В последние десятилетия изучение дискурса стало актуальным направлением в современной лингвистике в связи с изменением научной парадигмы, возникшей в языкознании, в частности, на смену системно-структурной и статической парадигм пришла антропоцентрическая парадигма. Метафоризация языка находит свое отражение в политическом дискурсе. Рассмотрение процесса метафоризации в политическом дискурсе является одним из основных направлений когнитивной лингвистики. Метафора обладает большим прагматическим потенциалом воздействия на адресата и помощи ему в принятии решения. Метафора оказывает соответствующее эмоциональное воздействие на мотивацию и направленность деятельности человека и способствует моделированию окружающей среды. В статье рассматриваются взгляды на определение политической метафоры и описывается понятие с точки зрения языка, метафора строительства в политическом дискурсе.
Ключевые слова: политический дискурс, политическая метафора, метафора строительства.
In recent decades, the study of discourse has become an urgent area of modern linguistics due to changes in the scientific paradigm that has arisen in linguistics, in particular: the system-structural and static paradigm has been replaced by anthropocentric. A metaphor in language can be reflected in political discourse. Consideration of the process of metaphorization in political discourse is one of the main directions of cognitive linguistics. The metaphor has enormous pragmatic potential, as it affects the addressee. Metaphor has a corresponding emotional impact on the motivation and direction of human activity and contributes to the modeling of the environment. The article discusses the views on the definition of political metaphor and describes the concept from the point of view of language, the construction metaphor in political discourse.
Keywords: political discourse, political metaphor, construction metaphor.
Метафора, представляющая собой многоаспектное явление, рассматривается как исследовательский аспект нескольких областей науки. Например, в поэтике, стилистике, риторике, эстетике как тип тропа; в лексикологии как источнике нового значения слов; в психолингвистике как ассоциативном механизме, форме интерпретации и средстве восприятия слова; в логике, философии в мышлении и познании действия; в когнитивной. Следовательно, из-за тесной связи метафоры не только с языком, но и с другими областями науки, связанными с системой человеческого мышления, можно заметить, что она имеет широкую сферу применения.
Метафора в контексте современного познания как мыслительная операция над концептуальными структурами (фреймами, слотами, концептами, сценариями), состоящая в проекции знания из одной концептуальной области в другую; как способ узнавания, категоризации, концептуализации, оценки и интерпретации мира. Когнитивная теория современной метафоры базируется на работах Дж. Лакоффа и М. Джонсона, где авторы приходят к выводу, что метафора не ограничивается областью языка, мыслительные процессы человека в основном метафоричны [1]. Метафора как явление сознания находит свое отражение не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша система повседневного мышления и действий во многом метафорична. Метафора — это не средство описания истины, а постоянный способ осмысления ее.
Человеку свойственно узнавать неведомый мир через мир известный, и метафора является в этом отношении наиболее удобным познавательным механизмом.
Теоретическая парадигма метафорического феномена начинается с Аристотеля. Первый учитель человечества в своих трактатах «Поэтика» и «Риторика» рассматривал метафору, прежде всего, как стилистический прием. Аристотель утверждает, что метафорическая речь более эстетична и выразительна, чем обычная.
Обобщая свои выводы о метафоре, Аристотель выделяет следующие аспекты:
1) Метафора создается как альтернатива (аналогия) или сравнение;
2) Метафора должна сочетать в себе ясность и загадочность;
3) Метафора позволяет узнать неведомый мир на основе знаний об известном мире и дает ему имя;
4) Метафора — отдельный акт в формировании понимания. [2, c. 47]
В частности, оценочная функция политической метафоры широко изучается в языкознании. Метафора играет важную роль в политическом дискурсе, в частности, она вдохновляет политический дискурс. По словам Эльсберга, «политическая метафора позволяет визуализировать некое явление жизни и правильно понять, оценить и определить это явление». [3, c. 30]
Таким образом, политическая метафора привлекает особое внимание читателя; придает художественный, эмоциональный, выразительный характер тексту, который надолго запомнится читателю; способствует ассоциативному мышлению как средству воздействия; является эффективным средством выражения личных взглядов автора, а также служит для уточнения информации.
Политические метафоры также могут влиять на процесс принятия решений. А. Н. Бараев и Э. Г. Казакевич подчеркивает, что познавательная сила метафоры является важным инструментом в поиске решений проблемных ситуаций.
А. Н. Бараев и Ю. Н. Караулов определяет основное назначение политической метафоры следующим образом: «Политическая метафора — это языковое средство, используемое для формирования у реципиента положительного или отрицательного мнения о той или иной политической единице (политике, партии, программе, событии)» [2, c. 53]
Исходя из приведенных выше определений политической метафоры, можно сделать вывод, что «политическая метафора — это художественный инструмент оценочного и экспрессивно-эмоционального характера, который в политическом дискурсе формирует положительное или отрицательное отношение читателя или слушателя к тому или иному событию».
Рассмотрим определение политического дискурса, которое предлагает Е. И. Шейгал: «Политический дискурс — любые речевые образования, содержание которых относится к сфере политики» [4, с. 121]. Голландский лингвист Т. Ван Дейк предоставляет схожее определение политического дискурса в узкой форме: «Политический дискурс — некий класс жанров, которые ограничены определенной социальной сферой, сферой политики» [5, с. 86]. Лингвисты Е. И. Шейгал и Т. Ван Дейк рассматривают политический дискурс, только в определенной сфере, где речевую коммуникацию ведут политики, в то время как, Рут Водак определяет дискурс как: «Дискурс — не только самостоятельное исследовательское поле, он понимается не только как «метод», но и как совокупность теорий производства и восприятия» [6, с. 108–109]. Таким образом она расширяет понятие политического дискурса в лингвистике. Исходя из этого можно предположить, что участниками политического дискурса являются не только политики, а другие реципиенты, вовлеченные в политические коммуникативные события, как общественность, люди, граждане, демонстранты, избиратели и так далее.
Согласно теории концептуальной метафоры, метафора объединяет две понятийные сферы (сфера-источник и сфера-мишень). «Сущность когнитивного потенциала метафоры составляет процесс однонаправленной метафорической проекции, в результате которого элементы сферы-источника структурируют концептуальную сферу-мишень» [7, с. 59]. Сфера строительства является очень важной сферой-источником. Развитие государства представляют как длительный процесс строительства, требующий общего сотрудничества всех народов, составляющих общество, а целью этого процесса постулируется построение гармоничного и могучего государства. Государство и развитие государства представляются как огромное здание и строительный процесс, соответственно народ и политики — как строители. В этой метафоре государство — это здание; развитие государства — это процесс строительства, а народ и политики — это строители (рисунок 1).
Рис. 1. Строительная метафора в политическом дискурсе
В политическом дискурсе строительная метафора обладает сильными позитивными коннотациями. В ней выражается надежда и отражаются планы на будущее. Абстрактную цель развития государства конкретизируют как огромное прочное здание, что стимулирует у разных национальных групп работу воображения по созданию образа могучей страны, побуждает людей представлять себе перспективы будущего развития страны. Все политические меры для достижения цели развития конкретизируют как строительный процесс, что предоставляет разумное объяснение действий правительства. Представление развития государства как длительного процесса также призывает народ к терпению.
Таким образом, строительные метафоры отражают политическую стратегию говорящих (обычно лидеров страны), формируют у народа терпение и готовность к сотрудничеству и убеждают людей в рациональности действий правительства. Строительная метафора является базовой для изображения будущего в политическом дискурсе.
