По причине ограничений, связанных с пандемией COVID-19, возникает множество сложностей в подготовке и организации соревновательной деятельности спортсменов-пловцов. В связи с возникшими обстоятельствами стали актуальны дистанционные методы организации тренировочного процесса. В данной статье рассматриваются основы проведения тренировок пловцов на суше с помощью онлайн-системы с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.
Ключевые слова: онлайн-тренировки, плавание, сухое плавание, пловцы, COVID-19.
Из-за значительного изменения структуры соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов, стало трудно реализовать классическую модель спортивной подготовки [1]. В 2019 г. была создана международная лига плавания (ISL), в связи с чем в спортивный календарь добавилось большое число коммерческих стартов. Из-за частых перелетов профессиональные спортсмены долгое время находятся вдали от своих тренировочных баз, что препятствует прохождению полноценного процесса спортивной подготовки.
С другой стороны, из-за увеличивающегося числа спортивных соревнований в течение года, спортсмен должен уделять особое внимание физической подготовке. Необходимо также учитывать, что современные высококвалифицированные пловцы проходят тренировки высокой интенсивности и малых объемов [2]. Из-за сформировавшихся условий в последние годы набирают популярность дистанционные способы организации «сухих» тренировок.
Контингент и методика организации тренировок
Рассмотрим практический опыт организации онлайн тренировок по плаванию на примере пяти профессиональных пловцов в возрасте 20–24 лет. Тренировки проводятся в домашних условиях и направлены на улучшение спортивных достижений спортсменов (табл. 1).
Таблица 1
Очередность этапов составления индивидуальной программы подготовки для высококвалифицированных пловцов
№ |
Этап |
Содержание этапа |
1 |
Определение целей и задач тренировок в течение всего годичного цикла |
Определение основной направленности тренировок для достижения поставленных целей в соответствии с желаемым результатом. |
2 |
Сбор данных о пловце и составление стратегии его спортивной подготовки |
Нахождение резервов роста способностей и навыков пловца на основе медицинских данных, показателей функциональных способностей и физического развития, индивидуальных особенностей телосложения, а также двигательной и технической подготовленности. |
3 |
Составление плана тренировок с учетом соревновательного графика и спортивных сборов |
Распределение «сухих тренировок» соответственно с задачами и сроками макро- и мезоциклов годичного плана спортивной подготовки. Согласование плана тренировок с тренером пловца. |
4 |
Выбор средств и методов «сухих тренировок» с учетом особенностей пловцов и условий проведения занятий |
Составление структуры тренировок на основе индивидуальных потребностей пловцов. Определение способов контроля выполнения тренировок и внесения необходимых коррективов. |
5 |
Контроль выполнения тренировок и внесение необходимых коррективов |
Контроль тренировочного процесса; контроль текущего состояния спортсмена и качества выполнения упражнений; внесение необходимых коррективов. |
6 |
Анализ эффективности разработанной технологии тренировочных программ |
Тестирование спортсменов после прохождения тренировочных циклов и текущих соревновательных стартов. Оценка выполненной работы на основе спортивных результатов. |
В индивидуальные программы подготовки входит более 600 разных упражнений. Эти упражнения были систематизированы в кластеры по признакам развития определенных частей тела, уровня сложности и применяемого спортивного инвентаря. Подбор упражнений осуществляется таким образом, чтобы спортсмены могли идти по пути постепенного усложнения, выполняя упражнения в узком пространстве в домашних условиях. На рис. 1 изображена общая схема проведения спортивных тренировок.
Рис. 1. Схематическая структура спортивных тренировок
С помощью платформы InSkill спортсмены выполняли упражнения, снимая процесс на видео и отправляли тренеру для оценки.
Такой подход позволяет тренеру по ОФП внести необходимые коррективы в выполняемые упражнения [3]. Оценка эффективности тренировок проводилась исходя из:
1) роста силовых показателей и координационных навыков,
2) увеличения амплитуды движений в плечевом, тазобедренном и голеностопном суставах.
Результаты исследования
Под руководством тренера по ОФП спортсмен выполнял 7 тренировок в течение недели, суммарное время тренировок составило 78 часов (табл. 2). Спортсмен выполнял 4 разные по составу упражнения комплекса. Суммарно было проведено 65 тренировок разной направленности воздействия. Было составлено 23 комплекса упражнений.
