В статье автор обосновывает влияние отношения родителей на благополучие и социализацию детей в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, родители.
Долгое время внедрение разработка методического обоснования и внедрение инклюзивного образования было проблемой нашего социума. Для запуска инклюзивного образования не одно десятилетие в педагогическом обществе велись обсуждения.
Как отмечает И. Ю. Левченко, родительское отношение к собственным детям с ограниченными возможностями здоровья значительно варьирует. К факторам, влияющим на родительское отношение, прежде всего, относятся [4]:
– характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления;
– личностные особенности родителей, их ценностные ориентации, традиции, установки и т. п.;
– социальная среда, экономические и другие внешние условия, которые препятствуют или способствуют реализации родителями своих воспитательных задач.
В данной статье рассмотрим подробнее третий фактор — влияние социальной среды на родителей, дети которых имеют особенности развития. Одним из барьеров, который вставал на пути внедрения инклюзии в образовательный процесс на всех уровнях — являлось непринятие частью общества детей с особенностями развития. В настоящее время значительное количество исследований и государственных программ освещают проблему важности инклюзивного образования.
Тем не менее, в современной психологической литературе недостаточно исследований, направленных на изучение психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию. Имеющиеся работы связаны с изучением отношения к инклюзивному образованию родителей детей с типичным развитием. В исследованиях подчёркивается низкая осведомлённость родителей относительно идей, целей и задач инклюзии [2]. Среди положительных сторон инклюзии отмечается воспитание толерантности у окружающих [5]. В статьях Е. А. Богомоловой, Т. В. Решетниковой отмечается наличие у родителей опасения возможности снижения уровня образования в инклюзивном классе, снижения внимания к детям с типичным развитием.
В работе Е. С. Глуховой, С. А. Литвиновой указывается на формирование противоречивой тенденции в позиции родителей. С одной стороны, достаточно высок процент респондентов, демонстрирующих положительное отношение к инклюзии, высказывающих сочувственное отношение к детям с ОВЗ. С другой стороны, при исследовании коммуникативной позиции родителей выявлено стремление к пассивности, отсутствие стремления к активному взаимодействию, к продуктивному решению противоречий, «отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым», что может вести к скрытому конфликту [3]. Практически во всех работах указывается на формирование стереотипов в отношении детей с ОВЗ, отсутствие толерантности, особенно в отношении детей с нарушениями интеллекта. Подчёркивается необходимость целенаправленной работы по формированию адекватного отношения к людям с различными видами дизонтогенеза. В перечисленных исследованиях проведён анализ отдельных аспектов отношения к детям с ОВЗ, но не ставится проблема изучения психологической готовности родителей к инклюзивному образованию.
Опираясь на данные указанных выше исследований, мы приходим к выводу, что формирование психологической готовности родителей к инклюзивному образованию сопряжено с рядом проблем. Родители нормотипичных детей в подавляющем большинстве не имеют никакого жизненного опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ, не сталкивались с процессом совместного обучения детей. Таким образом, родители нормотипичных детей не имеют понятия о характеристике развития детей с ОВЗ, их воспитательных и образовательных возможностях, имеющихся потребностях. Из этого следует, что общество не имеет достаточных знаний для формирования базовых основ психологической готовности к инклюзии. Такая готовность складывается из трёх компонентов.
Первый компонент — мотивационно ценностный. Его показателями главным образом выступают:
– понимание целей и задач инклюзии;
– сформированность адекватных психологических понятий по отношению к детям ОВЗ;
– посильная помощь в социализации детей с ОВЗ.
Относительно второго компонента готовности родителей к инклюзии — эмоционального компонента, можем сказать, что он заключается в имеющемся уровне толерантности и эмпатии.
Третий компонент готовности родителей к инклюзивному образованию является когнитивный компонент, показателями которого выступают:
– имеющиеся знания о характерных чертах развития детей с ОВЗ;
– выстраивание адекватного взаимодействия с детьми, родителями, педагогами в учебных и внеучебных ситуациях.
Исследование Т. Н. Авдеевой выявило, что на фоне отсутствия знаний об инклюзии зачастую у родителей формируются негативные ожидания, они видят в этом процессе только проблемы. «Родители детей разных возрастов расходятся в характеристике опасений по поводу внедрения инклюзивного образования. Почти половина родителей дошкольников оставили данный вопрос без ответа, что, скорее всего, связано с недостаточной информированностью родителей в отношении организации инклюзии, с несформированностью собственной позиции по поводу данной проблемы. Остальных родителей беспокоит предвзятое отношение учителей, отношение детей, трудности адаптации детей в образовательных учреждениях, необходимость соблюдения распорядка дня» [1]. Стоит отметить, что большая часть родителей детей с ОВЗ отличается несформированностью собственного мнения относительно инклюзивного образования, отсутствием чёткой позиции. Ведущим мотивом родителей в данном случае является влияние инклюзивного образования на отношение к детям с ОВЗ в социуме. Ими движет желание изменить отношение общества к ребёнку, облегчить его социализацию и т. д.
Именно внедрение инклюзии в образовательный процесс может оказать помощь ребёнку с ОВЗ стать полноправным участником детского, а затем и взрослого коллективов. Инклюзивное образование направлено на раскрытие детьми собственного потенциала, на возможность быть полезным обществу и получать от него поддержку. Инклюзивный подход способен стереть возникающие трудности во взаимоотношениях между детьми, взрослыми. Несомненно, образовательный процесс обучения нормотипичных детей и детей с ОВЗ довольно сложный, требующий от педагогов большого количества сил, применения высокого уровня профессионализма. Такой процесс невозможен без создания и реализации специальных программ, а также проведения разъяснительной работы с родителями детей разных возрастов.
Педагогами, совместно с родителями, должны быть созданы такие условия, в которых дети с ОВЗ смогут чувствовать себя также комфортно, как и остальные. Все дети, которые имеют отношение к инклюзии, получают бесценные навыки проявления терпимости, милосердия и уважения.
Очень важно проводить работу с родителями нормотипичных детей по принятию детей с ОВЗ и толерантному отношению к ним и их родителям. Важно помнить, что от эмоционального фона родителей также зависит благополучие детей, имеющих разного рода заболевания [6].
Литература:
- Адеева Т. Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 4. — С. 112–119.
- Богомолова Е. А., Подольская И. А., Спиженкова М. А. Исследование отношения родителей к инклюзивному образованию // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К. Э. Циолковского. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. — C. 243–247.
- Глухова Е. С., Литвина С. А. К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. — М.: МГППУ, 2013. — URL: http://edu-open.ru (дата обращения: 29.11.2021).
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие. — http://www.prosv.ru.
- Решетникова Т. В. Социально-психологическое исследование готовности участников образовательного процесса к инклюзивному обучению детей-инвалидов. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.uobr.ru/pictures/incluz.doc (дата обращения: 23.01.2022).
- Синяговская В. Ю. Эссе «Моё отношение к инклюзивному образованию» // Образовательная социальная сеть «NSportal.ru» [Электронный ресурс]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/06/25/esse-moe-otnoshenie-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu.