Опыт работы семейного клуба в формировании позитивного отношения к ЗОЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 07.03.2022

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Соколова, А. О. Опыт работы семейного клуба в формировании позитивного отношения к ЗОЖ / А. О. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89190/ (дата обращения: 16.11.2024).



Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше и постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитание, как в первые семь лет.

От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. И. М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. В этом процессе двигательному анализатору принадлежит особая роль. Доктор Франко-Мартинес провел исследование, чтобы понять влияние спорта на мозг, основываясь на положительных результатах, показал, что активная жизнь определяется как одна из действенных форм профилактики умственных нарушений, а в уникальных случаях становится даже лучше, чем конкретное медикаментозное вмешательство.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов — медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы. Движение, по определению врачей, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того, движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5–6 % Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет. В настоящее время 50 % детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Неоднократно в своих послания Федеральному собранию президент В. В. Путин говорил:

Значимость физического воспитания определена государством в Законе «Об образовании», Федеральных программах развития образования, здравоохранения от 15.04.2014 г., подпрограмме «Профилактика заболеваний и формирования здорового образа жизни», государственной программе «развития физической культуры и спорта».

Привычку у ребенка быть здоровым и духовно, и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями все более ясной становится необходимость целенаправленной иорганизованной работы по сохранению иукреплению здоровья детей. Воспитание иобразование должны стать поистине «здоровье сохраняющими».

С 2016 года в ДОУ проходит пересмотр форм и методов работы по укреплению здоровья детей.

В конце учебного года проводится анализ здоровья наших воспитанников и уровень заболеваемости в целом по детскому саду, так мы выявляем основные группы заболеваний детей.

Ребенок дошкольного возраста не развивается автономно, он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают положительный или отрицательный пример. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.

«Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Сухомлинский. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка.

Целью нашей работы стало создание образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад — семья».

Для достижения цели в сфере взаимодействия с родителями были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического просвещения.
  2. Повысить интерес родителей детей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
  3. Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.

Опираясь на цель и задачи, первым этапом нашей работы стало анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения. Родители проявили высокую активность и заинтересованность: было возвращено 80 % заполненных анкет.

Проанализировав ответы родителей, можно смело судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10 % родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе. 20 % указали на необходимость закаливания. 35 % предложили рассмотреть возможность создания на базе ДОУ семейного оздоровительного клуба.

В Стандарте учитывается сотрудничество организации с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В результате анкетирования и требований ФГОС мы пришли к выводу, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Вторым этапом в реализации программы является совместный проект, а именно создание семейного клуба «Планета здоровья».

Цель проекта: повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.

В основу проекта легла трехблочная модель взаимодействия детского сада и семьи, которая отражает формы и методы работы с родителями, позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления детей.

Проект содержит три блока: информационный, практический, оценочный.

Информационный блок включает в себя нормативно-правовые документы ДОУ, результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; ознакомление с физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями.

Практический блок включает в себя создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. В практический блок включены разные методы взаимодействия: организация клубных встреч, семинары-практикумы, викторины по ЗОЖ. анкетирование родителей (с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье

Оценочный блок нужен для определения эффективности совместной работы с родителями. Результативность проведенных мероприятий определяем через анкетирование, опрос родителей, наблюдения, беседами с детьми.

Для информированности родителей о методах и приемах оздоровления детей, профилактики плоскостопия, сколиоза и т. д. были проведены беседы, круглые столы, мастер-классы, были разработаны памятки для родителей: «Береги зрение», «Правильное питание дошкольника», «Закаляйся. Если хочешь быть здоров!» и другие. Вначале мы столкнулись с трудностями привлечения родителей к участию в мероприятиях клуба. Главной нашей задачей на этом этапе стало усиление заинтересованности родителей. В этой ситуации на помощь нам пришли наши любимые дети. Стоило одному ребенку из группы сходить на совместные занятия степ-аэробикой с мамой, он спешил поделиться впечатлениями со своими друзьями. Так дети побудили родителей к активному участию в оздоровительных мероприятиях клуба.

Для полноценного охвата всех родителей и детей нашего детского сада мы проводим совместные спортивные мероприятия.

Особого внимания заслуживают спортивные соревнования «Я, ты, он, она, вместе — целая страна!» между детско-родительскими командами подготовительной группы и учениками 1-го класса. Для нас такие соревнования стали новой формой работы по преемственности начального и дошкольного образования.

Большим успехом пользуются соревнования сборных «Родителей и детей», с каким же переживанием дети смотрят за игрой родителей, а как болеют за них.