Таблица 2
Характеристики тренировочных занятий профессиональных пловцов во время пандемии в домашних условиях
Общая продолжительность занятий |
9,5 недели |
Выполненное количество тренировок |
65 тренировок |
Продолжительность тренировки |
60–80 минут |
Число тренировок, проведенных по модели 1 |
36 тренировок |
Число тренировок, проведенных по модели 2 |
29 тренировок |
После окончания полного локдауна было проведено тестирование спортсменов. Такое тестирование включало: 1) жим штанги лежа на скамье, 2) сила тяги штанги лежа на скамье, 3) жим штанги ногами для спортсменов, специализирующихся в стиле брасс, 4) вертикальный прыжок вверх с места.
Для проверки подвижности суставов проводились тесты: 1) лежа на животе — подъем прямых рук вверх; 2) в седе на пятках — подъем согнутых в локтях рук в стороны [4].
После окончания строгих ограничений пловцы стали участвовать в различных соревнованиях. При этом один из упомянутых пловцов установил мировой рекорд, а остальные пловцы показали высокий уровень спортивной подготовки (табл. 4).
Таблица 3
Силовые показатели спортсменов на суше до и после пандемии
Спортсмен |
Февраль 2020 г. |
Июль 2020 г. |
Прирост результата |
Февраль 2020 г. |
Июль 2020 г. |
Прирост результата |
Тест |
||||||
Жим штанги (кг) |
Тяга штанги (кг) |
|||||
I |
75 |
85 |
10 |
85 |
90 |
5 |
II |
70 |
75 |
5 |
70 |
80 |
10 |
III |
50 |
55 |
5 |
50 |
55 |
5 |
IV |
70 |
80 |
10 |
85 |
90 |
5 |
V |
45 |
50 |
5 |
40 |
50 |
10 |
Таблица 4
Соревновательные результаты спортсменов на основных дистанциях 2019 и 2020 гг.
Спортсмен |
2019 г. |
2020 г. |
Динамика результата (с) |
2019 г. |
2020 г. |
Динамика результата (с) |
Дистанция 100 м — кроль на спине |
100 м — комплексное плавание |
|||||
I |
49.15 |
48.71 |
–0,44 |
51.12 |
48.51 |
–2,61 |
Дистанция 400 м — комплексно |
200 м — брасс |
|||||
II |
04.04.39 |
04.04.79 |
0,4 |
02.09.96 |
02.06.11 |
–3,85 |
Дистанция 50 м — кроль |
100 м — комплексное плавание |
|||||
III |
25.15 |
25.81 |
0,66 |
01.01.88 |
01.01.40 |
–0,48 |
Дистанция 100 м — брасс |
Дистанция 200 м — брасс |
|||||
IV |
57.75 |
56.73 |
–1,02 |
02.05.21 |
02.04.14 |
–1.07 |
Дистанция 50 м — кроль |
Дистанция 100 м — кроль |
|||||
V |
24.25 |
25.12 |
–0,87 |
56.05 |
55.35 |
–0,7 |
Выводы
В условиях пандемии целью тренировок было, в первую очередь, сохранение функционального состояния спортсменов. Вместе с тем появилось достаточно времени для решения таких задач, как: 1) повышение подвижности в суставах для уменьшения вероятности спортивных травм, 2) увеличение силы и выносливости определенных групп мышц, 3) развитие техники выполнения упражнений, 4) обучение спортсменов способам расслабления мышц.
Наша практика показывает, что в условиях невозможности проведения тренировок в водной среде важно разнообразие выполняемых упражнений, а также индивидуальный подход к физиологическим и психологическим особенностям спортсменов.
Несмотря на трудности организации тренировок в условиях пандемии, удалось добиться определенных результатов в повышении спортивной и психологической подготовленности профессиональных пловцов.
Литература:
- Тимакова, Т. С. Роль возрастной гетерохронии в кризисных проявлениях спортивной карьеры // Вестник спортивной науки. — 2020. — № 5. — С. 12–17.
- McLeod, I. A. Swimming anatomy. — Human Kinetics, 2009. — 200 p.
- Сайт специализированного приложения «InSkill» [Электронный ресурс]. — URL: https://inskill.ru/ (доступ: 29.06.2021).
- Mullen, J. G. Swimming Science: Optimum performance in the water. — Ivy Press, 2018. — 192 p.