Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 03.03.2022

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Куцай, К. В. Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи / К. В. Куцай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89198/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова : эмоциональный слух, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, коммуникативные навыки, невербальное общение, эмоции.

Общее недоразвитие речи, под которым понимают речевое расстройство, нарушающее формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, оказывает также опосредованное влияние на успешное развитие эмоционально-личностных особенностей, на психические процессы, что приводит к нарушениям в деятельности общения. Для ребенка с ОНР среди прочих особенностей могут быть характерны:

1) эмоциональная нестабильность, выражающаяся в чувствительности или наоборот в поверхностности эмоциональных переживаний, что говорит о незрелости эмоционально-волевой сферы;

2) трудности в усвоении морально-ценностных категорий, связанные с их дифференциацией, осмыслением;

3) низкий уровень самостоятельности;

4) заниженная самооценка, находящаяся в постоянной зависимости от мнения окружающих;

5) нестабильное построение межличностных контактов, как результат непредприимчивости и заниженной инициативы в общении;

6) негативизм, проявляющийся как ответная реакция на ситуации неуспеха, в которых ребенок оказывается во время совместных игр и обучения со сверстниками.

Даже при частичном наличии у ребенка вышеперечисленных черт можно говорить о затруднительном построении коммуникативных связей с окружающим миром. Трудности в общении и понимании ребенком с ОНР другого человека — одно из наиболее серьезных последствий этого нарушения, приводящее к задержке в познавательной деятельности, к эмоциональной ригидности, а также к дезадаптации. Все это является барьером на пути развития личности. Помимо специализированной коррекционно-логопедической и психологической помощи, целенаправленно ориентированной на дефект, важной ступенью на пути преодоления нарушения развития является полноценное эмоционально-положительное общение, в ходе которого ребенок беспрепятственно может реализовывать себя как индивид, получать необходимую информацию, развивая свой потенциал. Эту идею в своих работах выдвигало большое количество исследователей, наиболее фундаментальные из которых Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Я. Рубинштейн, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин.

Работа, направленная на развитие у ребенка навыков общения и понимания окружающих людей, является важной в коррекционном процессе. Организация успешного общения способствует преодолению замедленного процесса овладения языковыми средствами родного языка. Главным компонентом, определяющим качество общения между людьми, является уровень развития эмоционального интеллекта, отвечающего за распознавание и понимание своих и чужих эмоций, а также за умение управлять ими с целью эффективного общения (Д. Майер, П. Саловей, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д. Карузо, Г. Гарднер, Д. В. Люсин, О. О. Марютина, А С. Степанова, К. В. Петридис). На современном этапе общественного развития эмоциональный интеллект воспринимается в качестве важной личностной компетенции, позволяющей человеку оптимально актуализироваться в обществе, быть коммуникабельным, позитивно социализированным, свободным в выражении собственного отношения к миру [3, с. 50]. Важность этого компонента в структуре личности ребенка переоценить трудно, так как развитый эмоциональный интеллект повышает уровень учебной деятельности, препятствует развитию деструктивного поведения и предохраняет от стрессовых и психотравмирующих ситуаций, подготавливая наиболее адекватные эмоциональные реакции человека на окружающую среду. Все это создает комфортные условия для развития.

В данной работе нас интересует лишь отдельная составляющая, включенная в диапазон эмоционального интеллекта. Ее развитие, по мнению автора, является ключевым для повышения у ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня коммуникативных навыков. Данной составляющей является эмоциональный слух, отвечающий за распознавание эмоциональной информации в речи. В настоящей статье представлены данные, полученных при исследовании уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Изначально необходимо объяснить, с какой стороной коммуникации связан эмоциональный слух и чем обуславливается важность его развития у ребенка с ОНР. Человеческая коммуникация строится через речь и язык — она вербальна, при этом наполнение коммуникации, ее смысловая часть, то есть то, о чем говорит человек, во многом зависит от невербального компонента общения, распознавание которого и определяет успех коммуникации. Именно за распознавание эмоциональных сигналов, поступающих по невербальным каналам коммуникации и передающих истинное состояние другого человека, отвечает эмоциональный слух. Эмоциональная информация, характеризующая эмоциональное состояние индивида в процессе общения (радость, печаль, гнев, страх, удивление, различные сложные чувства) является одной из важнейших [6, с. 52].

Эмоции представляют собой часть экстралингвистической системы коммуникации, которая, в отличие от слов, заключает в себе гораздо более полный объем информации. Эмоции, вложенные в слова, передают мысли, намерения, желания людей. Известный русский литературовед М. Бахтин, исследуя природу экспрессивности речи, сделал вывод, что значение слова само по себе внеэмоционально [1, с. 12]. Познание эмоций другого человека — это залог успешного общения, поэтому так важно, чтобы ребенок, имеющий речевое нарушение, мог понимать окружающих людей лучше, задействовав свои навыки восприятия невербальной информации. Эмоциональный слух в этом случае помогает сопоставить через интонацию смысловое содержание речи и тот эмоциональный окрас, с которым она была сказана. Он используется для определения созвучия и согласования вербальной и невербальной информации.

Информативность невербальных средств коммуникации значительно выше, чем вербальных. Это связано с тем, что человек не полностью способен контролировать свои эмоциональные проявления, невербальное поведение спонтанно, а значит мимика, позы, интонация голоса, привычные действия могут быть неосознанными. Такое бесконтрольное проявление человеческих реакций во время общения легко считывается коммуникативным партнёром. Наиболее обширный объем информации можно получить через слуховую систему коммуникации, в этом смысле уровень развития эмоционального слуха будет основным инструментом, помогающим человеку в восприятии.

Хороший уровень эмоционального слуха особенно важен для старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, так как на этом этапе своего речевого развития они уже имеют высокую речевую активность, но страдают от остающихся в речи ошибок, различного рода аграмматизмов. Более того, дети этого возраста уже начинают готовиться к обучению в школе, которое требует от них определенных компетенций, являющихся базовыми для получения начального образования. Ситуация осложняется недостаточно развитыми коммуникативными навыками, препятствующими продуктивному взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми. Круг коммуникации зачастую ограничен, а мотивация к общению с новыми детьми и взрослыми снижена в силу недостаточной сформированности языковых средств, а также неумения использовать их в общении.

Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня испытывают трудности реализации речевых средств общения, расширение социально-речевых контактов для них затруднено. Уровень эмоционального интеллекта, а также способность распознавания эмоциональной информации, передающейся по акустическому каналу, у таких детей занижены. Это объясняется тем, что ребенку предпочтительнее оставаться в зоне комфорта, но в результате он оказывается отделен от широкого коллектива сверстников, так как его коммуникация с ним не налажена. Если ребенок не научится понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих, в будущем у него будут проблемы в саморегуляции эмоциональных состояний, он не сможет выстраивать конструктивное общение, взаимодействие с окружающим миром [5, с. 193]. Такая ситуация создает серьезные проблемы на пути развития и дальнейшего обучения.

Подтверждением этому являются данные, полученные в ходе диагностики группы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Автором были использованы три методики, направленные на обследование эмоционального интеллекта, понимание ребенком своих и чужих эмоций, на определение уровня развития эмоционального слуха: 1) «Тест на понимание эмоций». Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, М. Н. Гаврилова, Д. А. Бухаленкова, К. С. Тарасова; 2) Методика «Что — почему — как». Нгуен Минь Ань; 3) Методика В. П. Морозова на определение эмоционального оттенка фразы.

В эксперименте приняли участие 15 детей. Обследование проводилось в индивидуальной форме. Из представленных выше методик наиболее прямое отношение к измерению уровня эмоционального слуха имеет методика В. П. Морозова, тогда как две другие в большей степени ориентированы на анализ эмоциональной зрелости ребенка. В этой связи, в данной статье будут представлены результаты диагностики детей именно по последней их перечисленных методик.

В. П. Морозов, разрабатывая структуру и методы своего исследования, ориентировался на категорию взрослых людей. Поэтому в авторском исследовании его методика была адаптирована для детей дошкольного возраста следующим образом: помимо прослушанных фраз, ребенок имел перед собой визуальный образ эмоций (картинку, на которой мальчик или девочка, в зависимости от пола ребенка, изображают разные эмоциональные состояния) — это необходимо, так как, учитывая возраст детей, а также речевое нарушение, опора во время диагностики должна быть не только на слуховую, но и на зрительную сенсорные системы.

Детям было предъявлено 10 записей, подобранных из мультиков и детского кино. Палитра эмоций была следующая: радость, злость, страх, грусть, спокойствие. На каждую эмоцию было представлено по две записи. Это необходимо, чтобы понять, насколько точно ребенок слышит то или иное состояние — правильное определение и называние одной эмоции на двух разных записях подтверждает точность ее узнавания, исключая случайность.

Ребенку давалась следующая инструкция: «послушай и определи, что чувствует герой». После предъявления аудиозаписи ребенок выбрал эмоцию, с которой она, по его мнению, была произнесена. Ответ допускался как вербальный, так и невербальный, то есть через показ картинок с разным выражениями лица. Уровень развития эмоционального слуха оценивался (в процентах) по числу правильно определенных эмоций по отношению к числу предъявленных фраз. Расчет производился по формуле, выведенной В. П. Морозовым.

По результатам расчётов четыре ребёнка из пятнадцати набрали 30 % — их уровень развития эмоционального слуха может определяться как низкий. Этот результат может объясняться сложностью для них аудиального задания, а также имеющейся у двух детей из четырех задержки психического развития, которая обуславливает сложность восприятия подобной формы информации. Пять детей набрали 40 % — их показатель ниже среднего. Трое детей показали средний уровень — 50 %, оставшиеся трое имеют показатель в 60 %, который определяется выше среднего. Таким образом, девять детей, что составляет больше половины, имеют низкий уровень развития эмоционального слуха.

Согласно данным, наиболее распознаваемое эмоциональное состояние — злость, а наиболее сложно для идентификации — это спокойствие. Негативный окрас речи узнается детьми достаточно хорошо, голос человека при злости повышается на несколько тонов, становится более грубым и звучит резко. Это подтверждают и другие исследования (В. П. Морозов, О. О. Кислова, М. Н. Русалова). Именно при определении этого состояния дети были более уверенны в своих ответах, у многих набрано по 2 балла — это говорит о том, что они правильно узнали две записи с этой эмоцией, что исключает случайность ответа. Некоторые из детей сомневались и путались при прослушивании «страха» и «злости».

Самой сложной для определения оказалось «спокойствие», дети затруднялись, путали его с «грустью», так как темп речи, мелодика при этих состояниях более плавные. Определить «спокойствие» как эмоциональное состояние смогло только трое детей и только по одному разу. В остальных случаях дети несколько раз меняли свои ответы или сразу говорили, что не могут определить эмоцию. В силу того, что записи предъявлялись вразброс одна за другой, зачастую эмоцию, которая была характерна для предыдущей записи, ребенок называл после прослушивания новой. Поэтому многие дети путались в своих ответах. Но при этом значительной опорой были карточки с эмоциями, они помогали ребенку сориентироваться и визуализировать образ эмоции, ее мимическое проявление.

Подводя итог, можно сделать вывод, что у обследуемой группы детей уровень эмоционального слуха ниже среднего. Одной из задач педагога в работе с этой категорией детей должно стать развитие невербальных средств общения, в частности эмоционального слуха, который будет способствовать повышению уровня понимания речи окружающих, а также окажет положительное влияние на дальнейшее психическое развитие детей.

Литература:

  1. Автушенко, И. А. Сценическая речь и эмоциональный слух / И. А. Автушенко. — Москва: ИПК ВГИК, 2012. — 124 c. — ISBN 978–5-87149–133–1.
  2. Вербовская, В. С. От эмоциональной отзывчивости на музыку к эмоциональной отзывчивости на человека / В. С. Вербовская // Вестник ТГПУ, 2017. — № 12. — С. 129–133.
  3. Ежкова, Н. С. Ретроспективный анализ проблемы развития у детей эмоционального интеллекта / Н. С. Ежкова, М. Г. Юдина // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2021. — № 1. — С. 48–51.
  4. Кислова, О. О., Русалова, М. Н. Восприятие эмоций в речи. Обзор исследований в психологии и физиологии / О. О. Кислова, М. Н. Русалова // Успехи физиологических наук, 2013. — Т. 44, № 2. — С. 41–61.
  5. Кузнецова, Е. В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. — 2020. — № 11–2. — С. 193–198.
  6. Морозов, В. П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов; под редакцией А. Л. Журавлева. — Москва: Институт психологии РАН, 2019. — 528 с. — ISBN 978–5-9270–0187–3.
  7. Морозов, В. П. Эмоциональный слух: Экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов // Психологический журнал, 2013. — Т. 34. — № 1. — С. 45–62.
  8. Романенко, В. О. Эмоциональные характеристики речи и их связь с акустическими параметрами / В. О. Романенко // Общество. Среда. Развитие. — 2010. — № 4 (17). — С. 119–123.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный слух, ребенок, уровень развития, общее недоразвитие речи третьего уровня, эмоциональный интеллект, эмоция, эмоциональная информация, невербальная информация, речевое нарушение, успешное общение.


Похожие статьи

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности развития эмпатии у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью легкой степени

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Похожие статьи

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности развития эмпатии у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью легкой степени

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Задать вопрос