Традиционно в нашем детском саду отмечается День зимних видов спорта. Это и спартакиада между командами старшей и подготовительной группы, и биатлонные соревнование команд средней и старшей групп, а также хоккейные матчи. В этом году мы наши воспитанники освоили керлинг. Родители таких соревнованиях выступают в роли активных болельщиков.

Третий год в нашем ДОУ с целью повышения интереса со стороны пап проходит конкурс фотографий «Папа может» который вызывает огромный всплеск положительных эмоций, как у воспитанников, так и у их родителей. Мамы и папы детей со всей ответственностью подходят к конкурсу. Фотографии отражали совместную деятельность отца и ребенка по формированию здорового образа жизни: это совместные зарядки по утрам, процедуры закаливая, совместные прогулки, походы за грибами и на рыбалку, конные прогулки, лыжи, коньки, бассейн. С каждой работой наши папы доказывают, что они ничем не хуже мам справляются со сложной задачей воспитания у ребенка правильного отношения к своему здоровью.

Новой формой работы с детьми и родителями в рамках формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни можно считать наше взаимодействие со спортивными клубами поселка Менделеево. Самыми значимыми из них являются хоккейный клуб «Стандарт» и клуб дзюдо «Резерв». Главный тренер ХК «Стандарт» Максим Евгеньевич Морозов провел зарядку с детьми, а воспитанники подготовительной группы участвовали в открытой тренировке юношеской команды. Наши дети почувствовали себя начинающими спортсменами, в конце тренировки Максим Евгеньевич пригласил ребят на следующий год пополнить ряды хоккеистов клуба «Стандарт».

Взаимодействие с клубом дзюдо «Резерв» мы решили строить на примере детского сотрудничества. Около 20 % учащихся начальной школы занимаются в этом клубе. Несмотря на свой юный возраст, есть среди учеников уже спортсмены высокого уровня. Вероника Плато, Вартанов Михаил являются многократными победителями российских и международных турниров в своей возрастной категории, так же среди спортсменов клуба есть и воспитанники нашего сада. Спортсмены клуба «Резерв» приходили к нам в гости. Они рассказали о своих достижениях, показали детям и родителям свое мастерство и рассказали о ярких победах.

И перед нами встал вопрос о расширении клуба, путем проведения мастер-классов не сотрудниками, а членами семей, чтобы детям удалось буквально прикоснуться ко многим видам спорта.

И вот наша задумка стала воплощаться в жизнь. Первым поддержал нашу идею нападающий, футболист первого футбольного дивизиона Клюев Артем Владимирович папа Клюева Даниила, который провел футбольный матч для воспитанников и их родителей. Баталии были не шуточными, этот заряд эмоций не передать словами, родители вспомнили, что в них еще живут мальчишки и девчонки.

К слову о футболе — это вид спорта, где важна скорость и спортивная резкость, ловкость, скоординированность движений, именно это и предстояло продемонстрировать ребятам на «Тренировке футболиста», которую провел папа Лознева Арсения, Никита Александрович выпускник детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 112, кандидат в мастера спорта по мини футболу, чемпион Московской области среди мужских команд, обладатель кубка и суперкубка солнечногорского района среди мужских команд, Никита Александрович не просто рассказал и показал свои награды и кубки, но и самым старательным ребятам вручил медали. Он отметил, хорошую физическую подготовку наших воспитанников.

Самым необычным видом спорта оказалось для наших ребят фехтование. Для этого спорта умение тактически мыслить пригодятся куда больше, чем накаченные мышцы — недаром его называют быстрыми шахматами. В сражении нужно за короткий промежуток времени увидеть слабые стороны противника, подвести его к тому, чтобы он ошибся, и сделать точную, быструю атаку. Или вовремя успеть среагировать и защититься, если противник раньше разгадал тебя. Мастер-класс по фехтованию для ребят провела сестра Писарева Павла, Надежда Валерьевна, она показала, как правильно наносить удары рапирой, правильно передвигаться по фехтовальной дорожке, познакомила с экипировкой фехтовальщика, объяснила, как же фиксируются удары в соревнованиях.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в нашей стране вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» В. В. Путин предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами. Воспитанники всех дошкольных организаций, которым исполнилось 6 лет, могут участвовать в сдаче ГТО. Сестры Смагины Надежда и Мария Сергеевны, обладатели золотого значка ГТО, в рамках спортивного праздника «Готовимся к спартакиаде ГТО», провели диагностику уровня физической подготовленности воспитанников подготовительной группы.

Находкой, по-другому и не скажешь, для нас стала бабушка Тимохина Ивана, Борислава и Степана Любовь Михайловна, которую мы видели практически каждый день, но и не догадывались, что она — неоднократный призер по дартсу, армрестлингу, пинг-понгу, шашкам, джакколо в составе команды «СПАРТА» Солнечногорского района. Она с огромным удовольствием провела мастер-класс по армрестлингу и игре в дартс, а с каким восторгом выходили дети из спортивного зала. Мы точно знаем, что после мастер-класса как минимум у шести детей дома появился дартс, а это значит, что дети не только в саду, но и дома продолжают развивать координацию движений, глазомер и точность броска.

Своим примером взрослые показывали важность физического развития, но во многих семьях воспитанников подрастают младшие дети. Укреплять здоровье можно и нужно с младенчества. Нами был разработан план вовлечения младших детей в работу клуба. В итоге у нас получился проект в проекте.

Привлечение родителей в данном направлении мы начали с проведения анкетирования. Это помогло нам выявить заинтересованность и осведомленность родителей по вопросам профилактики заболеваний у новорожденных и детей грудного возраста. Наш инструктор по физической культуре совместно с медицинской сестрой подготовили для родителей памятки о роли ухода за детьми грудного возраста в сохранении их здоровья, в частности о роли массажа и гимнастических упражнений. Нами был подобран комплекс упражнений, включающий упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию.

Гимнастика для грудничков разрешена с первого месяца жизни, но наш комплекс рассчитан на детей от 4 месяцев, это способствовало две причины: первая потребность родителей (в результате анкетирования, мы выяснили, что в основном возраст детей от 4 до 9 месяцев), вторая причина связана с развитием ребенка. После 4 месяцев ребенок становится более активным, количество времени бодрствования увеличивается, и для гимнастических занятий можно выбрать удобные промежутки, когда малыш сыт, спокоен и в хорошем настроении. Так же в этом возрасте малыш уже уверенно держит головку. Чем же полезна зарядка для малыша? Она развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка.

Основная задача гимнастики для детей первого года жизни, нормализовать мышечный тонус крохи и укрепить его организм. На сегодняшний день сформирована группа из 10 детей. Занятия длятся не более 30 минут и проводятся инструктором по физической культуре два раза в месяц под наблюдением медсестры. В анкетах большинство родителей отмечало, что у детей наблюдаются нарушения ЖКТ, потому за основу мы взяли занятие на фитболе. Посещая наши занятия, родители смогли научиться основным приемам массажа и гимнастики, а многие были вынуждены домой приобрести фитбол, так как заметили уменьшение коликов во время и после занятий, а также улучшилась работа ЖКТ.

Таким образом, наш клуб смог охватить всю семью воспитанника.

И если первоначально клуб задумывался нами, как площадка для реализации совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий родители-дети, то на сегодняшний день клуб работает под девизом «Движение — это жизнь». В дальнейших планах ДОУ осуществлять преемственность между дошкольным учреждением и семьей по оздоровлению организма детей, через проведение совместных туристических прогулок — походов.

Третьим этапом нашего проекта является рефлексия. Вся используемая комплексная система оздоровления детей приносит определенные результаты. По сравнению с предыдущими годами прослеживается тенденция к уменьшению числа респираторных заболеваний, сокращается количество часто болеющих детей.

К главным плюсам реализации проекта относится:

улучшение показателей по физическому развитию детей,

увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей — по сравнению с 2016 годом на 30 %,

увеличение числа родителей, удовлетворенных работой детского сада на 15 %,

создание единого здоровьесберегающего пространства «детский сад — семья».

Но самое главное, чего мы достигли в проделанной работе, это то, что родители в корне сменили свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. Освоенный двигательный опыт детского сада они с успехом используют в домашних условиях. Родители с детьми с удовольствием осваивали новые виды спорта. Своим достижением считаем, что около 20 % родителей впервые вышли на совместные лыжные прогулки, встали на фигурные коньки и покорили горнолыжные склоны совместно со своими детьми. В выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, здоровый образ жизни, семья, подготовительная группа, физическое воспитание, оздоровление детей, укрепление здоровья детей, физическая культура.


Похожие статьи

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Использование деловых игр в практике наставничества в системе работы педагогического коллектива ДОУ

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Похожие статьи

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Использование деловых игр в практике наставничества в системе работы педагогического коллектива ДОУ

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Задать вопрос