Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 15.03.2022

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Молдабекова, С. К. Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / С. К. Молдабекова, М. А. Бараханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89229/ (дата обращения: 18.12.2024).



Для родителей рождение ребенка с инвалидностью — это адаптация на всю жизнь. Братья и сестры также страдают. Инвалидность обусловлена целым рядом факторов. Семьи должны «научиться терпимо, относиться», принимать и своих детей. Будущие родители обычно мечтают, чтобы их новорожденный ребенок унаследовал некоторые из их черт и вырос, разделяя их ценности и интересы. Любой новый ребенок изменит семейную динамику, но когда у ребенка есть инвалидность, братья, сестры и родители разделяют горе и часто несут ответственность за уход за ребенком. Важно знать, как ребенок с ограниченными возможностями относится к своей ограниченной жизни. В этой статье исследуются некоторые взгляды и опыт семей, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями. В нем предлагаются способы, с помощью которых общины могут оказать поддержку этим семьям Каждый ребёнок, особенно ребёнок с ОВЗ, нуждается в родительской любви.

Успехи инклюзивности в значительной степени зависят от широкого спектра факторов. Учитель напрямую влияет на то, будет ли включение успешной тактикой или нет. Уровень подготовки учителей перед приемом учащихся с особыми потребностями в их класс напрямую влияет на успех инклюзии. По словам Воса и Буфкина, основными приоритетами подготовки учителей к инклюзивности являются добавление материалов об особых потребностях и соответствующих вмешательствах в учебные материалы учебных курсов по образованию и практический опыт в инклюзивном классе. Эти две стратегии предоставляют учителям знания о дифференциации как стратегии обучения и других методах, а также возможности для развития навыков сотрудничества с родителями и другими парапрофессионалами в этой области. Было показано, что все эти факторы помогают учителям развить уверенность в своей способности охватить всех учащихся и, следовательно, укрепить позитивное отношение к инклюзивности. В дальнейшем, демонстрируя это, Вос и Бункин обнаружили, что учителя были значительно более уверены в своей способности обучать учащихся с особыми потребностями после прохождения 400-часового курса непрерывного образования. Хотя это исследование продемонстрировало, что непрерывное образование может улучшить успехи инклюзивности, учителям, которые не могут получить доступ к непрерывному образованию, ориентированному на учащихся с ограниченными возможностями, как правило, не хватает уверенности и знаний, необходимых для обучения этой категории населения. Обычно семья воспринимается как природная среда, обеспечивающая гармоничное формирование и социальное приспособление ребенка. В отечественной психологии фиксировано, что становление малыша, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первоначальный вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитость ребенка конкретно находится в зависимости от того, с кем он разговаривает, каков круг и природа его общения в целом.

Исследования специалистов по психологии свидетельствуют о том, что необходимость детей в общении не возникает у них бессознательно. Она складывается постепенно, в зависимости от факторов жизни. Решающая роль в становлении и следующем развитии такой потребности принадлежит влияниям находящихся вокруг людей, прежде всего — близких взрослых. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с Овз, нуждается в родительской любви. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под воздействием воспитания удачно формироваться в психологическом и личностном отношениях. Для достижения позитивной динамики развития ребёнка с Овз требуются не только занятия со специалистами, но и интенсивное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции.

Семья в жизни всякого человека играет очень весомую роль. В Особенности имеет большое значение осознание семьи для ребенка, личность которого еще только складывается. Для него семья — это самые родные люди, принимающие его таким, каков он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и персональных необыкновенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития.

Для нормального психического развития ребенка ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

При планировании работы с семьями учитываю такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья — это малая социальная группа. Каждая семья — это целая система, которая имеет свои внутренние родственные связи и внешние связи с общественными организациями. Совершенно очевидно, что эффективность работы с семьей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь это две важные составляющие в социализации ребенка.

Организация профилактической работы с семьями учащихся школы-интерната началась с подключения родителей к активному участию в деятельность образовательного учреждения. Глубоко убеждена, что родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Здесь важен комплексный подход всех педагогов и специалистов учреждения. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня. Специальное образование — это широкий термин, используемый для определения распределения дополнительных ресурсов, используемых для обучения учащихся, страдающих ограниченными возможностями. Однако тип инвалидности, от которой страдает ребенок, имеет тенденцию варьироваться.

Несмотря на различия в инвалидности, специальные образовательные программы были разработаны, чтобы помочь обучать студентов, предоставляя им дополнительные ресурсы. Тем не менее, успехи программ специального образования в значительной степени зависят от типа инвалидности и тяжести инвалидности, от которой страдает ребенок. Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка.

Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями, но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом — это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

Литература:

  1. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие / Т. В. Егорова. — Балашов: «Николаев», 2002. — 80 с.
  2. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья — «особенный» ребенок / Н. Г. Корельская. — М., 2003. — 232 с.
  3. Мардахаев, Л. В. Отечественная социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. — М.: «Академия», 2003. — 384 с.
  4. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, возможность, непрерывное образование, обучение ребенка, потребность, родительская любовь, специальное образование, тип инвалидности.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Задать вопрос