Особенности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 08.03.2022

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Лавриченко, С. В. Особенности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста / С. В. Лавриченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89323/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пытается описать особенности эстетической культуры старших дошкольников.

Ключевые слова: педагоги, дошкольники, эстетическая культура.

Эстетическая культура — важнейшая часть духовного облика человека, включающая в себя интеллектуальные и чувственные способности, умение ощущать свою связь с миром, переживать яркое разнообразие этих отношений по законам красоты [1].

Степень развития эстетической культуры человека влияет на творческую направленность целей, видение мира, взгляд на принятые моральные ценности, способность необычно мыслить, интеллигентность. Способность общества воплощать развитие искусства, обеспечивать эстетические отношения — это и есть эстетическая культура, основными элементами которой являются система эстетических ценностей и эстетические отношения. Интеллектуально-практическая деятельность людей, несущая в себе эстетическую составляющую, способы целенаправленного усвоения накопленного эстетического опыта, эстетическое сознание, прагматичные области познания — все это формирует структуру эстетической культуры [2].

Взаимодействие эстетических сознания и деятельности дает представление об уровне духовного освоения человеком мира, в котором существует человек.

С точки зрения структуры В. Н. Липский определяет эстетическую культуру через серию таких компонентов: эстетические объекты и явления, эстетические стороны культурных ценностей; эстетические представления и предпочтения людей, эстетические стороны их деятельности и эстетическое воспитание [3].

Эстетическая культура является базовым компонентом культуры личности, она характеризует интеллектуальную и эмоциональную жизнь ребенка. Искусство — один из важнейших факторов приобщения к эстетической культуре и ее формирования, путь к совершенствованию неограниченных возможностей творчества, путь к осознанию эстетических способностей личности.

Искусство не может обходить ребенка стороной, как и сам ребенок не может его не заметить, позволяя тем самым стать гармоничной частью его духовного богатства. Интеллект, нравственность и эстетическое чувство постепенно развиваются в ребенке и обогащают его внутренний мир.

Умение видеть красоту, получать эстетическое удовольствие, созерцая мир и природу, стимулирует ребенка развивать собственные творческие способности. Но необходимо учитывать принципы последовательности и возрастосообразности для того, чтобы подвести к интуитивному чувствованию, что в свою очередь сформирует способность осознанно относиться к прекрасному в искусстве и жизни. Динамичность в таком случае обретет естественный и непрерывный характер, при нарушении темпа и динамики детского развития (к примеру, ребенка раньше времени отдают в школу) уровень педагогических стараний заметно увеличивается, а результативность эстетического развития значительно понижается.

Формирование разносторонней личности, сочетающей в себе моральную чистоту, физический идеал, духовно-моральные ценности, а также высоко развитые эстетические, теоретические и практические умения и навыки, эффективно обеспечивают педагоги, ведущие детей по пути эстетического совершенствования. Комплекс различных средств и методов, рождающих в дошкольнике эстетическое отношение к жизни, к музыке, литературе, умение объективно оценивать художественные произведения, педагоги называют эстетическим воспитанием, одним из важнейших элементов педагогической системы становления и формирования личности человека.

Каждая область развития ребенка в детском саду имеет то, что отличает ее от других. Особенность эстетического воспитания заключается в том, что оно объясняет ребенку понятие красоты мира, воспитывает в нем утонченность, чувствительность по отношению ко всему, что создано природой и человеком, формирует духовные потребности, эмоционально-эстетическое отношение к искусству, а главное, развивает творческие способности.

Фантазия и воображение, чувство ритма и слух, ассоциативность и интуиция, желание познавать предмет или явление в их неповторимой целесообразности, необыкновенности формы и ее логичности приносят пользу не только самому ребенку в отдельности, но и всей общественной системе. Развитие эстетической культуры дошкольников носит глобальный характер, поскольку без вышеперечисленных умений невозможно и развитие научного творчества, современного производства, мировоззренческих основ и нравственной культуры всего общества в целом [4].

Итак, эстетическое воспитание ребенка, являясь неотъемлемой частью его разностороннего совершенствования, также неразрывно связано со всеми деятельностными областями человека, его ценность заключается в преобразовании общества и способности направлять на путь всестороннего развития. В содержании эстетического развития дошкольников заложены основы не только их общего развития, оно состоит в органической взаимосвязи с физическим, трудовым, нравственным и интеллектуальным воспитанием [5].

В старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки эстетической культуры, формируется интерес к ней, дети нуждаются творчески самовыражаться, проявляют инициативу и самостоятельность в воплощении художественного замысла [6].

По мнению В.А Разумного, чтобы сформировать у старших дошкольников эстетическую культуру, эффективным путем будет придерживание таких принципов, как, к примеру, принцип активности и самостоятельности, который заключается в сотворчестве детей и взрослых. Одним из основных в дошкольной педагогике принципов является принцип наглядности, он наиболее успешно помогает детям воспринимать и запоминать информацию, создают ясную картину действий и результата. В данном случае используются разнообразные наглядные средства: возрастосообразная литература, технические средства, игрушки, картинки, музыкальные инструменты, необходимые для творческого воплощения детей материалы [7]. Принцип поэтапности позволяет дошкольнику своевременно получать информацию, анализировать ее и запоминать. Немаловажен и принцип индивидуально-личностной ориентации, так как ребенок отличается особой индивидуальной восприимчивостью, непосредственностью и эмоциональностью. Педагоги также придерживаются принципа познавательной выразительности, используя при этом приемы эмоционального подкрепления, и принципа успешности, который заключается в системе доступности информации для дошкольников и гарантии успешного выполнения заданий. Следуя принципу коммуникативности, у детей формируется социальная мотивация посредством воспитания потребности в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагог, развивая в детях основы эстетической культуры, обязан учитывать особенности данного возраста. Одной из них являются изменения, которые происходят в системе познавательных процессов ребенка.

