Данная статья направлена на изучение правовой сущности трудовых отношений работников, работающих в сфере искусства и особенностей правового регулирования творческих работников.
Ключевые слова: творческий работник, трудовые отношения, субъект трудового права.
This article is aimed at studying the legal essence of the labor relations of workers working in the field of art and the peculiarities of the legal regulation of creative workers.
Keywords: creative worker, labor relations, subject of labor law.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовому статусу работников в сфере искусства в научной и учебной литературе не отдается необходимого рассмотрения. В большинстве случаев, затрагиваются вопросы непосредственно, касающиеся сферы труда творческих работников, а именно по поводу предоставления работодателю прав на произведение. Отношения работников в сфере искусства нуждаются в их правовом регулирования, поскольку периодически нарушаются их права. К числу субъектов трудового права включают также творческих работников и к ним применяется специфичные черты трудового законодательства, а также иных нормативных актов. [3, с.38].
Необходимо иметь ввиду, что само понятие «творческий работник», регламентируется в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Под творческим работником следует понимать физическое лицо, образующее или истолковывающие культурные ценности, считающий свою деятельность частью в своей жизни, являющийся принятым или требующий принятия в лице творческого работника, несмотря на связь с соглашениями в сфере труда и вступлении в какую-либо ассоциацию творческих работников (к числу работников в сфере искусства принадлежат лица, отнесенные к таковым Бернской конвенцией об охране произведений, Всемирной конвенцией об авторском праве и т. п.). [2].
Отметим, что работники в сфере искусства обладают особой спецификой. Согласно ст.351 Трудового Кодекса РФ на данных работников и прочих лиц, которые принимали участие в создании произведений, трудовое законодательство специфично распространяется в соответствии предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Регулированию трудовых отношений работников в сфере труда присущи свои особенности, а именно средствам массовой информации, организациям кинематографии и иных лиц, причастных к создании и (или) исполнении произведений в частности: установление времени работы и отдыха, длительность времени работы, в том числе ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, согласно ст.252 Трудового Кодекса РФ вводится трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, включающее нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, в особых случаях, а также трудовыми договорами. [1].
Стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день действует Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии и иных лиц, принимающих участие в создании произведений, особенности которых закреплены в законодательстве.
В соответствии с Перечнем № 252 к группе творческих работников можно отнести:
– кинооператора
– кинорежиссера
– режиссера телевидения
– редактора телефильмов
– телеоператора
– главного кинооператора и т. д. [4].
В настоящее время среди молодежи получило большое распространение деятельность, связанная с блогерством. Блогеры ведут свою страницу в социальных сетях, выкладывая различного рода фото, видеоролики и записи для своей аудитории, извлекая прибыль от ведения страницы и в процессе их создания они являются операторами, постановщиками, редакторами для своего блога. Необходимо установить контроль за регулированием их сферы деятельности, поскольку, выкладывая различного рода ролики, они оказывают влияние на своих подписчиков. Ведь, большинство детей наблюдают за их деятельностью и стремятся быть как они. [6].
Важно иметь ввиду, что правовое регулирование трудовой деятельности творческих работников, как правило, при заключении трудового договора действует неопределенный срок. Но в том же время, ст.59 Трудового Кодекс РФ предполагает заключение срочного договора в сфере труда с данными работниками. Следовательно, статус категорий творческих рабочих позволяет устранить из принятого правила — заключение на конкретный срок по согласию сторон. [5, с.4].
Вместе с тем, отношения творческих работников в сфере труда закрепляется Федеральным отраслевым соглашением по организации печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации между Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским профсоюзом работников на 2009–2011 годы.
Согласно четвертому разделу вышеупомянутого соглашения режим времени работы в данных организациях и учреждениях устанавливается в соответствии с коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка. [3, с.39].
Рассмотрим ст.91 Трудового Кодекса РФ, в котором устанавливается, что длительность времени работы не может быть больше 40 часов в неделю. [1]. Применительно к творческим работникам данным Перечнем закрепляется продолжительность ежедневной работы устанавливается коллективным договором, трудовым договором и т. д. [4].
Для определенных групп граждан в ст.92 Трудового Кодекса РФ закрепляется уменьшенная длительность времени работы для работников:
– в возрасте до 16 лет.
– в возрасте с 16–18 лет
– инвалиды 1 или 2 группы,
– лица, работающие с вредными и (или) в рискованных условиях труда. [1].
Работодатель в отношении творческого работника обязуется учитывать отработанное время, предоставить ежегодный основной оплачиваемый отпуск. [3, с.39].
Отметим ст.96 Трудового Кодекса РФ, закрепляющая длительность работы в ночное время. В данной статье установлен промежуток времени, которое будет считаться ночным (с 22 до 6 ч), а также не допускаются к осуществлению трудовой деятельности в данный промежуток времени:
– беременные женщины;
– лица, не достигшие совершеннолетия (имеются исключения, предусмотренные законом). [1].
В целом, работодатель обладает правом вовлекать творческих работников к работе в ночное время.
Своеобразие оплаты труда таких работников закреплены в ст.351 Трудового Кодекса РФ и устанавливается не только трудовым законодательством, но и иными актами, которые включают в себя нормы трудового права. [3, с.40].
Например, в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» говорится непосредственно о всей совокупности положениях, устанавливающие трудовые гарантии творческим работникам. [1].
На мой взгляд, независимо от того действует ли в законодательстве Российской Федерации регулирование труда творческих работников, однако на сегодняшний день их права регулярно нарушаются (например: творческим работникам вовремя не выплачивается заработная плата, не предоставляется право на отдых, работают по выходным и нерабочим праздничным дням и т. д.).
Следовательно, необходимо достоверно регламентировать положение творческих работников.
Литература:
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021).
- " Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1) (ред. от 30.04.2021).
- Авдеев В. В.. «Трудовой договор (отношения) с творческим работником» Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, no. 10, 2009, pp. 38–45.
- Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 252.
- Севостьянов М. В.. «Трудовой кодекс Российской федерации об особенностях регулирования труда творческих работников» Наука и современность, no. 19–2, 2012, pp. 228–232.
- Перунов, Д. А. Блоггерство как современное направление предпринимательства / Д. А. Перунов, Н. В. Муравьева //Российские предприниматели — благотворители и меценаты: Сборник материалов III Всероссийских Морозовских чтений, Орехово-Зуево, 18–19 сентября 2020 года. — Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. — С. 155–159.