В данной статье рассматривается использование педагогических технологий в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: иностранный язык, педагогическая технология, методика, инновация, мышление, знание, общение, языкознание, общение.
Сегодня в образовании происходят существенные изменения, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личная заинтересованность студента является решающим фактором в образовательном процессе. Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий в центр образовательного процесса личность ребенка, его способности, склонности и потребности. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий. В настоящее время это понятие прочно вошло в педагогический лексикон. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, ремесле, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — это проектирование образовательного процесса, основанное на использовании комплекса методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет четко определенный результат. [1]
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление педагога: ясность, структурированность, ясность методического языка, появление в методике разумной нормы.
Применяя на занятиях новые педагогические технологии, я убедился, что процесс обучения французскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и овладевать психологическими механизмами формирования личности, добиваясь более высоких результатов.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению. В рамках новой образовательной парадигмы важное место занимает мотивация к обучению.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
– использование PT на уроках французского языка как средство повышения эффективности обучения;
– создание условий для творческой деятельности на уроках французского языка с помощью различных современных педагогических технологий;
– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках французского языка.
Таким образом, современные педагогические технологии — это не только использование технических средств обучения или компьютеров, но выявление принципов и разработка методов оптимизации учебного процесса, повышающих эффективность обучения [2].
В свою очередь эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и средств, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Преподаватель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому речь идет о коммуникативной компетенции как об одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению автора коммуникативной методики Э. И. Пассова, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется практическая речевая цель, сколько в том, что путь к этой цели проложен очень практическое использование языка. [2]
Современные формы обучения характеризуются высокими коммуникативными способностями и активным включением обучающихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетентности обучающихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, ведь обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и предприимчивые, добивающиеся успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творчество. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Для повышения эффективности учебного процесса при проведении языковых занятий я использую следующие образовательные технологии с учетом возрастных особенностей обучающегося:
Игры позволяют дифференцированно подходить к учащимся, вовлекать в работу каждого учащегося с учетом его интересов, склонностей, уровня языковой подготовки. Упражнения игрового типа обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарный запас, выполняют развивающую функцию, снимают утомление. Они могут быть разнообразны по своему назначению, содержанию, методам организации и проведения. С их помощью можно решить какую-либо одну проблему (улучшить грамматические, лексические навыки и т. д.) или целый комплекс задач: сформировать речевые навыки, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. [1]
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие — коллективно. Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10–12 минут учебного времени. Индивидуальные и спокойные игры можно проводить в любое время урока, коллективные игры — желательно проводить в конце урока, так как в них более выражен элемент соревнования, они требуют подвижности.
Использование ролевых игр дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия для реального общения. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом этапе. В нем всегда представлена ситуация, в которой указаны условия выполнения действия, описаны действия, которые необходимо выполнить, и задача, которую необходимо решить. В ситуации необходимо предоставить информацию о социальных отношениях партнеров. Описание роли дано в карточке роли. Студентам нужно дать время, чтобы войти в роль. Я распределяю роли, но ученики сами могут их выбирать. Это зависит от особенностей группы и личностных особенностей учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.
Технология проектирования. Данная технология направлена на развитие активного самостоятельного мышления ребенка и обучение его не только запоминанию и воспроизведению знаний, но и умению применять их на практике. Важно, чтобы дети учились сотрудничать в процессе работы над проектом, а обучение в сотрудничестве прививает им взаимопомощь, формируются желание и способность к сопереживанию, формируются творческие способности и активность учащихся. Использование данной технологии позволяет проводить все возможные формы работы на уроке: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся увидеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение через активное включение ученика в процесс обучения приводит к овладению искусством общения. Значительно активизируется активность учащихся на уроках и во внеурочное время. Даже недостаточно мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку при выполнении творческих заданий [2].
В заключение хотелось бы отметить, что современный педагог не может эффективно работать без использования в своей работе современных педагогических технологий, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, снижения нагрузки на учащихся, более эффективное использование учебного времени.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что современные педагогические технологии — это огромное количество возможностей, которые приводят к мотивации как основному движущему механизму образования и самовоспитания человека, что является отражением моего педагогического кредо — стремление на тысячу возможности, нежелание есть тысяча причин.
Литература:
1. Bekiyeva, M. J. K. (2022). Development of linguoculturology and interpretation of language and culture in modern linguistics. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 2(1), 93–102.
2. Жамолдиновна, Б. M. (2020). Лингвокультурологические научные направления и интерпретация языка и культуры в современной лингвистике. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, (3 (40)), 104–115.