Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.
Обучение грамоте детям дошкольного возраста дается очень нелегко, так как в этом возрасте абстрактные понятия затруднены, необходимо подкрепление зрительными символами, схемами, а предоставление материала должно быть обязательно в игровой форме.
Схемы и модели различных структур (звуки, слоги, слова, предложения) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст, делится на предложения, предложения на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.
Задания, игры, упражнения, представленные в методической разработке, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
- Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
- Образовательная область «Речевое развитие»- развитие фонематических процессов, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги, знания детей о звуковом строении слова, о строении предложения.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение букв из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
- Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.
Цель работы: создать условия для эффективного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр.
Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением наглядного материала, который позволяет решить следующие задачи:
- Развитие и совершенствование фонематических знаний и умений (изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, звонкие/глухие).
- Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
- Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
- Научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
- Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
- Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
- Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
При изучении звуков мы даем детям их характеристику — описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть.
На безбуквенном этапе обучения (старшая группа) дети пользуются пособием, изготовленным для звукового анализа слова. На буквенном периоде обучения (подготовительная группа) у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв, поэтому затруднения преодолеваются путем введения образа букв, т. е. предмет похожий на букву. На пример: О- обруч. кольцо, П-перкладина или ворота. Конечно, на ряду с данными способами используются и другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штриховка букв.
На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал:
Изучая гласные звуки, вводится образ — фигуры красного цвета, а согласные- фигуры синего цвета. Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из двух картинок (красная и синяя). Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребенку первоначально трудно выделить согласный звук из прямого слога.
Таким образом, в безбуквенный период дети знакомятся с основными единицами -согласный+ гласный. К концу года уже могут составлять односложные слова (типа: дом, кот).
На буквенном этапе вводятся буквы и совершенствуется звуковой анализ и синтез. Различие звуков по твердости –мягкости (твердые согласные-фигуры синего цвета, мягкие –зелёного цвета). Изучая новые буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.
При таком порядке работы дети многократно повторяют материал, анализируя в нем то одно, то другое. Это позволяет закрепить знания не механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий.
Игры по обучению грамоте
Игры на определение темы занятия. |
|||
Название игры |
Цель |
Оборудование |
Ход игры |
«Отгадай звук» |
Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия картинок. |
Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук. |
Педагог называет слова, выделяя голосом первый звук, дети повторяют и определяют, что общего в этих словах (что они начинаются все на один звук) |
«Четвертый лишний» |
Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия картинок, убирая лишнюю картинку на другой звук. |
Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук, одна картинка на другой звук. |
Педагог называет слова, выделяя голосом первый звук, дети повторяют и определяют, что общего в этих словах (что они начинаются все на один звук), но одна картинка лишняя, т. к. название на другой звук. |
«Отгадай загадку» |
Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия слов-отгадок. |
Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук. |
Педагог загадывает загадки, дети отгадывают, на доске выкладывают картинки, определяют, что общего в словах-отгадках и определяют тему занятия. |
Характеристика звука. |
|||
Характеристика звука. |
Развитие умения давать характеристику звука. |
Карточки-символы для характеристики звука. Схема последовательности характеристики звука. |
Педагог описывает и показывает артикуляцию звука. Дети перед индивидуальными зеркалами рассматривают положение органов артикуляции. Если изучаемый звук «гласный», то дети дают характеристику звуку, что он поется и обозначается красным цветом (карточки-символы весят на доску) «Согласный», называется преграда для возд. струи, определяют звонкость-глухость, твердость-мягкость, каким цветом обозначаем (зеленым, синим) |
Выделение звука на фоне слова |
|||
«Где спрятался звук?» |
Развитие умения устанавливать место звука в слове. |
Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) Схемы, где закрашен первый квадрат, второй или третий. |
