Особенности организации движения поездов, грузовой и маневровой работы на малоинтенсивных железнодорожных линиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Романенков, М. А. Особенности организации движения поездов, грузовой и маневровой работы на малоинтенсивных железнодорожных линиях / М. А. Романенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89217/ (дата обращения: 17.10.2024).



Сокращение расходов по основным видам деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях (МЖЛ) за счет изменения технического обслуживания может привести к повышению их экономической эффективности. Проблемы эффективной эксплуатации МЖЛ есть как в странах Европы, так и в России. Эффективность использования МЖЛ — одна из приоритетных задач, стоящих перед транспортной отраслью. Приведены особенности организации движения поездов, пассажирской и грузовой работы на МЖЛ различных типов.

Ключевые слова: малоинтенсивные (малодеятельные) железнодорожные линии, эффективность эксплуатации, грузовые и пассажирские перевозки.

На малоинтенсивных железнодорожных линиях (МЖЛ), в зависимости от местных условий, применяют три способа организации движения поездов, местной грузовой и маневровой работы:

— с использованием работников, рабочее место которых расположено на станциях МЖЛ;

— без дежурных работников на станциях МЖЛ (все операции выполняются мобильными бригадами, перемещающимися вместе с поездом);

— комбинированный способ организации пропуска поездов, местной и грузовой работы.

При организации местной грузовой и маневровой работы с использованием только работников, рабочее место которых расположено на станциях МЖЛ, работа осуществляется установленным порядком. Режим работы станций на МЖЛ определяется с учётом потребностей потребителей транспортных услуг. Допускается перевод МЖЛ на упрощенные средства интервального регулирования или полный отказ от них, если при этом обеспечивается заданная пропускная способность. Организацию грузовой работы МЖЛ по определенным дням недели необходимо осуществлять в соответствии с календарным планом погрузки, согласованным с грузоотправителями. МЖЛ с неинтегрированным грузовым и пассажирским движением при необходимости могут использоваться для пропуска поездов с магистральных железнодорожных линий при условии обеспечения своевременного приготовления маршрутов по приему и отправлению.

Особенности организации движения поездов, пассажирской и грузовой работы на МЖЛ различных типов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности организации движения поездов, пассажирской и грузовой работы на МЖЛ различных типов

Типы МЖЛ

Приём-отправление поездов

Организация маневровой работы на станциях

Начально-конечные операции грузовой и коммерческой работы

Особенности организации пригородного пассажирского движения

Малоинтенсивная соединительная линия технологического назначения

*

*

*

*

Линия с интегрированным движением

1, 3

1, 3

1, 3

-

Линия с неинтегрированным движением

пассажирским

2, 3

2, 3

2, 3

допускается использование рельсовых автобусов облегченного типа, в т. ч. на комбинированном ходу. ** Рекомендуется организация движения туристических поездов, в т. ч. с использованием паровозной тяги

грузовым

2, 3

2, 3

2, 3

пассажирское движение отсутствует

* В соответствии с технологией работы станций узла.

** Следует отличать рельсовые автобусы облегченного типа на базе серийно выпускаемых автобусов (ПАЗ-3205, ЛИАЗ-5256 и т. д.) от автомотрис РА-1 и дизель-поездов РА-2.

Примечания:

  1. Организации местной грузовой и маневровой работы работниками, рабочее место которых расположено на станциях МЖЛ.
  2. Организации местной грузовой и маневровой работы мобильными бригадами, перемещающимися вместе с поездом (на станциях МЖЛ дежурный персонал отсутствует, технология пропуска поездов «один поезд на участке»).
  3. Комбинированный способ организации пропуска поездов, местной и грузовой работы (дежурным персоналом на станциях МЖЛ и мобильными бригадами, более одного поезда на участке).

Если МЖЛ ограничена двумя станциями примыкания, то для экономии затрат на содержание автоблокировки или полуавтоблокировки движение поездов между ними при технологии «один поезд на участке» осуществляется как при электрожезловой системе.

В состав поездной бригады грузового поезда входят: машинист локомотива, помощник машиниста локомотива (кондуктор грузовых поездов) и при необходимости, разъездной дежурный по железнодорожной станции, осуществляющий приготовление маршрутов на станциях.

В состав поездной бригады пригородного или пассажирского поезда входят: машинист локомотива, помощник машиниста локомотива и при необходимости, разъездной дежурный по железнодорожной станции, осуществляющий приготовление маршрутов на станциях.

Передвижение работников мобильных бригад осуществляется порядком, определенным местной инструкцией, утвержденной первым заместителем начальника железной дороги.

Работник мобильной бригады, исполняющий обязанности агента СФТО и приемосдатчика груза и багажа, для осуществления своей деятельности должен иметь мобильное терминальное оборудование. Передача и прием данных мобильным терминальным оборудованием осуществляется с использованием:

беспроводных сетей на станции и (или) в пути следования мобильной бригады;

подключения мобильного терминального оборудования к проводной информационной сети на станции.

