Изменения, произошедшие в результате распространения коронавирусной инфекции COVID-19 начиная с 2020 года, отразились практически на всех отраслях экономики, показав неэффективность традиционных источников получения финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловило рост популярности инвестиционных платформ, позволяющих использовать различные виды краудфандинга. Под краудфандингом понимается технология коллективного финансирования, в рамках которой осуществляется сбор денежных средств для реализации какого-либо проекта за счет привлечения широкого круга вкладчиков-добровольцев [5]. По данным 2019 года глобальный рынок краудфандинга оценивается в 13,9 млрд долл. США, а к концу 2026 года прогнозируется его увеличение до 39,8 млрд долл. США [6].
Единого подхода к регулированию данного вида финансирования не существует — в национальных законодательствах встречаются случаи как полного запрета краудфандинга, так и установления определенных ограничений или даже просто отсутствия любого правового регулирования.
Так, например, в странах, входящих в состав ЕС, закреплены следующие требования к краудфандингу [6]: необходимость получения лицензии, ограничение объема инвестиций, производимых одним инвестором в один проект (от 1 до 5 млн евро), ограничение объема инвестиций в зависимости от квалификации инвестора, установление срока, в течение которого инвестор может отозвать инвестированные средства (период охлаждения), необходимость проведения проверки компаний, привлекающих инвестиции (due diligence).
В России краудфандинг развивается гораздо медленнее, чем в странах Европы и США. Краудфандинговые площадки начали появляться в России с 2008 года, однако, их деятельность практически не подвергалась какому-либо правовому регулированию вплоть до недавнего времени. Так, в течение 2018 года в Государственную Думу РФ не раз поступали на рассмотрение законопроекты [1] , в которых предпринимались попытки создать правовую основу для краудфандинга в России. Однако, указанные законопроекты входили в противоречие с действующими на тот момент нормами гражданского и налогового права, а также законодательства о рынке ценных бумаг.
Все изменилось в с 1 января 2020 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Закон направлен на регулирование отношений, возникающих между операторами инвестиционной платформы, инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции.
Данный Федеральный закон устанавливает требования к оператору инвестиционной платформы, его органам управления и минимальному размеру капитала (5 млн рублей), закрепляет обязанность по раскрытию информации, по ведению реестра договоров, заключенных с использованием платформы, предусматривает ведение Банком России реестра операторов инвестиционных платформ. Порядок ведения данного реестра, а также перечень, включаемых в него сведений, был установлен Указанием от 04.12.2019 № 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ» [3].
В статье 12 данного Федерального закона также устанавливается ответственность оператора инвестиционной платформы — на него возлагается обязанность возместить убытки, причиненные участникам инвестиционной платформы вследствие предоставления неполной, недостоверной или вводящей в заблуждение информации об инвестиционной платформе и её операторе, нарушения правил инвестиционной платформы и несоответствия инвестиционной платформы требованиям законодательства.
В соответствии с Федеральным законом, инвестирование с помощью инвестиционной платформы может осуществляться только путем внесения безналичных денежных средств, зачисляемых на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы. Отношения между оператором инвестиционной платформы и её участниками могут регулироваться либо договором об оказании услуг по привлечению инвестиций, либо договором об оказании услуг по содействию инвестированию. Данные договоры, являясь договорами об оказании услуг по предоставлению информации, заключаются посредством присоединения к условиям, определенным оператором и размещенным на сайте данной платформы в сети Интернет. Несмотря на то, что указанные договоры являются разновидностью договора возмездного оказания услуг, правилами инвестиционной платформы может быть предусмотрено, что оплата за оказанием услуг по привлечению инвестиций или по содействию в инвестировании не взимается.
Более того Федеральным законом, как и законодательными актами ряда европейских стран, вводятся ограничения по размеру инвестиций в течение одного календарного года — для граждан не более 600 тыс. руб. Для лица, привлекающего инвестиции, также установлен предел — не более 1 млрд. руб. в течение календарного года на всех инвестиционных платформах, однако такое ограничение не распространяется на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами цифровых финансовых активов и (или) утилитарных цифровых прав.
Под утилитарными цифровыми правами понимается крипто-запись в базе данных инвестиционной платформы, которая может удостоверять требования, возникающие из различных договоров [4]. В частности, это может быть требование передачи вещи (вещей); требование передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; требование выполнения работ и (или) оказания работ.
Утилитарные цифровые права удостоверяются цифровым свидетельством — не эмиссионной, бездокументарной ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости, удостоверяющей факт принадлежности владельцу свидетельства утилитарного цифрового права. Выдача такого свидетельства не требует государственной регистрации, а депозитарий наделяется правом распоряжаться утилитарным цифровым правом на основании договора. Подобный подход позволяет организовать оборот утилитарных цифровых прав на рынке инвестиционных инструментов, используя существующую инфраструктуру.
Несмотря на принятие Федерального закона, популярность инвестирования с использованием инвестиционных платформ в России все еще значительно ниже, чем в странах Европы. В литературе, посвященной изучению этой проблемы, в качестве возможных причин указываются, среди прочего, недоверие граждан РФ к инвестиционным платформам, нехватку знаний о возможностях и механизмах работы инвестиционных платформ. Более того, за последний год уже не раз поднимался вопрос о необходимости реформирования ФЗ «О рекламе» [1], ограничивающего возможность рекламирования услуг, предоставляемых операторами инвестиционных платформ, и таким образом тормозящего развитие данной отрасли.
Популярность инвестиционных платформ в России может быть повышена, по нашему мнению, посредством повышения доверия граждан к инвестиционной деятельности, в частности создания онлайн-курсов, направленных на повышение финансовой и правовой грамотности населения, более активным освещением программ и возможностей краудфандинга в СМИ, проведении других маркетинговых акций, а также посредством стимулирования научных и других исследований в данной области.
Таким образом, несмотря на такие преимущества краудфандинга как быстрота, отсутствие необходимости личного контакта (что особенно актуально в период пандемии), привязки к какой-либо территории и сложных бюрократических процедур, данный вид инвестирования пока не пользуется должной популярностью ввиду как отсутствия правового регулирования на протяжении многих лет, так и недостаточности знаний и информации у большей части населения РФ, а также неактивности СМИ в освещении данной области инвестиционной деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»// «Российская газета», N 51, 15.03.2006;
- Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 05.08.2019, N 31, ст. 4418;
- Указание Банка России от 04.12.2019 N 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2020 N 57116)// «Вестник Банка России», N 10, 29.01.2020;
- Иншакова А. О., Гончаров А. И. «Правовое регулирование инвестиционных платформ в условиях интенсификации цифровых технологий на рынке ценных бумаг»// Право и практика. 2020. С. 111;
- Тропская С. С. «Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект)»// Финансовое право.2018. № 8. С. 31;
- Доклад для общественных консультаций «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг»//cbr.ru URL:https://www.cbr.ru/Content/Document/File/112055/Consultation_Paper_200811.pdf.
[1] Например, «О цифровых финансовых активах», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и тд.