Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новикова, А. А. Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями / А. А. Новикова, Л. А. Шемякина, Н. Г. Щербатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89206/ (дата обращения: 16.10.2024).



Песочная игротерапия зарекомендовала себя как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми с ментальными нарушениями.

Игра с песком — одно из любимых занятий детей, но игра с песком — это не простое время препровождения. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку и из обычного ковыряния в песке получается воспитательно-образовательный процесс.

Игра с песком как процесс саморазвития ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древнейших времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ментальными нарушениями.

Дети с ментальными нарушениями, как правило отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, истощаемость нервных процессов, двигательное беспокойство, отсутствие волевых усилий, трудности приспособления к детскому коллективу, чувство страха.

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе игры ребенок имеет возможность выразить свои глубокие эмоциональные переживания.

В своей системе упражнения обладают колоссальным значением для развития эмоционального состояния ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с ментальными нарушениями.

Для игр с песком имеются свои противопоказания:

– если уровень тревожности у ребенка высок;

– есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

– имеются кожные заболевания;

– имеются порезы на руках.

Стоит отметить, что у детей с ментальными нарушениями не происходит существенных изменений в состоянии эмоционально-волевой, коммуникационной сферы вне специально организованной деятельности. Эффективные арттерапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей с ментальными нарушениями: песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия и практическая работа занимают главное место в занятии с пеком.

Необходимо помнить, что:

– приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка;

– любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему;

– ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание деятельности;

– взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений;

– ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат;

– искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

Коррекционно-развивающие занятия пескотерапией предусматривают групповую, парную, индивидуальную формы проведения от 15 до 20 минут, в зависимости от возможностей ребенка, его психоэмоционального состояния.

Требования проведения занятия по песочной терапии:

– Динамичная подача материала: от простого к сложному

– Наглядная доступность

– Индивидуальный подход

– Интеграция образовательных областей, позволяющая отражать через игры эмоции, полученные в окружающей действительности.

Важнейшая роль в организации песочной терапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети с ментальными нарушениями остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

Методы и приемы песочной терапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
  3. Словесные методы — беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
  4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
  5. Релаксация.
  6. Функциональная музыка.
  7. Сказкотерапия.

По терапии с песком разработано множество техник и методик, позволяющих всесторонне развивать «особого» ребенка. Наиболее эффективными для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями являются:

  1. Прятки. Цель данного способа нахождения контакта с ребенком. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок, а затем ее найти. Через игру развивается мышление, мелкая моторика.
  2. Песочные картины. В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создать фигуры на поверхности. Упражнение повышает социальную активность ребенка.
  3. Сказки на песке. Для начала надо разместить действующего героя в центр песка, а затем добавлять к нему героев. При этом составить сказку о действующих лицах, позволяющую раскрывать эмоции и знакомить с окружающим миром.
  4. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен сформировать небольшой поток дождя из песка. Затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи, появляется понимание к происходящей действительности.

Занятия по песочной терапии — обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния «особого» ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления.

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, ребенок, песок, игра, индивидуальный подход, нарушение, мелкая моторика, психоэмоциональное состояние.


Похожие статьи

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку

Похожие статьи

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку

Задать вопрос