Становление и развитие эстетических взглядов у дошкольников как составляющей их духовного мира — непростой и многогранный процесс, на протяжении которого ребенок постепенно формирует собственную позицию, претерпевающую изменения под влиянием изучения мира, общения с товарищами и родителями, наблюдением за природой и постижения самого искусства. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учётом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Б. Т. Лихачёв [8].

Детская литература, мультипликационные фильмы и кино являются главным способом знакомства дошкольников с эстетическими формами. В выдуманных историях автор хочет поведать ребенку о добре и зле, милосердии и жестокости, лживости и справедливости, отдавая при этом слово главным героям. И по мере своего понимания малыш становится сторонником положительных героев, перенимает взгляды автора и соглашается с ним, как бы доверяясь ему. И с подобных первых шагов книга для него становится второй реальностью, что в будущем приводит его к устойчивым, трудно сменяющимся позициям. Ребенок, как говорила М. Монтессори, как «губка», впитывает в себя ценность и смысл литературы, что обусловлено природой человека непрерывно развиваться.

Старший дошкольный возраст ведет за собой изменения в мотивационной сфере дошкольников, за этим приходит осознанность, выработка мнений и формирование взглядов по отношению к искусству. В своей работе Д.Б Лихачев отмечает, что к мотивации познавать мир присоединяется осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически».

Подобные дети наслаждаются прослушиванием музыки, рисованием картин, чтением книг, обсуждением того, что они созерцали, в какой мире образов они побывали. Но у них еще нет понятия об эстетическом отношении к жизни и искусству, которое уже успело сформироваться. И вскоре такая склонность к духовному питанию преображается и переходит в потребность.

Другие же не имеют конкретного эстетического отношения, общение с искусством происходит односторонне. Прочтение книги, слушание музыки, создание чего-то прекрасного для них выглядит как процесс решения задачи, которую им поставили взрослые, и глубина, содержащаяся в искусстве, проходит мимо, не сумев показать свою красоту. У детей сохраняется лишь общее представление об увиденном и услышанном. В этом заключается сложность педагогического процесса — «нащупать», «прочесть» отношение ребенка, его истинные эстетические мотивы.

Понимание ценности природы, красоты мира, разнообразия человеческой личности, животных и растений обостряет интерес ребенка, побуждает к познанию, развивает мышление и память, внимание, возбуждает любознательность. Дошкольный возраст — глубоко эмоциональный период развития человека, именно в детстве мы как никогда остро и всесторонне ощущаем красоту, неповторимость нашего мира. В это время слабо развита осознанность, но эмоциональная чувствительность в несколько раз превышает чувствительность взрослого человека, именно поэтому глубокие эмоциональные переживания могут надолго сохраниться в памяти. Такие переживания могут объяснить интересы, страхи, мысли, цели, сны в будущем, а также облегчить процесс выработки привычек, умений и взглядов.

Один из незаменимых способов проникновения в детское сознание, его углубление, конструирование и расширение — педагогическое использование эмоционального отношения дошкольника к миру в целом [9]. Будучи в дошкольном возрасте, ребенку тяжело разобраться, где есть истина прекрасного, а где ложь, именно для этого педагогу необходимо владеть знаниями об особенностях эстетического воспитания старших дошкольников. Это может проявляться в акцентировании внимания на чувствах, а не на содержании. Ребенок в первую очередь овладевает сенсорными навыками, через которые и познает мир, его эстетическое чувство педагог развивает через единство линии и величины, формы, цвета и звуков. Сформировать у ребенка основы эстетической культуры педагогу помогает способность дошкольника к подражанию, вследствие чего он должен давать только положительные примеры и правильно истолковывать смысл литературных и музыкальных произведений.

Таким образом, именно педагогический профессионализм определяет уровень развития эстетической культуры у старших дошкольников, педагогу необходимо обладать художественно-творческими умениями и навыками. Работа по эстетическому воспитанию детей всегда будет эффективна при условии использования различных форм работы с детьми, интересных им, создания ситуации успеха, что мотивирует дошкольников на дальнейшее познание в данной области, сотрудничества с родителями, способствующего на формирование основ эстетической культуры старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст — это особенный возраст для формирования эстетической культуры, где главную роль в жизни дошкольника играет педагог. Учитывая это, грамотные педагоги способны сформировать подлинное мировоззрение ребенка, воспитать в нем гармоничную личность, заложить прочный эстетический фундамент, так как именно в старшем дошкольном возрасте ребенок наиболее всего готов воспринимать и перенимать знания, тем самым формируя отношение к миру и развивая собственные эстетические интересы.

Литература:

  1. Гинтер С. М. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2012. — № 2. — С. 37–41.
  2. Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — С. 223.
  3. Липский В. Н. Трансформации эстетической культуры в социально-политическом контексте // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — С. 224–229.
  4. Базелюк В. В., Чурашов А. Г. Становление эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографической деятельности как актуальная педагогическая проблема // Челябинск: 2011. — С. 24–31.
  5. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры/ А. И. Буров.- М.: Искусство, 1975. — С. 175.
  6. Дубровская Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М.: Академия», 2012. — С. 256.
  7. Разумный В. А. Методика воспитания эстетической культуры личности / В. А. Разумный. — М.: ВНМЦ, 2015. — 71 с.
  8. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  9. Киященко Н. И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс / Н. И. Киященко. — М.: Знание, 1981. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическая культура, ребенок, педагог, старший дошкольный возраст, дошкольник, искусство, эстетическое воспитание, эстетическое отношение, дошкольный возраст, эстетическое чувство.


Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников.

Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое в...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников.

Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое в...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Задать вопрос