Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок в FMCG | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 02.03.2022

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Егай, Н. В. Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок в FMCG / Н. В. Егай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89191/ (дата обращения: 16.10.2024).



Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок в FMCG

Егай Наталья Валерьевна, студент магистратуры

Научный руководитель: Сохатская Наталья Павловна, кандидат экономических наук, доцент;

Научный руководитель: Леонтьева Ирина Анатольевна, старший преподаватель

Алматы Менеджмент Университет (Казахстан)

Вданной статье описаны вопросы совершенствования управления цепями поставок методом VMI. Компании в области продаж товаров повседневного спроса могут быть конкурентоспособными на рынке в случае увеличения прибыльности и сокращения затрат. Управление Цепями Поставок занимает важные позиции в компании для достижения данных показателей через улучшение уровня аккуратности планирования и сервиса поставок в деятельность компании.

Ключевые слова : управление цепи поставок, спрос, товары, FMCG, VMI.

VMI — это метод, при котором дистрибьютор предоставляет определённую информацию поставщику товара или ряда товаров, а поставщик принимает на себя полную ответственность за поддержание уровня запасов этих товаров на складе или в торговой точке дистрибьютора.

FMCG — это продукты массового потребления, которые быстро оборачиваются, передвигаются по цепочке, продаются в больших объемах.

Управление цепями поставок является неотъемлемой частью крупных и мелких предприятий.

Управление цепями поставок (УЦП) — это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам [1].

Согласно Грему Стивенсу, цель УЦП заключается в синхронизированные требования клиентов с потоком материалов для достижения баланса между противоречивыми целями максимального обслуживания клиентов, управление минимальным запасом и низкими удельными затратами [2].

На сегодняшний день определение УЦП очень широко. Впервые термин УЦП был предложены в 1980-е годы К. Оливером и М. Вебером в статье «Supply Chain management: Logistics Catches up with Strategy», предложив рассматривать ее в рамках интегрированной стратегии в бизнес-процессе в компании, в управлении товарными потоками от производителей сырья до конечного потребителя и все решения принимаются на высшем уровне.

Управление Цепи поставок включает регулирование товаров и услуг при помощи действенного и эффективного планирования, исполнения, мониторинга и контроля работы цепочки поставок.

Управление цепями поставок играет значительную роль в компании. Пандемия выявила все области для развития в цепочке поставок. Многие компании осознали, чтоб быть конкурентоспособными на глобальном рынке в быстроменяющемся мире нужно выстраивать эффективную цепочку поставок и иметь сильное управление. УЦП является одним из основных способов оптимизации бюджета компании, производящие товары или услуги во избежание ненужной траты ресурсов за счет выявления и устранения ненужных звеньев в цепи путем внедрения автоматизации, консолидации объемов перевозок, повышением качества обслуживания, снижения фактических потерь и возможных рисков, минимизировать посреднические услуги и своевременное реагирование на потребность рынка. Транспортные расходы являются одной из крупнейших категорий расходов и при правильном просчете и консолидации объемов товара можно снизить расходы. Не менее важным является и качество обслуживания, кроме скорости доставки нужно учитывать и такие вводные, как соблюдение всех условий при транспортировки необходимые перевозимому товару. Важно планировать не только маршруты пути к дистрибьютору или конечному потребителю, но и маршруты, по которым товары доставляются обратно на склад или в учреждения для их утилизации во избежание репутационных рисков и потерь клиентов.

Пандемия COVID-19 в 2020 году повлияла на все сферы жизни. Сильное влияние пандемия оказала и на управление цепями поставок. Многочисленные национальные локдауны тормозят или полностью перекрывают поток сырья, готовой продукции и товаров, в результате нарушая производство. Пандемия выявила уязвимые области многих компаний и увеличила проблемы в цепях поставок. COVID-19 нарушил глобальную деятельность во всех секторах экономики и отрасляхCOVID-19 также выявил уязвимость мировых цепочек поставок в продовольствии. По данным Всемирной Продовольственной Программы к концу 2020 года пандемия привела к острому голоду около 265 миллионов человек. Финансовые последствия COVID-19 для торговли и цепочек поставок значительны.

