В статье описаны особенности, формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с задержкой психоречевого развития, а также представлен вариант системы решения основных проблем взаимодействия всех членов семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: задержка психоречевого развития, взаимодействие с родителями, психокоррекционная работа.
Каждую секунду нашей жизни мы взаимодействуем с окружающим нас миром, объектами живой и неживой природы, предметами, сделанными руками человека, другими людьми. Важнейшим периодом развития ребенка является детство, именно на этой ступени развития закладываются основы для становления ребенка как всесторонне развитой личности. Уникальным первичным социумом, в котором ребенок находит своеобразный «эмоциональный тыл», учится взаимодействовать с окружающими его людьми, находит примеры для подражания, является семья. Согласно п.1 ст. 44 закона РФ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако еще одним немаловажным институтом социализации детей является детский сад. И хотя воспитательные функции семьи и детского сада различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. [1, с. 28]
Согласно ФГОС ДО, работа педагогов детского сада с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, поддержка специалистов дошкольного образовательного учреждения становится особенно актуальной. Такая поддержка дает возможность оптимизировать проблемы индивидуального и межличностного характера, появляющиеся в семье, развить у всех членов семьи (родителей (законных представителей), бабушек, дедушек, братьев и сестер) позитивное восприятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Л. А. Никитина писала: «Надо сделать, чтобы детский сад не отторгал, не подменял родителей от детей, а соединял их друг с другом и давал возможность для тонкого и богатого взаимодействия и общения». [2, с. 21]
Маркова А. К. в своих работах рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалистов дошкольного образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы организации взаимодействия ДОУ и родителей: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; формирование «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.
Нами были проанализированы все формы организации взаимодействия с семьями воспитанников, разработана и апробирована система решения основных проблем взаимодействия всех членов семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и снятия психоэмоционального напряжения в таких семьях.
Целью данной работы является выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка и формирование стрессоустойчивого эмоционального состояния родителей и всех остальных членов семьи.
Предложенная нами система работы с семьей, в которой воспитывается ребенок с задержкой психоречевого развития, проводится в дистанционной форме, что особенно актуально в ситуации пандемии и включает в себя несколько этапов.
Первый этап — подготовительный (сентябрь).
На этом этапе специалисты знакомятся с родителями зачисленных на коррекционно-развивающие занятия детей, выясняют позицию родителей в отношении данного нарушения развития у ребенка:
— родители объективно воспринимают и дают правильную оценку уровню развития ребенка;
— родители отрицают наличие нарушений в развитии ребенка;
— родители проявляют чрезмерную опеку и любовь в отношении ребенка;
— родители испытывают отвращение к ребенку (скрытое / явное) и объявляют общество виноватым во всех проблемах, касающихся развития данного ребенка.
Работа на данном этапе проводится в форме анкетирования, личных бесед.
Второй этап — диагностический.
Важнейшая цель данного этапа — диагностика особенностей психоэмоционального состояния семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психоречевого развития.
Для достижения указанной цели, специалистами были использованы следующие психодиагностические методики.
— конкурс рисунков «Наша семья»;
— тест для определения родительского отношения ОРО А. Я. Варга, В. В. Столина.
Третий этап — психокоррекционная работа с семьями.
На данном этапе родители, с помощью папок-передвижек, информационных стендов и личных бесед, были проинформированы об особенностях развития детей с задержкой психоречевого развития, способах установления конструктивных отношений с ребенком и другими членами семьи, о другой информации по запросу родителей (законных представителей).
На базе МБДОУ — детский сад № 9 комбинированного вида г. Меленки, был создан клуб «Дружная семья». В рамках работы данного клуба на входе в детский сад был вывешен «ящик помощи». Родители, являющиеся участниками данного клуба, могут опустить в ящик анонимную записку с описанием проблемы, возникающей в семье в процессе взаимодействия с ребенком с задержкой психоречевого развития. Каждый квартал проводится заседание клуба, на котором разбираются интересующие родителей вопросы, ранее опущенные в ящик.
В условиях пандемии данные заседания проводятся на платформе ZOOM в формате видео-встреч. Данные встречи проводятся в игровой форме с участием всей семьи (родителей (законных представителей), бабушек, дедушек, братьев и сестер ребенка), воспитывающей ребенка с задержкой психоречевого развития и специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Предварительно специалистами дошкольного образовательного учреждения подготавливается игра в формате презентации POWER POINT. В данной игре родителям предлагается выбрать один из сундучков, в котором находится шуточное задание, направленное на сплочение семьи и укрепление межличностных связей всех участников клуба. После выполнения задания родителям (законным представителям) или другим членам семьи ребенка с задержкой психоречевого развития предлагается выбрать один из номеров вопросов (которые ранее были опущены в «ящик помощи») с помощью рулетки. При этом родители изначально не видят самих вопросов и выбирают только его номер, вопрос открывается после выбора номера. Родители (законные представители) прочитывают вопрос вслух и предлагают способы решения проблемы, указанной в записке. После их ответа в обсуждение включаются остальные участники клуба и предлагают свои способы решения данной проблемы. В конце обсуждения данного вопроса специалисты дошкольного образовательного учреждения также делают свои комментарии и подводят итог. После заседания клуба специалисты дошкольного образовательного учреждения раздают родителям буклеты, в которых описываются варианты решения проблем, обсуждаемых ранее.
Кроме того, в периоды между заседаниями были проведены конкурсы среди участников клуба, в которых требовалось участие всей семьи: «Лучшее театральное представление», «Гимн нашей семьи», фотоконкурс «Наши увлечения», конкурс поделок «Семейное древо».
Четвертый этап — аналитический.
Основным показателем включенности родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности родителей в совместной деятельности с детьми, понимание проблем и успехов ребенка.
В конце учебного года родителям предлагается тот же тест-опросник, что и в начале года: тест для определения родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина. Специалисты анализируют изменения в отношениях между родителями (законными представителями) и детьми, а затем обсуждают эти изменения на индивидуальных консультациях с родителями (законными представителями).
В результате анализа деятельности клуба «Дружная семья» было выявлено, что во взаимоотношениях между членами семей, а также во взаимодействии педагогов, специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) произошли качественные изменения. Так, значительно возрос интерес родителей (законных представителей) к проблемам детей и поиску путей их решения. У большинства родителей (законных представителей) изменилась позиция в отношении нарушения развития их ребенка: родители (законные представители) стали объективно воспринимать и давать правильную оценку уровню развития ребенка. Также внутри семей улучшился психологический климат: по словам родителей (законных представителей), в семьях значительно сократилось количество ссор и конфликтов, все члены семьи стали более дружными и научились спокойно решать возникающие проблемы.
Таким образом, деятельность клуба «Дружная семья» позволяет устранить проблемы индивидуального и межличностного характера, возникающие в семье, способствует позитивному восприятию родителями (законными представителями) и другими членами семьи личности своего ребенка, гармонизации в отношениях всех членов семьи, а, следовательно, дает возможность гарантировать оптимальную социальную адаптацию ребенка и способствует его развитию.
Литература:
- Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. — 2002г. — № 4. — С. 28
- Никитина Т. О. Практикум для родителей «Семья и семейные отношения» / Т. О. Никитина, Т. О. Евсеева // Воспитатель ДОО. — 2013. — № 8. — С. 21–25.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.