Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 06.03.2022

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Бакирова, Л. Р. Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному / Л. Р. Бакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89208/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задания, включающие в себя стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения звуков.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, согласные звуки, постановка произношения, коррекция, артикуляционная характеристика, тренировочные задания

Работа по постановке и коррекции произношения трудных для иностранцев звуков проводится на занятиях по фонетике. Методисты отмечают, что фонетические навыки можно считать сформированными в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематическими сторонами речи…» [2, с. 388].

Русские звуки [ф] и [в] вызывают затруднения у многих инофонов, например, у корейских студентов. Твердые согласные звуки [ф] и [в] и мягкие согласные звуки [ф’] и [в’] образуют пары по признаку твердости-мягкости: [ф] — [ф’], [в] — [в’]. Дифференциация звуков, произношение твердых и мягких согласных — это то, на что необходимо обратить внимание при изучении данных звуков. Обратимся к их акустической характеристике.

Чтобы произнести твердые согласные звуки [ф] и [в], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам и слегка коснуться их. Верхняя губа слегка открывает верхние зубы. Кончик языка не касается нижних зубов. Воздушная струя проходит через образовавшуюся плоскую щель. При произношении [ф] воздушная струя сильнее, чем при произношении [в] [1, с. 127].

Для того чтобы произнести мягкие согласные [ф’] и [в’], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам так, чтобы образовалась узкая щель, через которую проходит воздух. Губы растянуты в стороны. Верхняя губа открывает нижние зубы. Весь язык продвинут вперед так, что кончик языка касается нижних зубов. Передне-средняя часть спинки языка высоко поднята по направлению к твердому небу, как при произношении звука [и] [1, с. 134].

Следующий важный этап — коррекция произношения. Отработка звуков может быть организована на основе выполнения фонетических упражнений. Это «вид упражнения, целью которого является формирование слухопроизносительных навыков» [2, с. 390]. При изучении звуков [ф] и [в] мы предлагаем обратиться к следующим упражнениям.

1. Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.

фа-фэ-фо-фу-фы

фа-ва-на

аф-эф-оф-уф-ыф

во-но-фо

ва-вэ-во-ву-вы

ну-фу-ву

ав-эв-ов-ув-ыв

фы-ны-вы

2. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопросы:

жираф, фикус, фарш, ферма, фермер, фотограф, фокусник, фотоаппарат, фамилия, француженка, физика, фламинго, фразеологизм, фарфор, философ, вагон, варежки, ваза, волк, выдумщик, выдра, верблюд, весна, велосипедист, вулкан, витамин, вол, волчонок, ворона, вафли, водовоз, водопровод.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?

3. Прочитайте, повторяйте за преподавателем скороговорки, стихотворения в медленном, в среднем, в быстром темпе:

  1. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  2. Федот Федотов в фуфайке улетел вчера в Уфу.
  3. Федотов вволю ел вчера из фруктов вафли до утра.
  4. Фофанова фуфайка Федору впору.
  5. У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.
  6. Фёкла в сарафане расфуфырилась.
  7. Фома фрегат направил по фарватеру.
  8. Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.
  9. Вороватые вороны разворовывали варенье, сваренное Варварой в воскресенье.
  10. Вавилу ветрило промоклосквозило.
  11. Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

  1. Проворонила ворона воронёнка.
  2. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали,

Рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

  1. Во дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не вместит двор дров –

Дрова выдворить пора.

  1. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.

  1. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  2. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  3. У девчонки, у Варюшки

потерялись варежки.

Помогали две Валюшки

Искать Варе варежки [5].

4. Прочитайте, повторяйте за преподавателем пословицы, поговорки, идиоматические выражения. Запомните их:

  1. Всюду вхож, как медный грош.
  2. Всякая всячина.
  3. Входить в курс дела.
  4. Кровь за кровь.
  5. Фирма веников не вяжет.
  6. Век живи, век учись.
  7. Ворон ворону глаз не выклюет.
  8. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.
  9. С волками жить — по-волчьи выть.
  10. Встать во весь рост.
  11. Взять себя в руки.
  12. Давать голову на отсечение.
  13. Давать слово.
  14. Дырявая голова.
  15. Светлая голова [3].

5. Прочитайте шуточное стихотворение с различной интонацией (грусть, радость, удивление, восхищение, обида, страх):

Ва-ва-ва, ва-ва-ва

вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы

Даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве

васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву

— Васильков букет нарву.

Ви-ви-ви, ви-ви-ви

— Только много их не рви [4, с. 170].

Литература:

  1. Абрамова, Г. А. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 179 с.
  2. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: ИКАР. — 2009. — 448 с.
  3. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
  4. Успенская, Л. П., Успенский, М. Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 т. Ч. 2. — Москва: Просвещение, 1995. — 319 с.
  5. Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. — Санкт-Петербург, 2003. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная характеристика, верхняя губа, дрова, звук, зуб, кончик языка, коррекция произношения, нижняя губа, русский язык, слово, согласный.


Ключевые слова

коррекция, русский язык как иностранный, согласные звуки, постановка произношения, артикуляционная характеристика, тренировочные задания

Похожие статьи

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

Особенности работы над лексикой в процессе преподавания иностранного языка в вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. В процессе преподавания иностранного языка необходимо работать над словообразованием, изучать возможности сочетаемости слов и фразеологических единиц, а также уделять в...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения, способствующих приближению студентов к условиям...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Отбор рабочего минимума при обучении фонетике в техническом вузе

В статье рассматривается проблема отбора рабочего минимума при обучении фонетике в техническом вузе. Основной задачей отбора является выделение фонетического материала, работа над которым максимально приближает произношение к нормативному. Приводятся...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Похожие статьи

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

Особенности работы над лексикой в процессе преподавания иностранного языка в вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. В процессе преподавания иностранного языка необходимо работать над словообразованием, изучать возможности сочетаемости слов и фразеологических единиц, а также уделять в...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения, способствующих приближению студентов к условиям...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Отбор рабочего минимума при обучении фонетике в техническом вузе

В статье рассматривается проблема отбора рабочего минимума при обучении фонетике в техническом вузе. Основной задачей отбора является выделение фонетического материала, работа над которым максимально приближает произношение к нормативному. Приводятся...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Задать вопрос