В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развития младших школьников.
Ключевые слова: учебно-организационный процесс, конфликт, младшие школьники, взаимодействие.
В процессе трудовой и социальной работы воспитатель ведет взаимодействие также и с другими участниками школьной жизни. При этом инциденты — случай неминуемый. А вот то, что остается впоследствии конфликтной ситуации, во многом зависит от преподавателя. Всесторонний идея конструктивного решения инцидента, послевкусием которого будет довольство всех без исключения сторон и получение ценных навыков жизни. В процессе собственной профессиональной деятельности преподавателю кроме своих конкретных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием и развитием подрастающего поколения, требуется поддерживать отношения с коллегами, учащимися, их родителями. При повседневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Разногласия среди детей — обыденный случай, в том числе и в школьной жизни. В этом случае преподаватель никак не считается конфликтующей стороной, впрочем, принять участие в споре между учащимися в отдельных случаях необходимо. Весьма нередко дети могут уладить конфликтную ситуацию собственноручно, без поддержки взрослого. Но если вмешательство со стороны преподавателя все же необходимо, имеет большое значение произвести это в спокойной форме. Вернее обойтись без давления на ребенка, без общественных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, когда воспитанник сам найдет метод решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка общественные способности, которые помогут ему в общении с ровесниками, научат находить правильное решение проблемы, что понадобится ему и во взрослой жизни.
В отличие от конфликта между детьми, здесь силы всегда разные — преподаватель имеет власть, навыки и знания, а ребёнку приходится находиться в подчинённом положении и всего лишь сформировывать свой взгляд. Недостаток целостности требований преподавателя или неисполнение учителем требований — нередкая проблема. Тогда подросток вынужден учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия. Решение конфликта в школе ложится на плечи педагога — взрослый человек должен объяснить ребёнку причины и результаты. Если этого не происходит, а ситуацию отпустить непросто, если ребёнок не в силах смириться и чувствует себя нехорошо, родителю необходимо побеседовать с учителем, детализировать все нюансы, а после этого разъяснить ситуацию ребёнку. Ребёнок обязан ощущать себя в защищенности в школе и знать, что родитель всякий раз на его стороне и эту безопасность организует.
Ребенок зачастую ссорится и демонстрирует злость, когда у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель имеет возможность попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями воспитанника, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, в соответствии с его интересами. Новая деятельность не оставит времени на интриги и сплетни, а наоборот подарит ему увлекательное и полезное времяпрепровождение, ранее не известные знакомства.
Отсутствие инцидентов в школе случай практически невообразимый. И находить решение на них все равно придется. Конструктивное решение влечет за собой доверительные взаимоотношения и мир в классе, деструктивное накапливает обиды и недовольство. Остановиться и поразмыслить в тот момент, когда нахлынуло раздражение и ярость — важный момент в выборе собственного пути разрешения конфликтных ситуаций. Как и у любого явления, у конфликтов между одноклассниками есть свои причины. Часто конфликты возникают между учениками одного класса и основаны на несовпадении личностей, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу.
Большинство конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати — шестнадцати лет характеризуется повышенной обидчивостью, подозрительностью и тревогой. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Юноши и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и терпимостью по отношению к другим. Они видят все в черно-белом цвете и любому событию дают свою собственную оценку. Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников.
Ребенок, обладающий лидерскими качествами характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики часто демонстрируют собственное превосходство за счет физической силы, в то время как девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае, борьба за власть. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубокую потребность быть принятым. Этот процесс не может быть быстрым и тихим. Иногда проходят годы, прежде чем вчерашний ребенок поймет, какие методы действительны, а от каких следует отказаться.
Еще одной причиной острого конфликта со сверстниками являются многочисленные обиды и недопонимания. Ситуация, когда класс издевается над слабыми и беззащитными детьми, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, порожденный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию таких качеств личности, как недоверие и замкнутость. Школьные издевательства вредны не только для того, чтобы над кем-то постоянно издевались, но и для других учеников. Подростки видят картину отвратительных агрессивных действий, которые часто обходятся полной безнаказанностью. Конфликты в школе бывают разными и по-разному вовлекают взрослого в этот процесс. Тяжесть может быть довольно сильной или слабой. Скрытый конфликт часто остается невидимым для окружающих, потому что его участники долгое время не переходят к активным действиям. Приведенные примеры показывают, как важно действовать при первых признаках неприятностей и возникновении психологического дискомфорта у ребенка.
Литература:
1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. — М.: Феликс, 2009.
2. Андреев В. И. Конфликтология / В. И. Андреев. — М.: Альфа — Пресс, 2017.
3. Анцупов А. Я. Конфликтология: Междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований / А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов.– М.: Москва, 2017.
4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. — М.: Владос, 2014.
5. Леонтьев А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Леонтьев, — 3-е изд. — М.: «Смысл», «Академия», 2005, — с. 365.
6. Лукашонок О. Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя, М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 2018, — с. 79.