В статье автор рассматривает отчетность о результатах контрольных действий, утвержденного федеральным стандартом, в качестве элемента для оценки деятельности контрольных органов
Ключевые слова: постановление Правительства, контрольные действия, отчетность
Подготовка и оформление итоговых результатов контрольных действий осуществляется в качестве завершающего этапа, проводимого на основании данных, полученных в течение всего отчетного периода. Изучив основные подходы и проблематику оценки эффективности деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля (далее — ВМФК), можно сказать, что отчетность о результатах контрольных действий обязательно должна являться одним из элементов оценки, которую впоследствии можно использовать при сравнении итогов разных муниципальных образований.
Постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1478 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности» (далее — Постановление № 1478) установлены правила составления вышеназванной отчетности, указаны сроки представления и опубликования в сети «Интернет» [1].
Ранее, до принятия единого для всей страны стандарта отчетности, каждый орган ВМФК разрабатывал для себя внутренний ведомственный стандарт, в соответствии с которым предоставлялся итоговый отчет. Таким образом получалось, что каждое муниципальное образование подходило к данному вопросу по-разному, не было единообразия, что давало размытое представление об итогах деятельности органа ВМФК.
В соответствии с Постановлением № 1478 отчетным периодом составления документа считается календарный год, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря включительно, в который входят все проверки, оконченные в указанный период, вне зависимости от того, когда они были начаты.
Дополнительно к отчету предоставляется пояснительная записка, содержащая данные, указанные в таблице 1, составленную автором на основании Постановления.
Таблица 1
Информация, содержащаяся в пояснительной записке отчетности о результатах контрольных мероприятий
№ п/п |
Сведения |
Примечание |
1 |
Наличие у органа контроля кадровых ресурсов |
Общее количество сотрудников у органа контроля, количество должностных лиц, участвовавших при проведении контрольных мероприятий, количество вакантных мест у органа контроля, сведения о мероприятиях по повышению квалификации у проверяющих |
2 |
Сумма средств бюджета, использованная на содержание контролирующего органа |
Сумма отражается в тысячах рублей |
3 |
Сумма средств бюджета, использованная при проведении экспертиз |
При проведении проверок возможно проведение экспертиз и привлечение независимых экспертов |
4 |
Количество выявленных нарушений |
Сумма отражается в тысячах рублей |
5 |
Результаты проверок |
Представления/предписания, сведения для передачи в правоохранительные органы, прокуратуру, прочим органам, заявления в суды, производство о нарушениях в части КоАП, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (вся указанная информация предоставляется при наличии) |
6 |
Жалобы/исковые заявления на орган контроля |
При наличии |
Сроком предоставления всех сведений является 1 марта года, следующего за отчетным. Для органа ВМФК вся отчетность представляется главе местной администрации муниципального образования с обязательным размещением на официальном сайте органа ВМФК в сети «Интернет» не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Приложением к Постановлению № 1478 установлена типовая форма отчета с перечнем показателей, характеризующих результаты контрольной деятельности органа ВГ(М)ФК (приложение 1). К перечисленным показателям относятся:
— объем проверенных средств при реализации ВГ(М)ФК (федеральные средства, средства субъекта, местного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов);
— объем проверенных средств при проведении контроля в сфере закупок;
— объем выявленных нарушений (федеральные средства, средства субъекта, местного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов);
— объем выявленных нарушений при проведении контроля в сфере закупок;
— количество ревизий/проверок в отчетном периоде, отдельно выделяя плановые и внеплановые;
— количество камеральных проверок, включая проверки в сфере закупок;
— количество обследований отдельно выделяя плановые и внеплановые.
Изучив отчетность, утвержденную федеральным стандартом, делаются выводы, что указанные в ней показатели не в полной мере отражают реализацию ВМФК и являются только количественными. Для наиболее развернутой картины видения результатов контрольной деятельности всех контролирующих органов муниципальных образований необходимо законодательно расширить данный отчет, что дало бы полную картину действий контролирующих органов в муниципальных образованиях с возможностью сравнения и анализа их друг с другом как в отчетном периоде, так и в динамике.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1478 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности».