С приходом в школу меняется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, младшие школьники, особенно первоклассники, в значительной степени сохраняют характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные события и ситуации, которые их затрагивают. Дети чувствительны к воздействию окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те предметы или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Визуальное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, характерные эмоциональные волнения, потому что свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам существования. Ситуация школьного существования вводит ребенка в строго нормализованный мир отношений, который требует от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости.
Новая социальная ситуация ужесточает условия существования ребенка и действует на него как стресс. Почти все первоклассники эмоционально позитивно воспринимают школу, проявляют живой интерес к учебе. Дети младшего школьного возраста — 9–10 лет — еще не взрослые, но они уже хотят ими быть. Взросление в таком юном возрасте — непростой процесс. Изменения в поведении и настроении ребенка бывают самыми разными.
Несомненно, стоит не просто сказать ребенку «нет», а объяснить причину отказа, поговорить с ним и тогда он поймет, почему они поступили так, а не иначе. Особенность этого возраста в том, что ребенок в этот период очень активен, он постоянно ищет приключений, любит физические упражнения, подвижные игры. Интеллектуально ему нравится исследовать все вокруг, он хорошо мыслит и понимает — это так называемый «золотой век памяти». Эмоционально он резко выражает свои чувства, сначала говорит, а только потом делает; свободно проявляет свои эмоции и быстро ввязывается в споры; в то же время развивается чувство юмора, сильное желание рассказывать забавные истории; конечно, у ребенка есть свои личные страхи, которые он не расскажет, чтобы выглядеть взрослым. В социальном плане ребенок начинает чувствовать себя независимым, постепенно адаптируется к обществу и социализации.
Дети в этом возрасте еще не до конца, но очень хорошо понимают, как устроена жизнь, поэтому уже пытаются выстраивать межличностные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Младшие школьники активно расходятся во вкусах и интересах: одному нравится поп-музыка, другому фолк. Ребенок приспосабливается к среде, где окружающая его обстановка начинает меняться, в то время как ребенок все больше отдаляется от взрослых и стремится как можно чаще проводить свободное время со сверстниками. В младшем школьном возрасте (9–10 лет) дети осознают свою маленькую зрелость. Конечно, у ребенка начинает формироваться личная самооценка, где ему будет важно, что о нем думают сверстники и учителя. В трудные моменты студенческой жизни необходимо больше разговаривать, объяснять и помогать разобраться в том, что вызывает трудности. Конечно, лучше всего использовать более простые фразы, где дети могут легко понять взрослого.
Самое главное в жизни младшего школьника — это поддержка. Это должно быть от родителей, учителей, сверстников, он должен знать, что к нему относятся очень хорошо. Критическая оценка ребенком самого себя говорит о его потребности в хорошей оценке своей творческой личности, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. У ребенка должна быть внутренняя мотивация, внимание, регуляция его поведения. В период взросления с ребенком лучше проживать все эмоции вместе, будь то радость, счастье или разочарование, ему нужно знать, что взрослые всегда будут рядом и поддержат, несмотря ни на что.
Ребенок начинает учиться в школе, имея определенный склад ума. Ребенок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения форма, цвета, звуки, ощущения ему знакомы. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от знания внешней стороны явлений к знанию их сущности, отражению существенных свойств и признаков в мышлении, что позволит делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные выводы.
В рамках образовательной деятельности младший школьник осваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают первичные психологические новообразования — произвольность, осмысленное размышление, анализ и планирование, которые определяют значительные качественные изменения, как в познавательных процессах, так и во всей его личности. Теоретическое мышление позволяет студенту решать задачи, ориентируясь не на внешние, визуальные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и взаимосвязи. К концу четвертого класса учащиеся выходят на новый качественный уровень в развитии собственного мышления — они способны понимать причинно-следственные связи. Тем не менее, образное мышление является основным типом мышления в младшем школьном возрасте.
Память имеет большое значение в познавательной деятельности школьника. Память ребенка носит преимущественно наглядно-образный характер. Интересный, конкретный, яркий материал запоминается безошибочно. Однако младшие школьники еще не могут распоряжаться своей памятью и подчинять ее учебным задачам. Учителям стоит больших усилий развивать навыки самоконтроля, одновременно осваивая навыки самопроверки знаний, рациональной организации воспитательной работы. Психологические особенности интересов детей (адекватность, предсказуемость, определенность) представляют большие возможности педагогического воздействия для целенаправленного развития у них познавательного интереса к чтению.
Учебная работа требует формирования высших психических функций — произвольности, продуктивности и устойчивости всевозможных познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают независимость ребёнок приучается владеть специальными навыками, которые дают вероятность сконцентрироваться на учебной работе. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от показателя формирования и логического раздумья школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне определенных понятий. Всё это содействует уровню интеллектуального формирования и помогает решать всевозможные учебные и жизненные задачи.
Литература:
- Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. — М.: Институт практической психологии, 1997.– 575 с.
- Бордовская, Н. В. Педагогика / Н.В.
- Бордовская, А. А. Реан. — СПб, 2001. — 310 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М, 1995–210 с.
- Головей, Л.А Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е.Ф.
- Баллон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.