Способы передачи и приема данных с помощью мобильного терминального оборудования, а также порядок установки оборудования для создания беспроводных сетей определяются Территориальным центром фирменного транспортного обслуживания и региональной дирекцией связи исходя из местных условий и утверждается главным инженером железной дороги.

На тупиковых МЖЛ с неинтегрированным грузовым движением при условии одновременного нахождения только одного поезда или локомотива, применяются следующие способы организации движения:

с диспетчерским управлением (организацию движения производит диспетчер поездной);

с дистанционным управлением (организацию движения производит дежурный по железнодорожной станции примыкания МЖЛ).

Прием поезда на станцию при технологии «один поезд на участке» осуществляется со скоростью, обеспечивающей возможность своевременной остановки, если встретится препятствие. Разъездной дежурный по железнодорожной станции контролирует правильность приготовленного маршрута и свободность пути приема. Дополнительного разрешения на прием поезда на станцию не требуется, так как им служит разрешение на право отправления на участок МЖЛ.

Организация вождения поездов на МЖЛ осуществляется следующими способами:

— с помощником машиниста локомотива;

— с кондуктором грузовых поездов;

— в одно лицо.

Способ обслуживания локомотивов локомотивными бригадами определяется владельцем инфраструктуры исходя из местных условий.

На МЖЛ с интегрированным движением и соединительных линиях технологического назначения способ организации работы локомотивов и локомотивных бригад соответствует способу работы на прилегающих магистральных линиях.

МЖЛ может:

— входить в тяговое плечо соседних участков;

— совпадать с тяговым плечом обращающихся на МЖЛ локомотивов;

— иметь несколько тяговых плеч как совпадающих с МЖЛ, так и выходящих за пределы МЖЛ.

Пригородные пассажирские перевозки на МЖЛ могут осуществляться как с использованием железнодорожного подвижного состава моторвагонной (в т. ч. автомотрис и рельсовых автобусов) или локомотивной тяги.

Движение пассажирского подвижного состава на комбинированном ходу осуществляется в соответствии с требованиями ПТЭ.

Обслуживание рельсовых автобусов облегченного типа производится силами локомотивного или моторвагонного депо.

Порядок доступа рельсового автобуса облегченного типа (в т. ч. на комбинированном ходу) на пути общего пользования устанавливается исходя из местных условий в соответствии с [5], [6] и [7].

Передвижение рельсовых автобусов облегченного типа на комбинированном ходу по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с [8]. Для организации движения рельсовых автобусов облегченного типа на комбинированном ходу необходимо развитие инфраструктуры, исходя из местных условий. Развитие инфраструктуры должно учитываться в расчете экономической эффективности функционирования МЖЛ.

Заправка локомотива топливом допускается на любой станции МЖЛ (по решению владельца инфраструктуры). При отсутствии регулярных запасов топлива на станции допускается подвоз топлива автомобильным транспортом при соответствующем экономическом обосновании. Порядок организации работы по обеспечению локомотивов топливом: отпуск, учет, контроль, хранение, охрана и т. д. определяется в соответствии с местной инструкцией, утверждаемой начальником региональной дирекции тяги.

На МЖЛ с неинтегрированным пассажирским и грузовым движением применяются два способа организации текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры:

обслуживание силами объединенных дистанций инфраструктуры;

обслуживание силами специализированных дистанций по хозяйствам.

Выбор способа организации текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, а также регламент выполнения работ на МЖЛ устанавливает Дирекция инфраструктуры исходя из минимизации расходов по содержанию.

С целью обеспечения безопасности, при проведении работ на инфраструктуре МЖЛ допускается закрытие перегонов для движения поездов вне зависимости от объёма выполняемых работ по обслуживанию инфраструктуры.

Литература:

  1. Вакуленко, С. П. Проблемы и перспективы малоинтенсивных линий / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова, Д. Ю. Роменский // Автоматика, связь, информатика. — 2017. — № 6. — C. 7–10.
  2. Вакуленко, С. П. Эффективность эксплуатации и обслуживания малоинтенсивных железнодорожных линий / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова, Д. Ю. Роменский, К. В. Голиков: монография / под ред. Вакуленко С. П. — Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ). — М.: ВИНИТИ РАН, 2018. — 218 с. Ил.
  3. Вакуленко, С. П. Малодеятельные линии: состояние и варианты оптимизации /Вакуленко С. П., Колин А. В., Евреенова Н. Ю.// Мир транспорта. 2017. Т. 15. № 3 (70). С. 174–180.
  4. Евреенова, Н. Ю. Совершенствование системы пропуска электропоездов на участках с интенсивным движением / Евреенова Н. Ю., Роменский Д. Ю., Калинин К. А.// Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2021. № 1 (81). С. 88–96.
  5. Приказ Минтранса Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 «Об утверждении правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2011 г. № 19627 (в редакции Приказа Минтранса РФ от 01.09.2016 № 257).
  6. Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.09.2016 № 1882р «О порядке совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО «РЖД».
  7. Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.02.2014 № 289р «Об утверждении и вводе в действие Временной инструкции по эксплуатации съемных подвижных единиц на комбинированном ходу на инфраструктуре ОАО «РЖД».
  8. Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Принят Государственной Думой 30.06.2015, одобрен Советом Федерации 08.07.2015.
  9. Вакуленко, С. П. Взаимодействие видов транспорта: Учебное пособие / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова, М. Н. Прокофьев. — М.: МИИТ, 2020. — 156 с.
  10. Вакуленко, С. П. Ускоренные грузовые перевозки железнодорожным транспортом / С. П. Вакуленко, М. Н. Прокофьев, Н. Ю. Евреенова. — Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 234 с. — ISBN 978–5-7876–0394–1.
Основные термины (генерируются автоматически): грузовая работа, облегченный тип, комбинированный ход, маневровая работа, станция, мобильное терминальное оборудование, организация движения, железнодорожная станция, особенность организации движения поездов, рабочее место.