Дом является традиционным и типичным образом в строительных метафорах. В китайском политическом дискурсе XX в. образ «дом» также занимает важное место. Характеристика внешней политики председателя Мао (Мао Цзэдуна) на заре основания Китайской Народной Республики: «сложить другой очаг» и «убирать дом, прежде чем приглашать гостей» — известные примеры строительных метафор в китайском политическом дискурсе. Дом хорошо знаком каждому человеку и обладает сильным эмоциональным потенциалом. Дом — это самое надежное и комфортное место для человека и его семьи. Как отмечает А. П. Чудинов, «когда политики хотят внушить человеку мысль о необходимости каких-то действий, они или стремятся включить соответствующие реалии в сферу его «дома», или внушают мысль об опасности для его «дома» [8, с. 156–157]. С точки зрения политической цели, ассоциирование государства с домом действительно вызывает требуемую реакцию у аудитории.
Рассмотрим метафору строительства на примере Досыма Сатпаева «Деформация вертикали» [9]. В книге встречаются такие метафоры: фундамент, дверь, комната, кирпич, крыша, блок, монолитное, участок, вход, выход, коридор:
Каждая использованная метафора строительства в политическом дискурсе позволяет выстроить определенную политическую мысль. Например, метафора фундамента, одна из самых частотных среди строительных. Фундамент — необходимая основа для строительства здания. Использование метафоры фундамента подчеркивает необходимость крепкого фундамента, на котором будет строиться будущее страны:
− «… фундамент для появления теории заинтересованных групп». [9, c. 20]
− «Власть как фундаментальную категорию политики…» [9, c. 40].
− «…фундамент системного анализа по отношению ко всему обществу…» [9, c. 40].
Метафорическое использование наименований компонентов здания часто относится к комнатам, дверям и окнам — так, слово «дверь» нередко связано с открытостью страны:
− «Но любой транзит — как комната…» [9, c. 7].
− «Но любой транзит — как комната с большим количеством дверей». [9, c. 7].
− «… по причине отсутствия «дверей» в политическую систему для входящих социальных импульсов…» [9, c. 61].
Метафоры строительных материалов таких как «кирпич» и «камень»:
− «… пытается по кирпичику разобрать демократические основы». [9, c. 69].
− «…заложил лишь первый кирпичик в основу плюралистической теории демократии…» [9, c. 20].
Здесь «кирпич» для здания демократической основы обозначает каждое маленькое действие для демократического мира. Огромное здание строится из отдельных кирпичей, соответственно развитие демократии требует усилий каждой страны.
В политическом дискурсе политические преобразования представляют, как строительные работы. Строительство является длительным процессом, который является неотъемлемой частью жизни людей, что приводит к широкому использованию и распространению строительных метафор. Построение мощного государства включает в себя «строительные» работы во всех сферах — экономике, культуре, бытовой жизни и т. д.
В политическом дискурсе строительная метафора всегда связана с описанием будущего мира, также является важным методом выражения политического намерения говорящего. Например, Горбачев как лидер великой державы способен продемонстрировать видение масштабных перспектив, используя строительные метафоры не только как указания на такие различные компоненты национального общества, которые необходимо реформировать, но и употребляя слово «дом» как метафору Европы, всего мира.
Для достижения эффекта убедительности строительные метафоры дополняются и уточняются, в результате чего весь дискурс демонстрирует ориентацию на будущее.
Литература:
- Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем [Текст] // Дж. Лакофф, М. Джонсон. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
- Сарбасова К. Б., Садуакасова С. А. Медиатекст и политическая метафора. Караганда: Издательство «АКНУР» 2018–191 с.
- Будаев Э. В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая метафорология: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — 248 с.
- Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. — М.: ИТДГК «Гнозис». 2004. — 326 с.
- Дейк Т. А. ван Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. — М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 344 с.
- Водак Р. Взаимосвязь «дискурс — общество»: когнитивный подход к критическому дискурс-анализу (перевод О. А. Солоповой) // Политическая лингвистика, № 19, 2006, — с. 107–116.
- Шипицына, Г. М. Метафоры строительства и движения в коммунистическом дискурсе / Г. М. Шипицына. — Текст: непосредственный // Политическая лингвистика. — 2011. — № 2. — С. 59–63.
- Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000): моногр. / А. П. Чудинов; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 2001. — 238 с.
- Досым Сатпаев «Деформация вертикали», Алматы, 2019–556 с.