Существующие модели управления цепями поставок нацелены на эффективность и на оперативность. Эталонной моделью цепочки поставок считается SCOR — это инструмент управления, применяемый для решения, совершенствования и передачи решений по управлению цепочками поставок внутри компании, а также с поставщиками и клиентами компании [4]. Модель описывает бизнес-процессы, необходимые для удовлетворения требований клиента, также помогает объяснить процессы по всей цепочке поставок и гарантирует базу для улучшения этих процессов. SCOR состоит из 5 процессов управления: планирование, закупки, производство, доставка и возвраты. Первым шагом является планирование и управление спросом и предложением. На этапе закупок подписываются договора с поставщиками и соглашения по управлению запасами. Производственный процесс включает в себя производственную деятельность, упаковку, поставку продукта и выпуск. Также включает в себя управление производственной сетью, оборудованием и транспортом. Доставка представляет собой управление заказами, складирование, транспортировку и получение заказов от клиентов с выставление им счетов. Необходимым процессом является возврат. Компании должны быть готовы обрабатывать возвраты контейнеров, упаковки или дефектного товара.

Для зрелых компаний со стабильным спросом и предложением подходит Модель Непрерывного Потока, ориентированная на эффективность. Даная модель является одной из традиционной моделей цепи поставок, которая подходит компаниям производящие повторяющиеся товары с высокой стабильностью спроса с подходом к производству JIT и канбан — это система планирования бережливого производства, свое название берет от карт, которые отслеживают весь цикл производства на заводах и фабриках. Модель непрерывного потока обеспечивает высокий уровень обслуживания и низкий уровень запасов. Также к моделям управления цепями поставок, ориентированные на эффективность, можно отнести модель Эффективной цепи — подходит для компаний с высокой конкуренцией, и цена на товар является доминирующей. Для товаров с коротким циклом жизни подходит Быстрая модель управления цепями поставок, которая подходит компаниям, которые часто меняют ассортимент своих товаров и должны успеть вывести товар на рынок до окончания актуальности тренда.

В тех случаях, когда потребительский спрос непредсказуем имеет место применение Agile модели, ориентированная на оперативность. Такая модель подходит компаниям производящая специфичные товары. Ключевой компонент данной модели цепи поставок — это гибкость и оперативность, быстрое реагирование, возможность минимизировать влияние возникающих проблем, которые в дальнейшем становятся масштабными. Для сезональных товаров, когда компании сталкиваются с резким ростом спроса и с последующим длительным периодом снижения подходит Flexible модель управления цепями поставок. Данной модели характерен высокий уровень адаптивности, возможностью быстро перенастроить производственные процессы в соответствии с потребностями потребителей. Модель Индивидуальной настройки ориентирована на пользовательские конфигурации, в частности во время производственного процесса.

Из всех приведённых моделей УЦП решения планирования принимает покупатель или дистрибутор, в то время как в модели Vendor-managed inventory (VMI) поставщик сам планирует необходимое количество требуемого товара под определенный уровень запаса, опираясь на данные об остатках товара и продаж, которые предоставляет покупатель. Преимущество данной модели является — сокращение затрат дистрибутором на хранение товара, так как пополнение будет происходить всегда под определённый уровень (как пример: товара на складе у покупателя всегда должен быть на уровне продаж на 4 недели). Уровень запасов — основная необходимая информация, которая детально обговаривается между дистрибутором и поставщиком. Модель сокращает не только больших стоков на складе, что сокращает и складские затраты, но уменьшает замораживание денег в товаре. И немаловажным фактором является всегда свежая продукция с наилучшим сроком годности. Данная модель позволяет быстро реагировать на изменения спроса. Как мы видим, модель удобна как для поставщика, который отслеживает за трендом своей продукции, минимизирует репутационные риски, так и для дистрибутора, который сокращает свои затраты.

