Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме, касающейся школьной неуспеваемости, число учащихся, которые все больше и больше испытывают трудности в обучении, со временем увеличивается.
Среди элементов неуспеваемости различаются отставания. Неуспеваемость и отставание связаны между собой. Плохая успеваемость — более сложное явление, чем отставание. Когда говорят об ученике, что он не успевает, это означает, что он не владеет некоторыми знаниями, умениями и компетенциями, которыми овладели другие ученики класса, но эти пробелы невелики и могут быть восполнены школьником без затруднения при помощи преподавателя. После этого ученик уже может идти на уровне с классом. Ученик с низкой успеваемостью имеет уже такие пробелы в знаниях, умениях и навыках, при которых он не может усваивать дальнейший курс, в связи, с чем неуспеваемость его нарастает все больше, и создаются немалые сложности для ее преодоления.
Каждый ребенок, приходя в школу, испытывает энтузиазм, и огромное желание учиться. Именно с этого времени он считается взрослым. Очень грустно видеть, как постепенно угасает радость и огонь в его глазах. Начинает появляться разочарование, растерянность, неуверенность в себе и своих поступках. Если ребенок на своем пути к получению знаний встречает комплекс определенных трудностей, то это со временем станет тяжелой ношей для него самого, которая ложиться на его детские плечи.
Школьная неуспеваемость нередко используется в педагогике и психологии, но до сих пор так и не получило самостоятельного устойчивого научного статуса. Вопрос школьной неуспеваемости касается эффективности усвоения знаний и не включает в себя факторы, которые приводят к формированию состояния «неуспешности». Хорошая успеваемость не является основной причиной успеха ребенка в школе. Школьная неуспешность касается не только учебных показателей, но и затрагивает его личность. Если вдруг представление о собственной неуспешности коснется личности ребенка, то оно будет преследовать этого ребенка очень долгое время, а может быть и на протяжении всей его жизни.
Трудности в учебном процессе, особенно начинают проявляться еще в начальных классах, мешая ребенку овладеть определенной обязательной школьной программой. С начальный классов у детей закладывается фундамент системы школьных знаний, которые в последующем пополняются, и в это же время формируются умственные и практические навыки и действия. Потому что без них последующие учения и практические занятия невозможны. Отсутствие этой основы, отсутствие базовых знаний и навыков приводят к крайним трудностям в освоении программы среднего класса, в результате чего дети часто выходят из процесса обучения.
Такой проблемы можно было бы избежать, оказав своевременную и адекватную помощь ребенку в его проблемах, но для этого необходимо определить возможные причины неудач маленьких учеников, чтобы впоследствии такие методы и методики обучения помогли правильно их преодолеть.
Требования к учащимся составляют базу для создания контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования лишь в это время могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических перспектив школьников и взаимодействуют в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
Образование является одним из важнейших аспектов развития людских ресурсов. Плохая успеваемость в школе не только приводит к низкой самооценке ребенка, но и вызывает значительный стресс у родителей. Существует множество причин, по которым дети плохо успевают в школе, таких как проблемы со здоровьем, интеллект ниже среднего, специфическая неспособность к обучению, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, эмоциональные проблемы, плохая социокультурная домашняя обстановка, психические расстройства и даже экологические причины. Информация, предоставленная родителями, классным руководителем и школьным консультантом о трудностях ребенка в учебе, помогает педиатру поставить первоначальный диагноз. Однако перед постановкой окончательного диагноза обычно необходима мультидисциплинарная оценка офтальмологом, отоларингологом, консультантом, клиническим психологом, специальным педагогом и детским психиатром. Важно найти причины плохой успеваемости ребенка в школе и найти правильное решение такой проблемы.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной работы выделяется в отсутствии познавательных интересов, в характере совокупной направленности индивидуума. Комплекс таких качеств идентифицирует негативное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее негативное отношение идентифицирует интересы данной категории. В школе их выше всего прельщают такие предметы как физическая культура, уроки труда.
Школьная неуспеваемость представляет собой источник широкого круга недостатков, оказывает влияние на развитие индивидуума и поведения ребенка в целом. Неуспеваемость может быть следствием «внутренних» и «внешних» причин, т. е. особенностей формирования самого ребенка и отрицательных влияний социальной среды.
Даже самый вовлеченный родитель на самом деле не знает, что происходит в школе. Подростки иногда раскрывают в школе те стороны себя, которые они скрывают дома или наоборот, поэтому наблюдения учителя могут дать бесценную информацию о причинах академических проблем ребенка в дни, предшествующие родительской конференции учителей.
Плохая успеваемость в школе — серьезная проблема, которую необходимо решить. Чтобы найти правильные решения, первое, что необходимо принять во внимание, — это причина. Причины плохой успеваемости могут быть внешними или внутренними. Внешние причины включают: школьную среду, социальное взаимодействие, учителей и методы преподавания. В то время как внутренние причины могут быть связаны с проблемами дома, а также с эмоциональным состоянием и зрелостью детей. Независимо от того, какова может быть причина, плохая успеваемость — это не та ситуация, которая заслуживает наказания. Речь не должна идти о том, чтобы обвинять людей. Речь должна идти о выявлении проблем и их решении. Другими словами, активная позиция полезна как для родителей, так и для их детей. Сотрудничество учителей и терапевтов также может быть очень полезным. Если вы можете, поощряйте хорошие привычки к учебе у детей с плохой успеваемостью. Все дело в том, чтобы быть терпеливым, устанавливать распорядок дня и руководствоваться им. Это нужно делать понемногу, чтобы они не чувствовали давления.
Литература:
- Савенкову А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /
- Ушинский К. Д. Вопросы обучения. Избр. пед. соч., Т.2, М., Учпедгиз, 1954–321 с.
- Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т. Л. Белоусова. — М.: Просвещение, 2017.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975–368 с.
- Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. — М.: Просвещение, — 224 c.
- Абищев Н. Ж. Управление процессом усвоения знаний. — Астана.: СГУ, 1999 — С 22–28
- Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т. С. Гарькавая. — М.: Дикта, 2012. — 160 с.