Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют важность сенсорного развития ребенка для его будущей жизни. Это определяет задачу, стоящую сегодня перед дошкольным учреждением — разработать и использовать в детском саду наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития. Одним из таких средств является продуктивная деятельность дошкольника.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это развитие эмоций, восприятий, зрительных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги чувствительности, значительно повышаются острота зрения и цветовое восприятие, ощущение веса предметов также становится более точным, совершенствуются фонематический и звуковысотный слух.
Наряду с формированием сенсорных эталонов в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста совершенствуются действия восприятия. Формирование у дошкольников способов обследования предметов проходит несколько этапов:
— действия внешней ориентации (опора, ощупывание, непосредственное отслеживание контура и т. д.);
— действия непосредственного восприятия: сопоставление, сравнение свойств разных предметов с сенсорными эталонами, группировка по выбранным признакам;
— выполнение более сложных глазодвигательных и глазомерных операций, последовательного зрительного обследования подробного словесного описания свойств воспринимаемого объекта [1, с. 18].
Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным развитием ребенка, поскольку необходимое для успешной продуктивной деятельности формирование представления об объектах требует приобретения детьми знаний об их свойствах, качествах, форме, цвете, размере, их положении в пространстве.
Основным способом организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста является информационно-организационный, который обеспечивает восприятие детьми заранее подготовленной информации, когда дошкольники получают от воспитателя подробные пошаговые инструкции по выполнению деятельности [2]. Основными методами организации продуктивной деятельности младших дошкольников в ДОУ являются речевые методы (беседа, объяснение, поощрение, художественное слово) и игровые методы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые).
Посредством данных методов решаются основные задачи формирования продуктивной деятельности и сенсорного развития дошкольников. На занятиях могут применяться различные методы, которые позволяют раскрыть личность ребенка, создать условия для переживания положительных эмоций в процессе творческого вдохновения, стать движущей силой, благотворно влияющей на развитие ребенка. Эта сила помогает дошкольнику справляться с трудностями в процессе продуктивной деятельности и способствует сенсорному развитию детей.
На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы сформулировали гипотезу о том, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа организована посредством трех этапов — констатирующий, формирующий и контрольный. Ее участники — две группы детей младшего дошкольного возраста (3–4 года), экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе 24 ребенка младшего дошкольного возраста, в контрольной группе — 23 ребенка.
Цель констатирующего этапа состояла в том, чтобы выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и в контрольной группах.
В качестве методов проведения диагностики использованы методы наблюдения и беседы с дошкольниками в процессе выполнения ими специально организованных диагностических заданий (по методике Л. А. Венгера). При проведении диагностики мы опирались на следующие критерии определения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста: сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах цвета; сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах формы; сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах величины.
Наблюдение за детьми и беседы с ними при проведении заданий показали, что почти никто из детей не справляется с ними в полной мере. Высокий уровень сенсорного развития имеют только 8 % младших дошкольников в экспериментальной группе и 13 % в контрольной; средний — 67 % в экспериментальной и 65 % в контрольной; низкий — 25 % в экспериментальной и 22 % в контрольной.
Исходя из полученных результатов на формирующем этапе в экспериментальной группе мы провели работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
Направлениями проводимой работы стало проведение занятий в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, закономерностями сенсорного развития на данного этапе, а также спецификой продуктивной деятельности; обогащение развивающей среды группового помещения, а также работа с родителями дошкольников.
Содержание занятий и виды продуктивной деятельности подбирались так, чтобы охватить основные сенсорные эталоны цвета, формы и величины, которые должны быть освоены детьми младшего дошкольного возраста и проверяются в ходе диагностики. Мы уделяли особое внимание тому, чтобы показать детям характеристики этих сенсорных эталонов и найти такие формы работы, которые подходят именно этой группе и соответствуют реальному уровню сенсорного развития, выявленному при проведении исходной диагностики. Так как деятельность детей младшего дошкольного возраста носит в основном подражательный характер и непосредственно связана с игровой, то все занятия и виды деятельности, предлагаемые дошкольникам, были обыграны.
В ходе продуктивной деятельности мы применяли наглядные приемы и методы, использовали представления дошкольников о внешнем виде предметов, окружающих их в групповом помещении. Например, предлагали, «Найди предмет такой формы, цвета, размера и т. д., как мы используем в лепке, при рисовании и т. д»., «На что похожа фигура — нос снеговика, голова, ведерко на голове, какие у них формы и т. д». и другие. В работе с дошкольниками также широко использовали практические приемы и методы: «Найди, принеси, покажи…» и другие. Помимо наглядных и практических методов, использовали словесные методы и приемы: «опиши, что ты делаешь», «покажи, какое колечко нужно положить на пирамидку следующим» и т. д.
На занятиях детям предлагали потрогать используемые фигуры, отследить контуры, определить цвет, размер, ощупать и выбрать изображения заданного предмета (например, выбрать все треугольник для выполнения елочки и т. д.). Сравнивали вместе с детьми количество предметов, которые были разными или похожими друг на друга по цвету или размеру, по форме, считали такие предметы в зависимости от их признаков («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших или маленьких треугольников?» и т. д.).
Когда мы задавали детям вопросы, акцентировали их внимание на признаках предметов, выражающих различные сенсорные эталоны: «Что это? Какой формы?», «Круги, треугольники, квадраты и так далее какого цвета?», «Какие меньше, какие больше, какие?» и т. д.
В результате происходило повышение уровня сенсорного развития дошкольников, дети из экспериментальной группы стали лучше ориентироваться в форме, размере и цвете предметов, научились называть их, сформировали представления об основных сенсорных эталонах. В контрольной группе уровень не изменился. Повторная диагностика показала, что высокий уровень сенсорного развития на контрольном этапе имеют уже 21 % младших дошкольников в экспериментальной группе (на 13 % больше) и 13 % в контрольной; средний — 79 % в экспериментальной (на 12 % больше) и 65 % в контрольной; низкий — 4 % в экспериментальной (на 21 % меньше) и 22 % в контрольной.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста действительно становится более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.
Литература:
- Андреева Е. В., Тимошина О. Ю. Сенсорное и двигательное развитие как основа формирования познавательных процессов старших дошкольников // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. — 2021. — С. 17–22.
- Иванова М. Н. Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/03/19/vidy-i-organizatsiya-produktivnoy-deyatelnosti (21.11.2021).