Электронное портфолио как современная технология учета профессионального и личностного роста обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 05.03.2022

Статья просмотрена: 977 раз

Библиографическое описание:

Кириллова, В. В. Электронное портфолио как современная технология учета профессионального и личностного роста обучающихся / В. В. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89285/ (дата обращения: 16.11.2024).



Электронное портфолио обучающегося профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) является современной технологией, способствующей объективной оценке сформированных компетенций обучающихся ПОО, которая способствует приобретению опыта деловой конкуренции, обоснованному планированию и реализации самообразования для развития общих и профессиональных компетенций, выработке умения объективно оценивать уровень своих достижений, позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике, повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи как:

— поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;

— развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

— формирование умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

Активное формирование в процессе обучения будущим специалистом электронного портфолио позволяет студенту облегчить задачу трудоустройства. Информация, указанная в базе портфолио, дает возможность и работодателю оперативно получить достоверную и объективную информацию о соискателе вакансии [1].

Цель ведения электронного портфолио обучающихся — повышение конкурентоспособности выпускника ПОО на рынке труда путём демонстрации обучающимися своих достижений в рамках освоения образовательной программы среднего профессионального образования.

Задачами электронного портфолио обучающихся являются:

— мониторинг персональных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО;

— поощрение активности, самоорганизации обучающихся;

— совершенствование учебной и профессиональной мотивации, мотивации достижений;

— формирование умений объективно оценивать обучающимися уровень своих общих и профессиональных компетенций.

К функциям электронного портфолио обучающихся относятся:

— публичное представление, фиксация и накопление персональных достижений обучающихся в рамках освоения образовательной программы СПО;

— формирование личной ответственности обучающихся за результаты осуществляемой деятельности;

— получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, научной деятельности и общественно-социальной активности с целью материального и морального поощрения обучающихся;

— организация непрерывного мониторинга работы обучающихся в течение всего периода его обучения.

Участниками работы по заполнению электронного портфолио обучающихся становятся:

— Обучающийся ПОО;

— Сотрудник ПОО, назначенный директором, — модератор портфолио;

— Педагоги-организаторы, мастера производственного обучения.

Формирование электронного портфолио проходит следующие этапы:

1. Определение содержания портфолио и целей его формирования.

Это очень важный этап, так как практически вся деятельность по созданию и использованию электронного портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. В рамках элективного курса «Введение в проектно-исследовательскую тему» обучающиеся 1 курса обучения с помощью преподавателя должны понять цель портфолио, его статус как средства контроля и оценки собственного развития [2].

2. Накопление, сбор артефактов (подтверждения компетентности).

Исходя из разработанной структуры электронного портфолио, необходимо обучающемуся совместно с педагогом-организатором наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия с указанием ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.

3. Отбор информации.

Просмотр и оценка собранных артефактов, определение тех, которые демонстрируют достижения согласно выбранным критериям и внешним требованиям. Основная задача этого этапа — отобрать материал в электронное портфолио, перевести его при необходимости в электронную форму, изучить программное обеспечение, соответствующее задачам, условиям демонстрации и хранения. На этом этапе могут обнаружиться избыточность или не содержательность собранных данных, сложность разнесения собранных артефактов по предложенным структурой разделов портфолио. Поэтому здесь уместны те формы работы, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению, корректировке, уточнению разделов электронного портфолио, консультированию.

4. Рефлексия.

Оценка собственного роста, а также недостатков собственного развития. Для портфолио, используемого для трудоустройства, рефлексия предваряет описание практики или реальной работы по специальности.

5. Перспективная оценка.

Сравнение собственных позиций с внешними требованиями и определение целей на будущее. Это способствует профессиональному росту и стимулирует потребность в непрерывном образовании.

6. Презентация.

Презентация — это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию [3].

Таким образом, схематично процесс создания портфолио можно представить на рисунке 1.

Этапы создания электронного портфолио

Рис. 1. Этапы создания электронного портфолио

Наполнение разделов электронного портфолио возлагается на обучающихся.

Электронное портфолио обучающихся формируется в электронном виде на информационно-образовательном портале ПОО СДО MOODLE.

СДО Moodle является одной из самых востребованных в мире систем управления обучением, так как это свободно распространяемое программное обеспечение с лицензией GPL, что позволяет бесплатно использовать систему, а также адаптировать её под конкретные задачи и особенности организации учебного процесса в ПОО. На этом основании в ПОО было принято решение реализовать электронное портфолио в виде информационной системы «Портфолио обучающегося», разработанной в качестве дополнительного модуля к системе Moodle.

Информационная система «Портфолио обучающегося» обеспечивает накопление, систематизацию и учет комплекта электронных документов, характеризующих индивидуальные достижения обучающегося по различным направлениям деятельности, и реализовывать следующий функционал:

— импорт всех файлов, загруженных студентами в электронный курс в системе Moodle, а также отзывов (рецензий) работодателей;

— назначение модераторов учебных групп;

— заполнение студентами электронного портфолио через формирование заявок на размещение документов, рассматриваемых модераторами;

— формирование отчетов о деятельности модераторов и студентов;

— возможность изменения и расширения категорий портфолио.

Вход в личный портал обучающегося и электронное портфолио осуществляется обучающимся посредством персональной учетной записи (логин и пароль), предоставляемой студенту на весь период обучения в ПОО.

