используют контрприемы на опережение и обманные комбинации. Значительно выше у таких самбистов эффективность и разнообразие приемов, особенно в условиях интенсивной схватки. Таким образом, стоит говорить о совершенствовании таких качеств спортсмена, как быстрота сенсомоторных реакций, точность решения оперативных задач, вероятностное прогнозирование в процессе оценки тактической ситуации и т.д. [5].

Для того чтобы спортсмен подошёл к началу соревнований в состоянии психической готовности и сохранил его до окончания соревнований, ему необходимо сформировать конкретную установку:

1) Объективно оценить уровень своей физической подготовки с учетом ранее полученных травм;

2) Изучить пo возможности сильные и слабые стороны соперника, спортивной команды и разработать тактический план соревновательной деятельности с учетом собранной информации;

3) Сформировать твердую уверенность в своих силах и возможностях для достижения победы или высокого спортивного результата;

4) Поддерживать бодрое эмоциональное состояние личности через преодоление отрицательных эмоций, вызванных ожиданием предстоящего соревнования;

5) Развить и усовершенствовать приемы саморегуляции и самодиагностики и создать состояние эмоциональной устойчивости;

6) Необходимо разобрать предсоревновательные стресс-факторы:

— предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты

— положение фаворита перед соревнованием;

— предыдущие неудачи;

— завышенные требования;

— постоянные мысли о необходимости выполнить поставленную задачу;

— предшествующие поражения от данного соперника [6].

Исходя из вышеперечисленного, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.

Целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию является формирование у него психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для достижения в соревновании максимального результата, противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций. Для того чтобы спортсмен подошёл к началу соревнований в состоянии психической готовности и сохранил его до окончания соревнований, ему необходимо сформировать конкретную установку на определённый соревновательный результат, на преодоление разнообразных, в том числе и неожиданно возникающих в ходе соревнования препятствий [7].

Психологическая подготовка самбистов подразумевает развитие работы высших отделов нервной системы и головного мозга. Психологическая подготовка напрямую связана с тактической подготовкой, они имеют одинаковые базовые свойства и механизмы повышения функциональной готовности.

Психологическую подготовку борцов самбистов можно разделить на 3 вида:

1) Общая — представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам тренировочной деятельности. Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счёт непрерывного развития и совершенствования процесса спортивной тренировки; положительного отношения к тренировочному процессу.

2) Целевая психологическая подготовка — это программа, направленная на формирование спортивного характера. Воспитание спортивного характера необходимо для успешного выступления на соревнованиях, но при этом спортивный характер формируется на всём протяжении тренировочного процесса. Основными критериями спортивного характера являются: стабильность выступлений на соревнованиях; улучшение результатов от соревнований к соревнованиям; более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочным; лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

3) Специальная психологическая подготовка — программа, направленная, прежде всего, на формирование готовности спортсмена к старту, на подведение его к тому состоянию, когда надо что-то сделать «здесь и сейчас» [8].

Таким образом, можно констатировать, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям является важным и обязательным элементом обучения и тренировки. Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

Литература:

  1. Алаторцев, В.А. Готовность спортсмена к соревнованиям: опыт психологического исследования / В.А. Алаторцев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – С 12.
  2. Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб.: «Питер», 2003. – С. 132.
  3. Гожин, В.В. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах: учебное пособие / В.В. Гожин, О.Б. Малков. - М. : физическая культура и спорт, 2008. – С 57.
  4. Горанов, Б. Пути повышения объективности определения командного первенства в лично-командных соревнованиях по греко-римской и вольной борьбе / Б. Горанов, Р.Н. Апойко, Н.Ю. Неробеев, Б.И. Тараканов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 76. - № 6. – С. 29.
  5. Дворкин, Л.C. Структура специальной силовой подготовленности высококвалифицированных борцов в период базовой подготовки / JI.C. Дворкин, В.Б. Уруймагов, И.И. Иванов // Современные аспекты подготовки кадров для Олимпийских и Параолимпийских игр: Ванкувер-Лондон-Сочи: материалы Международной практической конференции. - Краснодар, 2010. - С. 105.
  6. Дементьев, B. Л. Методология профессиональной тактико-технической подготовки тренерских кадров по спортивной борьбе в физкультурных высших учебных заведениях : дис .д-ра пед. наук: 13.00.04/ В JI. Дементьев. М. :РГУФКСиТ, 2004. – С. 89.
  7. Ерохин, А.Н. Антистрессовая релаксация в системе подготовки борцов греко-римского стиля / А.Н. Ерохин, Л.В. Шарапов, А.Н. Кадочкин // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 1. – С. 98.
  8. Иванов, И.И. Некоторые вопросы становления высшего спортивного мастерства борцов / И.И. Иванов, C.B. Новаковский, А.Н. Загитов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. — Краснодар : КГУФКСТ, 2009. – С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая подготовка, психологическая подготовка спортсмена, соревнование, спортивный характер, соревновательная деятельность, качество личности, полная мера, психическая готовность, тренировочная деятельность, тренировочный процесс.


Похожие статьи

Тактико-техническая подготовка борцов-самбистов в предсоревновательный период

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Похожие статьи

Тактико-техническая подготовка борцов-самбистов в предсоревновательный период

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Задать вопрос