Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задания, включающие в себя стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения звуков.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, согласные звуки, постановка произношения, коррекция, артикуляционная характеристика, тренировочные задания
Работа по постановке и коррекции произношения трудных для иностранцев звуков проводится на занятиях по фонетике. Методисты отмечают, что фонетические навыки можно считать сформированными в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематическими сторонами речи…» [2, с. 388].
Русские звуки [ф] и [в] вызывают затруднения у многих инофонов, например, у корейских студентов. Твердые согласные звуки [ф] и [в] и мягкие согласные звуки [ф’] и [в’] образуют пары по признаку твердости-мягкости: [ф] — [ф’], [в] — [в’]. Дифференциация звуков, произношение твердых и мягких согласных — это то, на что необходимо обратить внимание при изучении данных звуков. Обратимся к их акустической характеристике.
Чтобы произнести твердые согласные звуки [ф] и [в], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам и слегка коснуться их. Верхняя губа слегка открывает верхние зубы. Кончик языка не касается нижних зубов. Воздушная струя проходит через образовавшуюся плоскую щель. При произношении [ф] воздушная струя сильнее, чем при произношении [в] [1, с. 127].
Для того чтобы произнести мягкие согласные [ф’] и [в’], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам так, чтобы образовалась узкая щель, через которую проходит воздух. Губы растянуты в стороны. Верхняя губа открывает нижние зубы. Весь язык продвинут вперед так, что кончик языка касается нижних зубов. Передне-средняя часть спинки языка высоко поднята по направлению к твердому небу, как при произношении звука [и] [1, с. 134].
Следующий важный этап — коррекция произношения. Отработка звуков может быть организована на основе выполнения фонетических упражнений. Это «вид упражнения, целью которого является формирование слухопроизносительных навыков» [2, с. 390]. При изучении звуков [ф] и [в] мы предлагаем обратиться к следующим упражнениям.
1. Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.
фа-фэ-фо-фу-фы |
фа-ва-на |
аф-эф-оф-уф-ыф |
во-но-фо |
ва-вэ-во-ву-вы |
ну-фу-ву |
ав-эв-ов-ув-ыв |
фы-ны-вы |
2. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопросы:
жираф, фикус, фарш, ферма, фермер, фотограф, фокусник, фотоаппарат, фамилия, француженка, физика, фламинго, фразеологизм, фарфор, философ, вагон, варежки, ваза, волк, выдумщик, выдра, верблюд, весна, велосипедист, вулкан, витамин, вол, волчонок, ворона, вафли, водовоз, водопровод.
Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?
3. Прочитайте, повторяйте за преподавателем скороговорки, стихотворения в медленном, в среднем, в быстром темпе:
- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Федот Федотов в фуфайке улетел вчера в Уфу.
- Федотов вволю ел вчера из фруктов вафли до утра.
- Фофанова фуфайка Федору впору.
- У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.
- Фёкла в сарафане расфуфырилась.
- Фома фрегат направил по фарватеру.
- Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.
- Вороватые вороны разворовывали варенье, сваренное Варварой в воскресенье.
- Вавилу ветрило промоклосквозило.
- Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
- Проворонила ворона воронёнка.
- На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали,
Рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
- Во дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не вместит двор дров –
Дрова выдворить пора.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
А врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.
- Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- У девчонки, у Варюшки
потерялись варежки.
Помогали две Валюшки
Искать Варе варежки [5].
4. Прочитайте, повторяйте за преподавателем пословицы, поговорки, идиоматические выражения. Запомните их:
- Всюду вхож, как медный грош.
- Всякая всячина.
- Входить в курс дела.
- Кровь за кровь.
- Фирма веников не вяжет.
- Век живи, век учись.
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.
- С волками жить — по-волчьи выть.
- Встать во весь рост.
- Взять себя в руки.
- Давать голову на отсечение.
- Давать слово.
- Дырявая голова.
- Светлая голова [3].
5. Прочитайте шуточное стихотворение с различной интонацией (грусть, радость, удивление, восхищение, обида, страх):
Ва-ва-ва, ва-ва-ва
вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы
Даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве
васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву
— Васильков букет нарву.
Ви-ви-ви, ви-ви-ви
— Только много их не рви [4, с. 170].
Литература:
- Абрамова, Г. А. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 179 с.
- Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: ИКАР. — 2009. — 448 с.
- Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
- Успенская, Л. П., Успенский, М. Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 т. Ч. 2. — Москва: Просвещение, 1995. — 319 с.
- Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. — Санкт-Петербург, 2003. — 204 с.