Электронное портфолио обучающегося включает в себя следующие разделы:

  1. Личная информация (фамилия, имя, отчество; специальность; курс; группа и др.)
  2. Резюме.
  3. Учебная деятельность.
  4. Научная деятельность.
  5. Общественная деятельность.
  6. Культурная деятельность.
  7. Творческая деятельность.
  8. Спортивная деятельность.

В ПОО используется рейтинговая система оценки. Это система организации образовательного процесса, при которой проводится регулярная оценка учебных знаний, умений и навыков обучающихся, а также оценка их научной, общественной, культурной, творческой и спортивной деятельности. При рейтинговой системе основные показатели оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения и фиксируются путем занесения в ведомость по итогам учебного года.

Целью рейтинговой системы является комплексная оценка и систематический контроль качества освоения обучающимися основных образовательных программ среднего профессионального образования. Участие обучающихся в рейтинге носит добровольный характер.

Главные задачи рейтинговой системы:

— повышение мотивации обучающихся к освоению образовательных программ путем усиления дифференциации оценки их работы;

— повышение уровня организации образовательного процесса в ПОО;

— организация регулярной самостоятельной работы обучающихся в течение всего периода обучения;

— повышение качества подготовки специалистов;

— стимулирование обучающихся к регулярной работе и повышению собственного рейтинга, развитие психологических качеств лидера;

— развитие индивидуальных способностей обучающихся, творческого мышления, навыков научно-исследовательской работы;

— определение уровня освоения основной образовательной программы каждым обучающимся по окончании обучения.

По каждому разделу электронного портфолио, отражающему достижения обучающихся, начисляются баллы в соответствии с разработанными экспертной комиссией критериями. Итоговая сумма набранных баллов определяет персональный рейтинг обучающихся. Место в рейтинге определяется только теми достижениями, которые были внесены обучающимся в портфолио и подтверждены модератором. Порядок расчета рейтинговой оценки обучающихся:

— подсчет рейтинга обучающегося осуществляется членами экспертной комиссии, назначаемой директором ПОО.

— место в рейтинге определяется индивидуально для каждого обучающегося, в зависимости от суммы набранных баллов по результатам заполнения портфолио;

— рейтинговая оценка достижений проводится ежегодно, не позднее 15 сентября. При определении победителей рейтинга учитываются только достижения за отчетный период (12 месяцев, предшествующих дате подведения итогов);

— рейтинговая система является единой для всех специальностей ПОО;

— предусмотрена возможность рейтинговой оценки деятельности обучающихся в рамках конкретного очного отделения, специальности;

— окончательный результат рейтинговой оценки деятельности обучающихся ПОО утверждается на заседании экспертной комиссии, которая состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. Состав экспертной комиссии ежегодно утверждается приказом директора.

— информация о результатах рейтинговых показателей размещается на официальном сайте ПОО по факту подведения итогов за отчетный период;

— сведения о победителях доводятся до администрации ПОО и соответствующих структурных подразделений.

— по результатам рейтинга обучающийся имеет право на апелляцию. При этом он имеет право подать в экспертную комиссию письменную апелляцию о несогласии с результатами рейтинга. Апелляция подается лично обучающимся в экспертную комиссию не позднее 7 календарных дней после объявления результатов рейтинга путем опубликования на официальном сайте ПОО.

Размещение информации в рамках электронного портфолио и персонального рейтинга обучающихся осуществляется в соответствии с его согласием на обработку персональных данных. Данное согласие обучающийся подписывает при поступлении на обучение в ПОО.

Рейтинговая система контроля и оценки результатов подготовки обучающихся оказывает влияние на организацию и эффективность учебного и воспитательного процесса, учитывает активность обучающихся, связанную с приобретением общих и профессиональных компетенций, их участие в конкурсах, студенческих научных конференциях.

Электронное портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления о выпускнике, определяет образовательный рейтинг будущего специалиста и может использоваться академией в качестве дополнительной информации о студенте при подведении итогов учебной, научно-исследовательской, социально-творческой деятельности, осуществлении трудоустройства, выдаче рекомендаций при поступлении в высшие учебные заведения.

Использование электронного портфолио обеспечивает построение планов профессионального самообразования, стимулирует активность обучающихся в получении дополнительного образования, участия в районных, городских, федеральных, международных олимпиадах, конкурсах, конференциях, социальных практиках и др.

Электронное портфолио отвечает интересам обучающегося (выпускника). На его основе составляется резюме, которое помогает высветить свои сильные стороны и достойно представить себя организации, в которую он желает трудоустроиться.

Таким образом, формирование электронного портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей образовательной и профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.

Комплексное использование указанных контрольно- диагностических средств — рейтинговой оценки образовательных результатов в процессе формирования электронного портфолио — является эффективной инновационной технологией, позволяющей наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса, сформировать тягу к творческой и научной самореализации и всестороннему развитию личности обучающихся в процессе обучения.

Литература:

  1. Варламова Л. Д. Электронный портфолио в профессионально-личностном становлении будущих инженеров.// Информатика и образование.-2009.-№ 3.-С.120.
  2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты. (зарубежные источники).// Психологическая наука и образование.-2004.-№ 4.-С.5.
  3. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.// Школьные технологии.-2004.-№ 3.-С.179.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное портфолио, экспертная комиссия, электронное портфолио обучающихся, обучающийся, рейтинговая система, будущий специалист, образовательный процесс, период обучения, научная деятельность, отчетный период.


Похожие статьи

Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия ДОО с семьей

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия ДОО с семьей

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Задать вопрос