FMCG — товары массового потребления, с коротким сроком хранения, реализуемые в больших объемах. К ним можно отнести продукты питания, бытовую химию, гигиенические средства, канцелярию, лекарства, опускающиеся без рецепта врача. Они делятся на три категории: товары на запас с длительным сроком хранения — три года или более, повседневные товары — со сроком годности менее одного года и товары для оформления праздников. Отдельно выделяют сезонный товар, спрос на которых возрастает с наступление определённого времени, как пример: летом возрастает средство от комаров, в сезон начала учебного года — канцелярские принадлежности и т. д.

Рынок FMCG многоуровневый.

  1. Производство. На этом уровне компании-производители, разрабатывающие новый ассортимент товаров, рекламу, а также стретегию по продвижению товара для привлечения покупателей.
  2. Оптовики. На этом уровне товар приобретается в больших объемах оптовыми покупателями, в роли которых выступают дистрибьюторские компании или оптовая компании–склад. Дистрибьюторские компании развивают клиентскую базу, организовывают маркетинговые акции в локациях, где компания расположена. Стоит отметить, что на этом уровне товар приобретает наценку.
  3. Розничные торговые точки. К этому уровню относятся супермаркеты, сетевые магазины и другие каналы сбыта, включающие в себя отели и рестораны, места, тесно связанные с конечным потребителем.
  4. Четвертый уровень — это покупатель, физическое лицо, приобретающий товар для личного использования, на чьи спросы товаров и услуг ориентируются компании — производители.

Но существуют компании-производители, которые напрямую продают конечному потребителю. Компании производящие и реализующие товары массового потребления, непрерывно подстраиваются под быстроменяющиеся предпочтения потребителей, чтоб оставаться конкурентоспособными на рынке. Кроме быстрого производства широкого ассортимента товаров в больших объемах, необходимо расширение цепей поставок. Правильное управление цепями поставок важна для компаний, так как потребители выбирают товары, которые быстро и своевременно отвечают их потребностям.

В связи с объявлением эпидемии, закрытием государственных границ, введением мер по ограничению передвижения населения и полного локдауна в стране весной 2020 года произошел сильный всплеск закупа товаров первой необходимости потребителями. В таких непредвиденных условиях никто не мог предугадать и спрогнозировать достаточного и необходимого объема товара. В дальнейшем с увеличением безработицы и падением доходности населения произошло снижение спроса, что является немаловажным фактором для просчета и корректного прогнозирования спроса и поставок необходимого объема.

Для улучшения сервиса поставок и качества планирования следует применять VMI. Данную модель применяет такая крупная сеть как WalMart — крупная американская оптово-розничная сеть. Также данную модель применяют такие крупные транснациональные корпорации по производству продуктов питания как Nestle и PepsiCo.

Литература:

  1. Terminology in Logistics. Terms and Definitions: Glossary of Logistics Terms. European Logistics Association, 2005. P. 100
  2. Стивенс, Г.C. (1989), «Интеграция цепочки поставок»
Основные термины (генерируются автоматически): VMI, FMCG, компания, товар, цепь поставок, модель, конечный потребитель, управление цепями, SCOR, массовое потребление.


Ключевые слова

спрос, товары, FMCG, управление цепи поставок, VMI

Похожие статьи

Система 5S как метод повышения эффективности деятельности предприятия

Многие компании в различных отраслях промышленности применяют инструменты бережливого производства для достижения и поддержания высоких стандартов качества. Одним из возможных инструментов является методика 5S, которая фокусируется на установлении и ...

Применение CRM-систем в строительных организациях

Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) — это широко внедренная модель для управления взаимодействиями компании с клиентами и перспективами продаж. Он включает в себя использование технологий для организации, автоматизации и синхронизации бизн...

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент обратной связи в системе интеллектуального анализа данных

Построение бизнес модели, ориентированной на клиентов и создание уникального клиентского опыта находится в центре внимания длительный период времени, особенно в банковском секторе, где задача улучшения качества обслуживания клиентов и предоставления ...

Применение CALS-технологий для электронного описания систем качества предприятий

Стремительно развивающиеся технологии требуют от предприятий постоянного технологического улучшения для более успешного конкурирования на рынке. Поэтому была создана интегрированная компьютерная CALS-система, которая способна контролировать производс...

Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе

В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Расширяющееся влияние управления жизненным циклом продукта в совершенствовании цепочки поставок

В данной статье будет рассмотрено расширяющееся влияние PLM в совершенстве цепочки поставок, которое позволяет оставаться компаниям на конкурентоспособном уровне и повысить свою эффективность.

CBIS в контексте ее использования и удовлетворенности клиентов

Информационные системы — это изучение технологий, организаций и людей. Корпоративная компьютерная информационная система (CBIS) — это тип технологии, где люди могут покупать и продавать свои товары онлайн, поэтому она является частью онлайн-бизнес-пр...

Ключевые финансовые показатели в стратегии устойчивого роста корпорации

Роль аспектов устойчивости в процессе создания стоимости в последние два десятилетия вызвала значительный интерес в научном академическом мире. Повестка дня на период до 2030 года, в которой зафиксированы устойчивые цели по защите нашей планеты, подч...

Современные особенности организации сбыта в животноводческих организациях

В данной статье рассматриваются современные особенности организации сбыта в организациях животноводческой деятельности, с фокусом на птицефабриках. Основные темы, затронутые в статье, включают развитие онлайн-каналов продаж, расширение ассортимента и...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Похожие статьи

Система 5S как метод повышения эффективности деятельности предприятия

Многие компании в различных отраслях промышленности применяют инструменты бережливого производства для достижения и поддержания высоких стандартов качества. Одним из возможных инструментов является методика 5S, которая фокусируется на установлении и ...

Применение CRM-систем в строительных организациях

Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) — это широко внедренная модель для управления взаимодействиями компании с клиентами и перспективами продаж. Он включает в себя использование технологий для организации, автоматизации и синхронизации бизн...

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент обратной связи в системе интеллектуального анализа данных

Построение бизнес модели, ориентированной на клиентов и создание уникального клиентского опыта находится в центре внимания длительный период времени, особенно в банковском секторе, где задача улучшения качества обслуживания клиентов и предоставления ...

Применение CALS-технологий для электронного описания систем качества предприятий

Стремительно развивающиеся технологии требуют от предприятий постоянного технологического улучшения для более успешного конкурирования на рынке. Поэтому была создана интегрированная компьютерная CALS-система, которая способна контролировать производс...

Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе

В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Расширяющееся влияние управления жизненным циклом продукта в совершенствовании цепочки поставок

В данной статье будет рассмотрено расширяющееся влияние PLM в совершенстве цепочки поставок, которое позволяет оставаться компаниям на конкурентоспособном уровне и повысить свою эффективность.

CBIS в контексте ее использования и удовлетворенности клиентов

Информационные системы — это изучение технологий, организаций и людей. Корпоративная компьютерная информационная система (CBIS) — это тип технологии, где люди могут покупать и продавать свои товары онлайн, поэтому она является частью онлайн-бизнес-пр...

Ключевые финансовые показатели в стратегии устойчивого роста корпорации

Роль аспектов устойчивости в процессе создания стоимости в последние два десятилетия вызвала значительный интерес в научном академическом мире. Повестка дня на период до 2030 года, в которой зафиксированы устойчивые цели по защите нашей планеты, подч...

Современные особенности организации сбыта в животноводческих организациях

В данной статье рассматриваются современные особенности организации сбыта в организациях животноводческой деятельности, с фокусом на птицефабриках. Основные темы, затронутые в статье, включают развитие онлайн-каналов продаж, расширение ассортимента и...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Задать вопрос