Педагог называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и распределить картинки под нужной схемой. |
«Найди место звука» |
Развитие умения устанавливать место звука в слове. |
Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова), схемы с тремя пустыми квадратами, фишки. |
Педагог называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и самостоятельно положить фишку в нужный квадрат. |
«Хлопай, не зевай!» |
Развитие умений находить слова с изучаемым звуком на слух.. |
Карточки со словами для педагога. |
Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
Дифференциация звуков. |
|||
«Найди картинке место» |
Закрепление знаний о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных |
На доске квадраты двух цветов: синего и красного. Зеленого и синего. Предметные картинки. |
Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Тоже с твердыми и глухими звуками. |
«Поезд» |
Развитие умения выделять гласные звуки. |
Поезд с буквами, предметные картинки. |
Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
Деление слов на слоги |
|||
«Похлопай, подели слова на слоги» |
Развитие умение определять количество слогов в слове |
Предметные картинки. Схемы, на которых изображен один слог, два, три… |
Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем ставят картинку к нужной схеме. |
«Посчитай слоги» |
Предметные картинки, схема слова, полоски для выкладывания слогов. |
Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем самостоятельно выкладывают схему слогов. |
|
«Молчанка» |
Предметные картинки. |
Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем молча показывают столько пальцев, сколько слогов в слове. |
|
«Купи игрушку» |
Развитие умения определять количество слогов в слове. |
Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. |
Педагог раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
Знакомство с буквой. |
|||
«На что похожа буква?» |
Закрепление зрительного образа буквы. |
Карточки с буквами. |
Дети рассматривают букву и фантазируют на что похожа буква. |
«Найди правильную букву» |
Закрепление зрительного образа буквы, профилактика дисграфии. |
Карточки с правильными и не правильными буквами. |
Дети рассматривают буквы и называют какие буквы написаны правильно, а какие нет. Объясняют почему. |
«Сделай букву» |
Закрепление зрительного образа буквы. |
Палочки, фасоль, песок, пластилин и др. |
Дети делают букву из различных материалов. |
«Заштрихуй букву», «Раскрась букву» |
Закрепление зрительного образа буквы. |
Карандаши, пластилин, шаблон буквы. |
Дети по заданию педагога заштриховывают букву, раскрашивают или замазывают букву пластилином. |
Слог, как часть слова (для читающих детей). |
|||
«Ромашка» |
Чтение слогов. |
Цветок, в середине согласная буква, в лепестках гласные. |
Дети читают слоги совместно с педагогом, по одному. |
«Собери слова» |
Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. |
Карточки со слогами. |
Педагог показывает детям и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. |
Работа над предложением |
|||
«Сколько слов в предложении?» |
Развитие умения выделять слова в предложении, определять количество слов в предложении. |
Схемы предложения, полоски. |
Педагог читает предложение, дети считают сколько слов в предложении и самостоятельно выкладывают схему. |
«Найди маленькое слово» |
Развитие представлений детей о предлогах. |
Схемы предлогов, предложений, полоски. |
Педагог читает предложение, дети считают сколько слов в предложении, находят предлог и составляют схему. |
Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к занятиям по обучению грамоте, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу
Приложение.
- Схемы для последовательной характеристики звуков.
- Карточки-символы для составления характеристики звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий, гласные- красный квадрат, согласные твердые- синий квадрат, согласные мягкие- зеленый квадрат).
- Предметные картинки на каждый изучаемый звук (звук в начале слова, в середине слова, в конце слова).
- Предметные картинки на дифференциацию твердых и мягких согласных.
- Цветные фишки: гласные- красного цвета, согласные твердые- синего, согласные мягкие- зеленого.
- Схемы для определения места звука в слове (начало, середина, конец)- готовые и для самостоятельного определения позиции звука в слове.
- Схемы для самостоятельного деления слов на слоги с полосками, которые выкладываются по количеству слогов в слове.
- Схемы для распределения картинок по количеству слогов в слове.
- Схемы предложения с полосками, которые выкладываются по количеству слов в предложении.
- Карточки с буквами.
- Карточки с правильно и неправильно написанными буквами.
- Слоги для составления слов.
- Карточки с предлогами.
- Палочки, фасоль, камни для конструирования букв, песок для рисования.
Литература:
- Волкова Н. С., Шаховская С. Н. Логопедия — М.: «Владос», 2002.
- Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамотеМ.: «Школьная пресса», 2019
- Гомзяк О. С. Учебно-методический комплект Говорим правильно — М.: «Гном», 2009.
- Жукова О. С. Книга для подготовки детей к школе — С-Пб.: «АСТРЕЛЬ», 2009.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста, С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.