Ключевые слова

малоинтенсивные (малодеятельные) железнодорожные линии, эффективность эксплуатации, грузовые и пассажирские перевозки

Похожие статьи

Современное состояние и проблематика организации движения поездов на малодеятельных железнодорожных линиях

Статья посвящена изучению состояния малодеятельных линий и проблематики их использования.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России

В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность...

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Особенности предрейсового контроля технического состояния городских автобусов

Интенсивность движения на дорогах города Санкт-Петербург с каждым годом увеличивается. Это вызвано увеличением автомобильного парка города и возрастающими потребностями народного хозяйства в автотранспортных перевозках. В настоящее время городские па...

Анализ возможности снижения интенсивности линейных отказов автобусов за счёт дополнительных операций предрейсового контроля их технического состояния

Анализ статистики отказов и неисправностей выполнен на основе статистики 2020 года, предоставленной Автобусным парком № 6 — филиал СПб ГУП «Пассажиравтотранс» по адресу: г. Санкт-Петербург ул. Стасовой д.14. Основным видом деятельности СПб ГУП «Пасса...

Методика совершенствования существующей организации пассажирских городских перевозок

Работа включает в себя методику разработки мероприятий по проектированию вновь открываемых маршрутов или совершенствования существующей организации перевозок с целью повышения качества обслуживания пассажиров и повышения использования подвижного сост...

Показатели деятельности московской городской пассажирской транспортной системы

В статье рассматривается проблема определения показателей эффективности деятельности городской пассажирской транспортной системы. На основании выделения финансовых и территориальных ресурсов как наиболее дефицитных и в то же время значимых для городс...

Прогнозирование оптимальной возрастной структуры парка автотранспортых средств с использованием методов оптимизации

Определение оптимальной возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей позволяет обеспечить равномерную нагрузку на ремонтную зону предприятия и, как следствие, более качественное...

Зарубежный опыт эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий

Статья посвящена анализу зарубежного опыта повышения эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий.

Об организации грузовой работы железнодорожных станций сети ОАО «РЖД»

В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.

Похожие статьи

Современное состояние и проблематика организации движения поездов на малодеятельных железнодорожных линиях

Статья посвящена изучению состояния малодеятельных линий и проблематики их использования.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России

В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность...

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Особенности предрейсового контроля технического состояния городских автобусов

Интенсивность движения на дорогах города Санкт-Петербург с каждым годом увеличивается. Это вызвано увеличением автомобильного парка города и возрастающими потребностями народного хозяйства в автотранспортных перевозках. В настоящее время городские па...

Анализ возможности снижения интенсивности линейных отказов автобусов за счёт дополнительных операций предрейсового контроля их технического состояния

Анализ статистики отказов и неисправностей выполнен на основе статистики 2020 года, предоставленной Автобусным парком № 6 — филиал СПб ГУП «Пассажиравтотранс» по адресу: г. Санкт-Петербург ул. Стасовой д.14. Основным видом деятельности СПб ГУП «Пасса...

Методика совершенствования существующей организации пассажирских городских перевозок

Работа включает в себя методику разработки мероприятий по проектированию вновь открываемых маршрутов или совершенствования существующей организации перевозок с целью повышения качества обслуживания пассажиров и повышения использования подвижного сост...

Показатели деятельности московской городской пассажирской транспортной системы

В статье рассматривается проблема определения показателей эффективности деятельности городской пассажирской транспортной системы. На основании выделения финансовых и территориальных ресурсов как наиболее дефицитных и в то же время значимых для городс...

Прогнозирование оптимальной возрастной структуры парка автотранспортых средств с использованием методов оптимизации

Определение оптимальной возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей позволяет обеспечить равномерную нагрузку на ремонтную зону предприятия и, как следствие, более качественное...

Зарубежный опыт эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий

Статья посвящена анализу зарубежного опыта повышения эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий.

Об организации грузовой работы железнодорожных станций сети ОАО «РЖД»

В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.

Задать вопрос