В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, бисероплетение, практическая деятельность, учащиеся.
В целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей. Большая роль в творческом развитии и обогащении духовного потенциала личности принадлежит декоративно-прикладному искусству как части народной культуры. Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства является интересным и увлекательным занятием для людей разных возрастов. На территории России и за ее пределами этот вид декоративно-прикладного творчества известен у разных народов, но при этом для каждой локальной группы характерны свои приемы и определенный набор изделий из бисера. Произведения народного искусства, созданные в технике бисероплетения, доносят отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и эстетические пристрастия. Бисероплетение как вид народного художественного творчества имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Младшие школьники способны в процессе продуктивной деятельности, в том числе и в процессе бисероплетения, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Приобщение учащихся к искусству бисероплетения способствует развитию интереса к истокам народного творчества, овладению учащимися основными приёмами создания изделий. Изучение и освоение техник и приёмов бисероплетения дает им возможность создавать бисерные изделия, которые могут стать современными модными аксессуарами, украшением интерьера.
Нами были проведены занятия по бисероплетению с учащимися 3 класса Центра детского творчества, целью которых было раскрыть возможности данного вида творчества в приобщении младших школьников к декоративно-прикладному искусству.
Дети третьего года обучения уже владеют различными техниками бисероплетения. Дополнительная общеобразовательная программой «Радуга цвета», по которой занимается кружок бисероплетения, предусматривает плетение объемных изделий. Нами было разработаны и проведены занятия «Полевые цветы из бисера».
До начала занятия в классе была развернута выставка. На доске были представлены иллюстрации с изображением полевых цветов. С целью вовлечения учащихся в предстоящий учебный процесс, в начале занятия им были предложены загадки. Отгадав загадку, дети находили цветок в предложенном зрительном ряду. Затем была развернута дискуссия о красоте и пользе полевых цветов. Учащиеся узнали о том, что ученые насчитывают более пятисот тысяч видов, но из них описано только 290. Среди полевых цветов много лекарственных — это ромашка, мак, фиалка, колокольчик, василек и др. Особый интерес вызвали у детей легенды о происхождении цветов, происхождение их названий. Ребятам говорилось о том, что нежные полевые цветы можно выполнить из бисера, они никогда не увянут и станут замечательным подарком каждому человеку. Затем мы подробно рассмотрели технологию изготовления цветов, вспомнив приёмы бисероплетения, которые предстояло использовать для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Далее анализировали с детьми технику выполнения лепестков, серединок чашелистиков, тычинок, листьев.
Перед началом практической работы педагогом был проведен инструктаж по технике безопасности. Плетение изделий начиналась с выполнения отдельных деталей цветов. Для выполнения лепестков ромашки, мака, колокольчика, василька учащиеся применяли технику параллельного плетения и технику низания, так как они довольно просты в исполнении.
После того как было выполнено необходимое количество лепестков для цветов, дети приступили к изготовлению серединки цветков и листьев на основе изученных ранее приемов. Следующим этапом была сборка цветка и обмотка стебля, которая производилась в один приём мулине зеленого цвета
В процессе выполнения изделий нами осуществлялась индивидуальная работа с учащимися. Наиболее общие ошибки исправлялись с обращением к группе.
Творческие работы учащихся представлены на рисунках 1–4.
|
|
Рис. 1. «Колокольчик». Автор: Боронина Юля, 9 лет |
Рис. 2. «Василек». Автор: Шашкина Ирина — 10 лет |
|
|
Рис. 3. «Маки». Автор: Баширова Лейла, 9 лет |
Рис. 4. «Василек». Автор: Журавлева Даша, 10 лет |
Выполненные работы детей мы объединили в общую композицию. Ребятам был показан видеоряд с изображением букетов. Цветы в букете могут быть различной высоты, это делается для того, чтобы проще придать букету объем и добиться формы, соответствующей замыслу. К композиции из полевых цветов учащиеся добавили веточки, выполненные из тонкой проволоки, которым была придана форма спирали.
Дети работали увлеченно, предлагали различные варианты композиции с точки зрения выразительности и оригинальности. Учащиеся учитывали определенные требования при формировании и составлении букета. Низ букета должен состоять из ярких и крупных цветов, а верх из более мелких.
Рис. 5. «Букет». Коллективная творческая работа студии «Радуга цвета»
Выполнение бисерных цветов способствовало воспитанию у учащихся трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Кроме того, происходило развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии.
Таким образом, бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства открывает новые возможности для развития личности ребѐнка. Задача педагога, грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей. Занятия бисероплетением являются одним из эффективных средств формирования художественного воображения, цветовосприятия, развития познавательного интереса у учащихся. Обучение приемам бисероплетения является одним из важнейших предпосылок умственного развития школьников. Целенаправленное обучение детей приемам бисероплетения и применение полученных знаний в практической деятельности способствует приобщению их к декоративно-прикладному искусству.
Литература:
- Стольная, Е. Цветы и деревья из бисера / Е. Стольная. — М.: Арт — Родник, 2007. — 124 с.
- Ткаченко, Т. Б. Сказочный мир бисера / Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. Ростов — н /Дону, «Феникс», 2004. — 330 с.
- Федотова, М. Цветы из бисера / М. Федотова, Г. Волюх — М.: «Культура и традиции», 2004. — 226 с.